Энциклопедический словарь
 
 

В






Главная > Энциклопедия > В > Термины

ВАСИН Владимир Алексеевич (р. 1947)

российский спортсмен (прыжки в воду), заслуженный мастер спорта (1972). Чемпион Олимпийских игр (1972), СССР (1966, 1969, 1972). Президент (в 1990-92), 1-й вицепрезидент (с 1992) НОК России.

ВАСИН Владимир Васильевич (р. 1941)

российский математик, член-корреспондент РАН (1994). Труды по некорректным задачам и их приложению.

ВАСИН Владимир Васильевич (р. 1941)

российский математик, член-корреспондент РАН (1994). Труды по некорректным задачам и их приложению.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

ВАСИФИ Зайнаддин Махмуд (1485-1551 или 1566)

таджикский писатель. Беллетризованные мемуары "Удивительные события" выражают идеи городской антифеодальной оппозиции.

ВАСИШТХА

ведийский мудрец-риши, олицетворение Большой Медведицы.

ВАСКО ДА ГАМА

см. Гама.

ВАСКОНСЕЛОС (Vasconcelos) Хосе (1882-1959)

мексиканский философ и политический деятель. В 1921-23 министр народного образования. Разработал философскую систему, основанную на идеях неоплатонизма. В книге "Космическая раса" (1925) выдвинул гипотезу об образовании из смешения современных рас новой "космической расы".

ВАСКУЛИТ (от лат. vasculum - сосудик)

воспаление стенки мелких кровеносных сосудов при инфекционных и инфекционноаллергических заболеваниях (ревматизм, сепсис, сыпной тиф и др.). Часто сочетается с тромбозом сосуда (тромбоваскулит).

ВАСНЕЦОВ Андрей Владимирович (р. 1924)

российский художник-монументалист, живописец, народный художник СССР (1991), членкорреспондент АХ (1988). Внук В. М. Васнецова. Председатель правления СХ (с 1988). Строгие, простые по выразительным средствам мозаики, декоративные скульптуры, рельефы (мозаика "Человек и печать" в новом здании газеты "Известия", 1977, совместно с Н. И. Андроновым, Государственная премия СССР, 1979).

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926)

российский живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины ("С квартиры на квартиру", 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок ("После побоища", 1880, "Аленушка", 1881, "Богатыри", 1881-98). Выступал как театральный художник ("Снегурочка" А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-96).

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович [3 (15) мая 1848, село Лопьял, ныне в Кировской области - 23 июля 1926, Москва)

российский художник. Сыграл ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма 19 века к стилю модерн. Годы учебы Выходец из семьи сельского священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 - член Товарищества передвижных художественных выставок. Ранний период Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин - петербургская беднота, напр., чета обнищавших стариков, меняющая жилище ("С квартиры на квартиру", 1876, Третьяковская галерея). Добродушного юмора полна картина "Преферанс" (1879, там же), иронизирующая над унынием мещанской жизни. Ирония и сострадание сливаются здесь воедино, что близко поэтике Ф. М. Достоевского. Фольклорно-исторические картины Подъем общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода - картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам "Слова о полку Игореве", 1880), "Аленушка" (1881), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897). Наибольшую известность получила картина "Три богатыря" (1881-98; все четыре - в Третьяковской галерее) с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, охраняющих границы отечества. На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос. Ряд произведений (напр., "Три царевны подземного царства", 1881, Третьяковская галерея) уже несет в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма, которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью. У русских и зарубежных ценителей (напр., у А. А. Блока и Р. М. Рильке) творчество нового, "эпического" Васнецова находит горячий отклик как выражение "нового русского стиля". Новаторский этап в сценографии составили васнецовские эскизы к постановке пьесысказки А. Н. Островского "Снегурочка" (акварель, 1881-82, музей-усадьба в Абрамцеве) на домашней сцене С. И. Мамонтова в Москве и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова (акварель, гуашь, 1885, Третьяковская галерея) в Московской частной русской опере того же мецената. Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно "Каменный век" (1883-85), написанном для московского Исторического музея, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-96); стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом. Архитектура и дизайн Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. В русском стиле он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, "растительная" целостность и декоративное богатство форм. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковсконовгородской традиции (1881-82) и шутливо-сказочная "Избушка на курьих ножках" (1883). Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре. Поздний период Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний. Ужасы революционного террора начала века толкают его в лагерь правых экстремистов националшовинистического толка. Он вступает в "Союз русского народа", оформляя своими славянскими орнаментами издания "союзников". Полны сложного аллегорического подтекста картины "Царевна-Лягушка" (1901-18) и "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем" (1913-18); общественность воспринимала их как выражение тревожных раздумий мастера по поводу назревавшей и свершившейся социальной катастрофы. После Революции он не принимает активного участия в художественной жизни, но продолжает работать, создав, в частности, ряд значительных портретов, в том числе неоконченный портрет художника М. В. Нестерова (1926; все три - Дом-музей В. М. Васнецова, Москва), испытавшего его глубокое влияние. В 1953 московский дом Васнецова (построенный по его эскизу в 1894 году) был превращен в Дом-музей. Музей имени братьев Васнецовых был открыт в 1988-м в Кирове (б. Вятка). Литература: В. М. Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения Современников. М., 1987. В. М. Васнецов: Каталог выставки / Государственная Третьяковская галерея. М., 1990. Лазуко А. К. В. М. Васнецов. Л., 1990. В. М. Васнецов. 1848-1926: Сб. материалов. М., 1994. Пастон Э. В. В. Васнецов. М., 1996. М. Н. Соколов.

ВАСНЕЦОВ Юрий Алексеевич (1900-73)

российский график, народный художник России (1966). Автор красочных, проникнутых духом русского фольклора иллюстраций к детским книгам ("Ладушки", "Радуга-дуга") и эстампов. Государственная премия СССР (1971).

ВАСОЙ Амморейский (Фригийский) (ум. ок. 845)

полководец, один из 42-х христианских мучеников, казненных арабами-мусульманами за отказ принять ислам. Память в Православной церкви 6 (19) марта.

ВАСПУРАКАНСКОЕ ЦАРСТВО

армянское государство в обл. Васпуракан (908-1021). Занимало территорию в районе оз. Ван. Завоевано Византией.

ВАССА Алонская (ум. 305 или 311)

христианская мученица, пострадавшая в гонение императора Максимиана вместе с тремя сыновьями. Память в Православной церкви 21 августа (3 сентября).

ВАССАЛИТЕТ (от средневекового лат. vassallus - вассал, vassus - слуга)

в средние века в Зап. Европе система отношений личной зависимости одних феодалов - вассалов от других - сеньоров. Вассал обычно получал от сеньора феод и был обязан нести за это определенные повинности (прежде всего военную службу). Крупные феодалы, становясь вассалами верховного сеньора (сюзерена), в свою очередь имели вассалов.

ВАССБЕРГ (Wassberg) Томас Ларс (р. 1956)

шведский спортсмен (лыжный спорт). Чемпион Олимпийских игр (1980 - в гонке на 15 км; 1984 - в гонке на 50 км и эстафете 4x10 км; 1988 - в эстафете). Многократный чемпион мира.

ВАССЕРМАН (Wassermann) Август (1866-1925)

немецкий бактериолог и иммунолог. Разработал (1906, совместно с А. Нейссером) метод серодиагностики сифилиса (реакция Вассермана).

ВАССЕРМАН Якоб (1873-1934)

немецкий писатель. Социально-этические романы о современности: "Каспар Гаузен" (1908), "Человек с гусями" (1915), "Дело Маурициуса" (1928).

ВАССИАН КОСОЙ (Василий Иванович Патрикеев) (? - до 1545)

российский князь, боярин с 1495, писатель, глава нестяжателей с 1508. Пострижен в монахи. Осуждал церковное землевладение. Обвинен в ереси на церковном соборе 1531 и сослан в Волоколамский монастырь.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz