Энциклопедический словарь
 
 

В






Главная > Энциклопедия > В > Термины

ВЕС ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

см. Масса тела человека.

ВЕСЕЛАГО Феодосий Федорович (1817-95)

российский военно-морской историк, генерал (1892), почетный член Петербургской АН (1884). Труды по истории русского флота и военно-морского искусства.

ВЕСЕЛКА

гриб из группы гастеромицетов. Плодовое тело молодого гриба овальное, диаметр до 6 см (т. н. чертово яйцо), зрелого - имеет вид шляпочного гриба. Высота до 30 см. Растет в лесах повсеместно. Применяется в народной медицине при подагре и ревматизме. Молодой гриб съедобен.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

ВЕСЕЛОВСКИЕ

российские дипломаты 18 в.: 1) Авраам Павлович (1683-1780), российский представитель в Нидерландах и Австрии в 1715-19. 2) Исаак Павлович (1688-1754), при императрице Елизавете Петровне член Коллегии иностранных дел. 3) Федор Павлович (? - после 1762), секретарь ряда российских посольств, с 1717 представитель в Лондоне, позднее куратор (попечитель) Московского университета.

ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич (1838-1906)

российский литературовед, академик Петербургской АН (1880). Представитель сравнительно-исторического литературоведения; родоначальник исторической поэтики. Исследования базировались на глубоком знании славянской, византийской и западноевропейской литератур и мирового фольклора.

ВЕСЕЛОВСКИЙ Борис Борисович (1880-1954)

российский историк, экономист, доктор экономических наук, профессор. Труды по истории земства, экономике городского хозяйства и краеведению.

ВЕСЕЛОВСКИЙ Николай Иванович (1848-1918)

российский археолог и востоковед, профессор, член-корреспондент РАН (1917; членкорреспондент Петербургской АН с 1914). Вел раскопки курганов на юге России и городов Ср. Азии.

ВЕСЕЛОВСКИЙ Степан Борисович (1876-1952)

российский историк, академик АН СССР (1946). Труды по социально-экономической истории России 14-17 вв., источниковедению, вспомогательным историческим дисциплинам.

ВЕСЕЛЫЙ Артем (наст. фам. и имя Кочкуров Николай Иванович) (1899-1938)

русский писатель. В романе "Россия, кровью умытая" (1924, полностью 1932) экспрессивное изображение стихии Октябрьской революции и Гражданской войны. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ЭНЦЕФАЛИТ

то же, что клещевой энцефалит.

ВЕСЕННИЙ КАТАР

хроническое воспаление конъюнктивы глаз, обостряющееся весной и летом (зуд и покраснение век, светобоязнь и слезотечение).

ВЕСИТ

официальное название г. Виесите в Латвии до 1917.

ВЕСЛОНОГИЕ ПТИЦЫ (пеликанообразные)

отряд водоплавающих птиц. Все 4 пальца соединены плавательной перепонкой. На побережьях океанов и морей. 6 семейств: олуши, фаэтоны, фрегаты, бакланы, змеешейки, пеликаны.

ВЕСЛОНОГИЕ РАКООБРАЗНЫЕ

подкласс ракообразных. Длина свободноживущих 0,1-3 мм, паразитических - до 30 см. Св. 6000 видов, в пресных и соленых водах. Служат пищей китам и многим рыбам. Пресноводные веслоногие ракообразные могут быть промежуточными хозяевами паразитических червей, напр. ришты. Паразитические веслоногие ракообразные могут вызывать гибель рыб.

ВЕСЛОНОСЫ

семейство пресноводных рыб отряда осетрообразных. 2 вида, один - в оз. Эри и реках южной части США, длина до 2 м, весит до 75 кг; в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов; второй - в р. Янцзы, длина до 7 м. Объект промысла.

ВЕСНА

см. Времена года.

ВЕСНИК Евгений Яковлевич (р. 1923)

российский актер, народный артист СССР (1989). С 1964 в Малом театре в Москве. Снимается в кино.

ВЕСНИНЫ

российские архитекторы, братья: 1) Леонид Александрович (1880-1933). 2) Виктор Александрович (1882-1950), академик АН СССР (1943). 3) Александр Александрович (1883-1959). С 1925 Веснины возглавили направление конструктивизма в отечественной архитектуре. Создавали коллективные проекты, уделяя особое внимание функциональному назначению сооружения, внедряли в строительство новые конструкции и материалы - Днепрогэс (1927-32), Дворец культуры автозавода им. Лихачева в Москве (1-я очередь в 1930-34).

ВЕСНИНЫ

российские архитекторы, братья, постоянно работавшие в творческом содружестве. Вместе прошли путь от дореволюционной к советской неоклассике - через яркий этап авангарда 1920-х гг. Выходцы из купеческой семьи, жили преимущественно в Москве. Леонид Александрович Веснин [28 ноября (10 декабря) 1880, Нижний Новгород - 8 октября 1933, Москва], учился в Академии художеств у Л. Н. Бенуа. Виктор Александрович Веснин [28 марта (9 апреля) 1882, Юрьевец, Ивановская область - 17 cентября 1950, Москва], учился в Институте гражданских инженеров (1901-12). Был председателем Оргбюро Союза архитекторов СССР (1932-39), первым президентом Академии архитектуры СССР (1939-49), действительным членом АН СССР (с 1943). Александр Александрович Веснин [16 (28) мая 1883, Юрьевец - 7 ноября 1959, Москва], учился там же (1901-12), а также в художественных студиях К. Ф. Юона, Я. Ф. Ционглинского (1907-11) и В. Е. Татлина (1912-13). Ранний период. Модерн, неоклассика и рационализм Стиль модерн, а также неоклассика (наиболее значительный пример - дом Сироткина в Нижнем Новгороде, 1913, где А. Веснин исполнил и декоративную живопись) дореволюционных работ братьев эволюционировали в сторону раннего рационализма (банк Юнгера на Кузнецком мосту в Москве, 1913). Рационалистическая линия укрепилась в их творчестве и за счет того, что, начиная с 1914, Виктор Веснин проектировал промышленные сооружения, а Леонид Веснин, помимо промышленного зодчества, активно занимался и соответствующим градостроительством (создал проект Шатурской ГРЭС и рабочего поселка при ней, 1918-25; реализован лишь частично). Сценография. Функционально-индустриальное начало, однако, нередко соединялось с тонкой иронией, ощущением мира как театра; в этом плане особенно важна была роль Александра Веснина. Пройдя период беспредметного, близкого супрематизму искусства, он сотрудничал с Камерным и Малым театрами, а также с театром В. Э. Мейерхольда. Им были созданы новаторские, этапные для сценографии 20 в. работы, соединившие гибкую органическую ритмику модерна с мотивами тотально-механического "нового мира", что явилось ироническим преображением принципов конструктивизма (наиболее характерный и известный пример - оформление спектакля "Человек, который был Четвергом" по Г. К. Честертону в Камерном театре, 1923). Конструктивизм Целый ряд проектов (здание "Ленинградской правды" и дом общества "Аркос", оба - 1924) и реализованных построек братьев Весниных в Москве (Дом общества политкаторжан, ныне Театр-студия киноактера, 1931-34) вошли в золотой фонд конструктивизма (Ле Корбюзье назвал даже Александра Веснина "основоположником" последнего). Стремление выразить в облике здания его "производственный характер", то есть его функцию в целом, претворялось у них в изящной легкости, даже игривости композиций, динамике эффектно сменяющих друг друга зрительных ракурсов. С наибольшей полнотой эти принципы были воплощены в здании Дворца культуры ЗИЛа (1930-34). Здание доминирует в окружающем городском пейзаже как светлый "корабль будущего", однако данное строительство отразило и вопиющий антиисторизм тогдашней официальной культуры (поскольку новый комплекс демонстративно возвели на территории ценнейшего памятника старомосковского барокко, Симонова монастыря 17 в., который в результате был большей частью разрушен). Неоклассицизм В последующий период братья Веснины, сохраняя четкую функциональность общей композиции и плана, вновь обращаются к неоклассике, придавая ей теперь особый монументальный размах. Исполинский комплекс Днепрогэса (1927-32) исполнен впечатляюшего величия. Возведенный же при ГЭС новый район Запорожья (1928-30) воплотил в себе авангардные тенденции городской планировки - с открытыми кварталами, "комплексами зданий, поставленных на зеленую площадь" (а не замкнутых, как прежде, по периметру улиц). С 1934 Виктор Веснин работает главным архитектором Наркомтяжпрома, сосредоточив в своих руках управление всей промышленной архитектурой СССР, равно как - и даже в значительной степени - и строительство новых городов. Братья, казалось бы, обретают оптимальные условия для проектно-строительной деятельности, - если бы не суровая реальность сталинской индустриализации, которая нивелирует и сводит на нет гуманистическое содержание самых смелых архитектурных идей. Наиболее честолюбивые из поздних замыслов Весниных (проекты Дома Наркомтяжпрома на Красной площади, 1934, и второго Дома Совнаркома в Зарядье, 1940; оба не осуществлены) страдают гигантизмом, игнорирующим традиции московского зодчества. Искусство братьев Весниных оказало большое воздействие на развитие отечественного зодчества еще и потому, что оба младших были высокоодаренными педагогами (они преподавали во ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе и Московском архитектурном институте). Литература: Ильин М. А. Веснины. М., 1960. Чиняков А. Г. Братья Веснины. М., 1970. М. Н. Соколов.

ВЕСНУШКИ

желто-коричневые пигментные пятна у человека на открытых частях тела (лицо, руки). Появляются под действием солнца (весной), иногда радиоактивных излучений и химических раздражителей.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz