Энциклопедический словарь
 
 

Д






Главная > Энциклопедия > Д > Термины

ДАЛИ (DALI) Сальвадор (Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменеч, Dali y Domenech), (11 мая 1904, Фигуэрас, Каталония - 23 января 1989, там же)

испанский художник, поэт, теоретик искусства. Жил во Франции и США. Годы учения в Испании Рисовать стал с юности. В 1924-26 учится в Мадридской академии Сан-Фернандо, увлекается идеями анархизма, интересуется современными французскими мастерами, прежде всего символистами, а затем фовистами, кубистами и футуристами (П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Пикабия, Х. Грис, К. Карра), работает в их манере. Дружит с Гарсией Лоркой, Р. Альберти, Д. Олонсо, Л. Бюнюэлем. Пропагандирует в Каталонии концепции нового искусства, пишет первые манифесты и теоретические эссе. Одновременно изучает живопись старых мастеров; его работы, исполненные в манере "магической вещественности" ("Девушка, стоящая у окна", 1925, Испанский музей современного искусства, Мадрид), навеяны впечатлениями от картин Сурбарана и Вермера Делфтского. Парижский период В 1928 переезжает в Париж, в 1929 встречает свою будущую жену - Гала (Галина Дьяконова), ставшую постоянной моделью его картин. Дали сближается с сюрреалистической группой А. Бретона. Участвует в создании фильма "Андалузский пес", вызывающего благодаря монтажу ассоциации, полные гротескного абсурда. Как некие кадры несостоявшегося фильма, запечатлевающие мир снов и галлюцинаций, воспринимаются такие произведения Дали, как "Великий мастурбатор" (1929, частное собрание), "Раскрашенные удовольствия" (1929, частное собрание, хранящееся в Музее современного искусства, Нью-Йорк), цикл работ, посвященный В. Теллю, вариации на тему картин Ф. Милле и другие. Обращаясь к сфере подсознательного, интересуясь эротикой, неосуществленными желаниями, игрой воображения, Дали стремится объективировать видения (метод "паранойи"), дать тотальное описание безумия. В навязчиво иллюзионистической манере, призванной убедить зрителя в реальности бредового мира, Дали с необыкновенно изощренной фантазией совмещает объекты совершенно разнородные, сталкивает их друг с другом в противоестественных ситуациях. Знамениты образы Дали: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и другие. Использует он и прием "исчезающих образов", которые как бы растворяются в окружающем пространстве. Популярность художника растет, выставки устраиваются одна за другой. Страх перед непознаваемой действительностью отразился в картинах "Постоянство памяти" (1931, Музей современного искусства, Нью-Йорк), "Пылающий жираф" (1935, Публичное художественное собрание "Базель"). В работах "Предчувствие гражданской войны в Испании" (1936, собрание Аренсберг, Музей изящных искусств, Филадельфия) и "Осенний каннибализм" (1936, галерея Тейт, Лондон) представлены ужасающие мутанты, уничтожающие друг друга. В 1930-х гг., помимо живописи, Дали изготовляет многочисленные сюрреалистические объекты (жакет, обшитый стаканами, манекены у рояля и в такси, гипсовые муляжи, варварски раскрашенные или перетянутые веревками и т.п.); сам он насчитывал до двенадцати возможных манипуляций с готовыми предметами. В США Вскоре Дали ссорится с Бретоном, порывает с парижской группировкой сюрреалистов, объявив себя истинным представителем этого движения. В 1940 уезжает в США. Среди известных картин этого времени - "Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения" (1944, собрание Тиссен-Борнемица, Лугано) - своеобразная иллюстрация к фрейдизму. Дань атомной "моде" отдана в таких композициях, как "Атомная Леда" (1947) и в попытке создать Институт по изучению атомной бомбы в отношении искусства. Возвращение в Испанию. Последние годы В 1948 возвращается в родной Фигуэрас, хотя временами наезжает в США. Он все более проникается идеями католицизма. Религиозные мотивы, классицистическая композиция, подражание технике старых мастеров характерны для таких его картин 1950-х гг., как "Мадонна порта Льигат" (1949, Общественный институт изящных искусств, Милуоки), "Христос св. Ионна на кресте" (1951, Художественный музей, Глазго), "Тайная вечеря" (1955, Национальная галерея искусств, Вашингтон), "Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба" (1958-59, Музей С. Дали, Санкт-Петербург, Флорида). В последние годы Дали часто обращается к фотографии. Он читает лекции, выпускает книги, посвященные себе и своему искусству, в которых безудержно восхваляет свой талант ("Дневник одного гения", "Дали по Дали", "Золотая книга Дали", "Секретная жизнь Сальвадора Дали"). Он всегда отличался причудливой манерой поведения, постоянно меняя экстравагантные костюмы и фасон усов. В 1974, вложив все свои средства, Дали строит Театрмузей Дали в Фигуэрасе - здание фантастической архитектуры, наполненное картинами и объектами художника. Он и погиб здесь во время пожара, пребывая в полном одиночестве и не желая покинуть дом.

ДАЛИЛА

в Библии филистимлянка, возлюбленная Самсона.

ДАЛИМАМЕДЛИ

город (с 1991) в Азербайджане. Железнодорожная станция. 4,5 тыс. жителей (1989).

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

ДАЛИМИЛ МЕЗИРЖИЦКИЙ (Dalimil Meziricsky) (2-я пол. 13 в. - 1-я пол. 14 в.)

предполагаемый автор т.н. Болеславской стихотворной хроники (латинский язык) событий чешской истории (с древнейших времен до 1314).

ДАЛИН (Dalin) Улоф (1708-63)

шведский писатель. В сатирах и пародиях, комедии "Завистник" (1738), аллегории "Сага о лошади" (1740), поэме "Шведская свобода" (1742) с просветительских позиций критикуются аристократия, духовенство, монархия.

ДАЛЛАПИККОЛА (Dallapiccola) Луиджи (1904-75)

итальянский композитор и пианист. Творчество отмечено чертами экспрессионизма. В лучших произведениях - протест против тирании, жестокости. Оперы "Ночной полет" (по Сент-Экзюпери, 1940), "Улисс" (1968) и др.

ДАЛЛАС (Dallas)

город в США, шт. Техас. 1007 тыс. жителей (1990), с г. Форт-Уэрт и пригородами 3,3 млн. жителей. Крупнейший экономический, торгово-финансовый центр юга США. Международный аэропорт. Крупная авиаракетнокосмическая промышленность; радиоэлектроника, приборостроение, производство оборудования для нефтегазовой и др. промышленности. Пищевая, швейная, полиграфическая, бумажная, химическая (крупное производство мыла и синтетических моющих средств) промышленность. Университеты, музеи, театры.

ДАЛЛИИ (черные рыбы)

род рыб отряда лососеобразных. Длина до 20 см. 3 вида. В пресных водоемах Чукотки и Аляски. Переносят значительное охлаждение.

ДАЛМАТИНСКИЕ ОСТРОВА

в Адриатическом м., у побережья Хорватии. Св. 1000 островов, площадь ок. 2,5 тыс. км2 (крупные - Крк, Брач, Црес, Хвар, Корчула). Образовались в результате частичного затопления морем береговых хребтов Динарского нагорья. Средиземноморские кустарники. Виноградники, сады, плантации цитрусовых, оливковые рощи. Национальные парки. Морские курорты.

ДАЛМАТИНСКИЙ ЯЗЫК

см. Романские языки.

ДАЛМАТОВО

город (с 1947), в Российской Федерации, Курганская обл., на р. Исеть. Железнодорожная станция. 17,6 тыс. жителей (1991). Заводы: "Молмашстрой", консервный; ковроткацкая фабрика.

ДАЛМАЦИЯ

историческая область на островах и побережье Адриатического м. Древнее население - далматы (отсюда название) и др. В 6-7 вв. заселена славянами. В 9 в. вошла в Хорватское государство, в нач. 12 в. - в Венгрию. В 12 - нач. 15 вв. расцвет средневековых городов-коммун (Задар, Сплит, Дубровник, Котор и др.). В 1420-1797 Далмация (кроме Дубровника) под властью Венеции (в 16 в. внутренние области Далмации были захвачены Турцией), в 1797-1918 - Австрии (с перерывом в 1805-13, когда Далмация находилась под властью Франции, в 1809-13 в составе Иллирийских провинций). С 1918 Далмация (кроме Задара и некоторых островов, захваченных Италией) в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия). В 1941 была включена в созданное фашистскими оккупантами марионеточное "Независимое государство Хорватия". С 1945 Далмация в составе Черногории (южная часть) и Хорватии.

ДАЛУ (Dalou) Жюль (1838-1902)

французский скульптор. Участник Парижской Коммуны 1871. Произведениям Далу свойственны демократизм образов, энергичный реалистический язык ("Бретонка", 1870-е гг.).

ДАЛЬ Владимир Иванович (1801-72)

русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН (1838). Очерки (30-40-е гг.) в духе натуральной школы под псевдонимом Казак Луганский. Сборник "Пословицы русского народа" (1861-62). Создал "Толковый словарь живого великорусского языка" (т. 1-4, 1863-66), за который удостоен звания почетного академика Петербургской АН (1863).

ДАЛЬ МОНТЕ (Dal Monte) Тоти (наст. имя и фам. Антониетта Менегелли, Meneghelli) (1893-1975)

итальянская певица (колоратурное сопрано) и драматическая актриса. В 1916-43 на оперной сцене, в т.ч. в театре "Ла Скала". Гастролировала, в т.ч. неоднократно в СССР.

ДАЛЬ Олег Иванович (1941-81)

российский актер. В 1963-77 в московском театре "Современник", в 1977-78 в московском театре на Малой Бронной. Снимался в фильмах: "Женя, Женечка и "катюша"", "Старая, старая сказка", "Король Лир", "Плохой хороший человек", "В четверг и больше никогда", "Отпуск в сентябре" (телефильм) и др.

ДАЛЬ (Dahl) Юхан Кристиан (1788-1857)

норвежский живописец. Основоположник норвежского национального пейзажа ("Вид Фортундаль", 1836).

ДАЛЬВЕРЗИНСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ бронзового века (кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э.)

у с. Дальверзин в восточной части Ферганской долины (Узбекистан). Сырцовые дома, оборонительные стены, керамика, орудия и прочее.

ДАЛЬМАН (Dahlmann) Фридрих Кристоф (1785-1860)

немецкий историк. Автор фундаментального библиографического справочника по немецкой истории. Один из лидеров "малогерманцев".

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ КОМИССИЯ

создана из представителей Австралии, Великобритании, Индии, Китая, СССР, США, Франции и др. для выработки согласованных решений с целью обеспечить выполнение Японией ее обязательств по условиям капитуляции, подписанной 2 сентября 1945. В 1946-47 комиссией были приняты в духе Потсдамской декларации 1945 решения, предусматривавшие демократизацию и демилитаризацию Японии. 25 апреля 1952 ликвидирована по инициативе США.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz