Энциклопедический словарь
 
 

В






Главная > Энциклопедия > В > Термины

ВЕРЕЙСКИЙ Орест Георгиевич (1915-93)

российский график, народный художник СССР (1983), действительный член АХ СССР (1983). Сын Г. С. Верейского. Иллюстрации к произведениям А. Т. Твардовского, М. А. Шолохова, станковые серии. Государственная премия СССР (1978).

ВЕРЕЙСКО-БЕЛОЗЕРСКОЕ КНЯЖЕСТВО

удел Московского великого княжества в 1432-86.

ВЕРЕЛЬСКИЙ МИР

завершил русско-шведскую войну 1788-90 (3.8.1790, Верель, ныне Вяряля в Финляндии). Не внес территориальных изменений.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

ВЕРЕНИГИНГ (Vereeniging)

город в ЮАР, см. Феринихинг.

ВЕРЕСАЕВ (наст. фам. Смидович) Викентий Викентьевич (1867-1945)

русский писатель. Повести об исканиях интеллигенции на рубеже 19-20 вв.: "Без дороги" (1895), "Записки врача" (1901). Критико-философские произведения о Ф. М. Достоевском, Л. А. Толстом. Документальные работы об А. С. Пушкине ("Пушкин в жизни", 1926-27; "Спутники Пушкина", 1936-37), Н. В. Гоголе. Государственная премия СССР (1943).

ВЕРЕСАЙ Остап Никитич (1803-90)

украинский кобзарь. Выступал с концертами на археологическом съезде в Киеве (1874), Санкт-Петербурге (1875).

ВЕРЕСК

род кустарничков семейства вересковых. 1 вид, в Евразии, Сев. Африке, Америке. Медонос, декоративное растение. Иногда вереском называют виды рода эрика.

ВЕРЕСКОВЫЕ

семейство вечнозеленых растений класса двудольных; кустарники, редко полукустарники, лианы и деревья. Св. 3 тыс. видов (ок. 100 родов), в обоих полушариях; св. 50 видов (20 родов) в Прибалтике, Сибири, на Украине, Кавказе, Дальнем Востоке, от тундры до субтропиков, за исключением засушливых степей и пустынь. К вересковым относятся вереск, багульник, толокнянка, рододендрон и др. Многие вересковые декоративны.

ВЕРЕТЕНИЦЫ

семейство ящериц. Длина до 1,2 м. У некоторых ноги малы или отсутствуют (тело змеевидное, напр. у желтопузика). Ок. 80 видов, главным образом в Юж. и Центр. Америке. Веретеница ломкая (длина до 60 см) - в Евразии.

ВЕРЕТЕННИКОВ Василий Иванович (1880-1942)

российский историк, архивист, доктор исторических наук, профессор. Труды по дипломатике и истории государственных учреждений России 18 в.

ВЕРЕТЕНО

приспособление для прядения (ручного или машинного) - стержень для наматывания пряжи, ровницы или нити (в машинном прядении на веретено надевается патрон, шпуля, катушка и т.д.). Основной рабочий орган ровничных, прядильных, крутильных и др. машин.

ВЕРЕТЕНО ДЕЛЕНИЯ

в биологии - система микротрубочек в делящейся клетке, обеспечивающая расхождение и строго одинаковое (при митозе) распределение хромосом между дочерними клетками.

ВЕРЕТЬЕ (верея)

местное название (в центральных и северных областях Европейской части Российской Федерации и на юге Зап. Сибири) возвышенной сухой гряды среди болот, поймы, прибрежной низины.

ВЕРЕШ (Veres) Петер (1897-1970)

венгерский писатель. Рассказы, повесть "Неурожайный год" (1942), трилогия "История семьи Балог" (1950-57) о крестьянской бедноте.

ВЕРЕШМАРТИ Михай (1800-1855)

венгерский поэт-романтик. Сторонник Л. Кошута во время Революции 1848-49 в Венгрии. Эпическая поэма "Бегство Залана" (1825), пьеса-сказка "Чонгор и Тюнде" (1831), драма "Кровавая свадьба" (1833), стихи.

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904)

российский живописец. Был близок к передвижникам. В правдивых батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871-74), Отечественной войны 1812 (1887-1904) показал народные массы как главную силу военных событий, с демократических позиций обличал завоевательные войны. Погиб при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт-Артуре.

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич [14 (26) октября 1842, Череповец - 31 марта (13 апреля) 1904, Порт-Артур, ныне Люйшань]

российский художник. Крупнейший мастер батального жанра в русской живописи 19 в. Годы учения Выходец из семьи помещика, в 1850-60 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине флотского гардемарина. Плавал в 1858-59 на фрегате "Камчатка" и других кораблях в Данию, Францию, Англию. Отказавшись от карьеры морского офицера, в 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но, неудовлетворенный консервативной системой преподавания, оставил ее в 1863. Приехав в Париж в 1864, пользуется советами Ж. -Л. Жерома, посещая его мастерскую в Школе изящных искусств. С большой симпатией относится к Товариществу передвижных художественных выставок, участвуя в их экспозициях. Путешествия Неутомимый путешественник, Верещагин ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Зап. Европу, дважды посетил Туркестан (1867-68, 1869-70); участвуя в колониальных походах русских войск, дважды был в Индии (1874-76, 1882). В 1877-78 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-89 (а также 1902) США, в 1901 - Филиппины, в 1902 - Кубу, в 1903 - Японию. Путевые впечатления легли в основу бесчисленных этюдов и картин, которые слагались обычно у Верещагина в большие циклы. "Туркестанская серия" Пейзажам и жанровым картинам художника свойственна этнографическая точность наблюдений, романтический восторг перед многообразной красотой мироздания и быта населяющих его народов. Напротив, батальные композиции Верещагина выделяются своим жестким критическим реализмом, что отвечает общей тенденции изо-искусства 2-й половины 19 в., которое все решительнее переходит от бравурных, классицистскоромантических "триумфов победителей" к натуралистически откровенным образам трагической "изнанки войны". Так, знаменитая "туркестанская серия" Верещагина (1869-73), будучи живописной летописью российского завоевания Средней Азии, не лишена пропагандистских имперских амбиций (тем более, что художник не прочь подчеркнуть доблесть русских и, напротив, "варварство" и "садистическую жестокость" противника); но в целом картины, сам их желтовато-коричневый колорит, впитавший в себя дыхание пустыни, пронизаны чувством безысходности и бренности. Известнейшее полотно серии, "Апофеоз войны" (1870-71, Третьяковская галерея), - с грудой черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, - снабжено красноречивой надписью на раме: "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим". "Индийская" и "балканская" серии Вслед за путешествием по Индии Верещагин (в основном в 1876) создает "индийскую серию" - с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. В 1878-80 пишется "балканская серия", посвященная русско-турецкой войне. Симпатии к болгарскому народу, страдающему под игом Османской империи, не мешают художнику изображать поля сражений без всякого героико-патетического глянца, во всем их смертоносном ужасе. Особенно сильное впечатление на современников произвела картина "Побежденные. Панихида" (1878-79, там же), где под пасмурным небом расстилается целое поле трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. "Наполеон в России" Из последующих серий художника наибольшей популярностью пользовался цикл "Наполеон в России" (1899-1900), на темы Отечественной войны 1812 года, где, несмотря на высокое мастерство картинной режиссуры, верх все же берут бравурные эффекты своего рода "исторической оперы". В 1880-е гг. Верещагин не раз обращался к евангельским мотивам, трактуя и их с жестоким натурализмом, игнорирующим все привычные каноны (картины на тему Голгофы). Общественный резонанс В 1870-90-е гг. выставки Верещагина в России и за ее пределами вызывают бурный общественный резонанс. На определенный период он становится самым популярным русским художником за рубежом, оказывая большое влияние на развитие международного пацифистского движения. В России о нем восторженно отзываются такие выдающиеся представители либеральной интеллигенции, как критик В. В. Стасов и писатель В. М. Гаршин. Последний находит в его образах грозное пророчество, считая, что изображенные здесь ужасы "вспомянутся чрез много лет/ В день грозных бед!" ("На первой выставке картин Верещагина", 1874). Остро чувствуя своим темпераментом художника-публициста напряженный пульс времени, мастер вновь и вновь устремляется в горячие точки планеты и гибнет во время русско-японской войны, в Порт-Артуре, при взрыве броненосца "Петропавловск". В Череповце существует дом-музей Верещагина. Сочинения: Избранные письма. М., 1891. На войне в Азии и Европе: Воспоминания. М., 1894. Литература: В. В. Верещагин: Воспоминания сына художника. Л., 1982. Завадская Е. В. В. В. Верещагин. М., 1986. Лебедев А. К., Солодовников А. В. В. В. Верещагин. Л., 1987. Демин Л. С мольбертом по земному шару. Мир глазами В. В. Верещагина. М., 1991. М. Н. Соколов.

ВЕРЕЩАГИН Глеб Юрьевич (1889-1944)

российский гидробиолог, озеровед. Основные труды по ледовому режиму, динамике и морфологии берегов, гидробиологии Байкала. Автор теории морского происхождения байкальской фауны и флоры.

ВЕРЕЩАГИН Леонид Федорович (1909-77)

российский физик, академик АН СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1963). Организатор и директор Института физики высоких давлений АН СССР (с 1958, ныне им. Верещагина). Основные труды по свойствам веществ при высоких и сверхвысоких давлениях и разработке методов получения сверхвысоких давлений. Под руководством Верещагина впервые в СССР синтезированы алмазы (1960). Ленинская премия (1961), Государственная премия СССР (1952).

ВЕРЕЩАГИН Федор Григорьевич (р. 1910)

украинский режиссер, народный артист СССР (1977). С 1948-86 главный режиссер Винницкого музыкально-драматического театра им. Н. К. Садовского.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz