Энциклопедический словарь
 
 

К






Главная > Энциклопедия > К > Термины

КАНДЕЛА (Candela) Феликс (р. 1910)

мексиканский архитектор и инженер. Создатель разнообразных железобетонных сводовоболочек; разработал тонкостенные покрытия в форме гиперболических параболоидов. Постройки отличаются смелостью конструкции и необычными формами.

КАНДЕЛАКИ Владимир Аркадьевич (1908-94)

российский певец (баритон) и режиссер, народный артист СССР (1970). С 1929 в Музыкальном театре имени Немировича-Данченко (с 1941 - имени Станиславского и Немировича-Данченко), одновременно в 1954-64 главный режиссер Московского театра оперетты. Государственная премия СССР (1952).

КАНДЕЛАКИ Николай Порфирьевич (1889-1970)

грузинский скульптор, народный художник Грузии (1957). Портреты с подчеркнуто волевой, энергичной характеристикой образов ("Народный артист СССР А. Хорава", 1948).

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

КАНДЕЛА-СЕКУНДА

единица освечивания СИ; обозначается кд·с - освечивание, создаваемое излучением с силой света 1 кд, действующим в течение 1 с.

КАНДЕЛЬ Феликс Соломонович (р. 1932)

русский писатель. С 1977 в эмиграции в Израиле. В центре прозы - социальнонравственные проблемы. В романе "Коридор" (1981) - жизнь московской коммунальной квартиры, истории ее обитателей. В романе-дилогии "Первый этаж" (1982) и "На ночь глядя" (1985) на примере судеб двух братьев из подмосковной деревни исследуются возможности социальной реализации в условиях советской действительности. Книги: "Врата исхода нашего" (1980), "Люди мимоезжие" (1986) и др.

КАНДЕЛЬ Эдуард Израилевич (1923-90)

российский нейрохирург, доктор медицинских наук (1965), один из пионеров применения стереотаксического метода в нейрохирургии. Разработки по хирургическому лечению аневризмы сосудов головного мозга. Государственная премия СССР (1985).

КАНДЕЛЯБР (франц. candelabre)

светильник с разветвлениями для нескольких свечей или электрических ламп.

КАНДИ

город в Шри-Ланке. 102 тыс. жителей (1988). Центр района производства чая. Переработка сельскохозяйственных продуктов. Близ Канди, в Перадении, - ботанический сад и ряд факультетов Государственного университета. Национальный музей Канди. Место паломничества буддистов (храм "зуба Будды", 14, 18 вв.). В 15 в. - 1815 столица последнего независимого сингальского государства.

КАНДИД Никопольский (ум. ок. 319)

один из сорока пяти христианских мучеников, пострадавших в Никополе Армянском в гонение императора Лициния. Память в Православной церкви 10 (23) июля.

КАНДИД Севастийский (ум. ок. 320)

один из сорока севастийских мучеников.

КАНДИД Трапезундский (ум. 305)

христианский мученик, пострадавший в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 21 января (3 февраля).

КАНДИДАМИКОЗ (кандидоз)

микоз животных и человека, вызываемый дрожжевыми грибами. Поражаются слизистые оболочки пищеварительного тракта, мочеполовых путей, кожа, внутренние органы.

КАНДИДАТ (от лат. candidatus, букв. - одетый в белое; в Др. Риме соискатель государственной должности надевал белую тогу)

лицо, выдвигаемое для избрания в государственный или общественный орган для замещения какой-либо должности или для приема в какую-либо организацию.

КАНДИДАТ НАУК

ученая степень, присуждается в Российской Федерации с 1934 лицам с высшим образованием, сдавшим кандидатский минимум и защитившим кандидатскую диссертацию.

КАНДИЛЬ-КИТАЙКА

позднезимний сорт яблони (Украина, Казахстан, Киргизия). Выведен И. В. Мичуриным. Плоды средней величины, сочные, винносладкие. Урожайность 50 кг и более с дерева.

КАНДИЛЬ-СИНАП

старинный крымский раннезимний сорт яблони. Плоды сочные, сладкие. Урожайность 400-600 кг с дерева.

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866-1944)

российский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий ("Смутное", 1917). Участвовал в организации общества "Синий всадник" и Института художественной культуры (Инхука). В 1900-14 и с 1921 жил за границей. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич [22 ноября (4 декабря) 1866, Москва - 13 декабря 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция], российский живописец, график, поэт, теоретик искусства. Один из основоположников абстрактного искусства 20 в. Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию (1876-85). В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета. В 1889 ездил с этнографической экспедицией по Вологодской губернии, где углубленно знакомился с древнерусской иконописью и народным творчеством. Около 1895 отказался от карьеры университетского профессора и полностью посвятил себя искусству. В 1897 поступил в школу А. Ашбе в Мюнхене, в 1900 учился у Ф. Штука в Королевской Академии художеств. В начале 1900-х гг. Кандинский много путешествовал по Европе и Северной Африке, приезжал в Россию, но постоянным местожительством избрал Мюнхен (1902-1908), затем деревню Мурнау в Баварских Альпах. Период раннего творчества. В раннем творчестве Кандинского натурные впечатления служили основой для создании ярких красочных пейзажей, иногда с романтически-символической нагруженностью сюжетов ("Синий всадник", 1903). Середина и вторая половина 1900-х гг. прошли под знаком увлечения русской стариной; в картинах "Песня Волги" (1906), "Пестрая жизнь" (1907), "Рок" (1909) художник совмещал ритмико-декоративные черты русского и немецкого модерна (югендстиля) с приемами пуантилизма и стилизацией под народный лубок. В части работ Кандинский развивал ретроспективные фантазии, свойственные мастерам круга "Мир искусства" ("Дамы в кринолинах", масло, 1909, Третьяковская галерея). Художник синтетического склада, Кандинский работал также в сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры), пластики (лепка в глине), экспериментировал с живописью по стеклу. Возникновение абстрактных произведений. В 1910 создал первое абстрактное произведение и написал трактат, озаглавленный "О духовном в искусстве" (опубликован в 1912 на немецком языке, фрагменты русского варианта были прочитаны Н. И. Кульбиным в декабре 1911 на Всероссийском съезде художников в Петербурге). Выдвинув в качестве основополагающего фундамента искусства его духовное содержание, Кандинский считал, что сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики. Абстрактные полотна группировались художником по трем циклам: "Импрессии", "Импровизации" и "Композиции". Ритм, эмоциональное звучание цвета, энергичность линий и пятен его живописных композиций были призваны выразить мощные лирические ощущения, сходные с чувствами, пробуждаемыми музыкой, поэзией, видами прекрасных ландшафтов. Носителем внутренних переживаний в беспредметных композициях Кандинского становилась колористическая и композиционная оркестровка, осуществленная живописными средствами - цветом, точкой, линией, пятном, плоскостью, контрастным столкновением красочных пятен. Большое внимание художник уделял графике, в особенности гравюре на дереве. Экспрессивно-беспредметные графические композиции украсили немецкую книгу стихов Кандинского "Звуки" (1913). Участник множества русских и европейских выставок, художник умел консолидировать вокруг себя единомышленников. В 1901 он создал в Мюнхене группировку "Фаланга", в 1909 возглавил "Новое художественное общество - Мюнхен", в 1911 был инициатором возникновения объединения "Синий всадник". В первом альманахе "Синего всадника" (1912) была помещена сценическая композиция Кандинского "Желтый звук" на музыку Ф. А. Гартмана - готовившаяся постановка, призванная синтезировать в органическом единстве цвет, свет, движение и музыку (не состоялась из-за начавшейся 1-й мировой войны). В 1913 в Берлине вышла книга Кандинского "Живопись как чистое искусство" на немецком языке и альбом его работ (1901-13). Русские годы. С началом войны Кандинский, российский подданный, вынужден был покинуть Германию. Возвратившись на родину через Швейцарию и Балканы, он поселился в Москве; в 1916 посетил Швецию, в 1917 Финляндию. Его живописные работы предреволюционных и революционных лет обладали широким стилистическим диапазоном: продолжая создавать экспрессивно-абстрактные полотна ("Смутное", Третьяковская галерея, "Сумеречное", Русский музей, обе 1917; "Белый овал", 1920, Третьяковская галерея, и др.), художник писал и обобщенно-реалистические натурные пейзажи ("Москва. Зубовская площадь", "Зимний день. Смоленский бульвар", обе ок. 1916, Третьяковская галерея), не оставлял занятий живописью на стекле ("Амазонка", 1917; "Дамы в кринолинах", ок. 1918, обе в Третьяковской галерее), а также создавал картины, сочетавшие фигуративные элементы и декоративно-беспредметное начало ["Москва I (Красная площадь)", Третьяковская галерея; "Москва II", частное собрание, Мурнау, Германия, обе 1916]. После Октябрьской революции Кандинской активно включился в общественную деятельность. Был членом художественной коллегии Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, председателем Всероссийской закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в 1919-21 заведовал московским Музеем живописной культуры. Преподавал в Государственных художественных свободных мастерских и Вхутемасе (1918-21), состоял профессором Московского университета. В 1921 живописец-теоретик разработал программу деятельности Института художественной культуры (Инхук), где руководил секцией монументального искусства. В печати регулярно появлялись статьи и теоретические работы Кандинского; так появилась и автобиографическая книга "Ступени" (М., 1918). В январе 1921 Кандинский покинул Институт из-за внутренних разногласий. Вскоре был избран вице-президентом вновь созданной Российской Академии художественных наук, в которой руководил также физикопсихологическим отделением. В декабре 1921 был откомандирован в Берлин для организации там филиала Академии и установления культурных связей с другими странами. Переезд в Германию. В 1922 Кандинского пригласили преподавать в школу "Баухауз", где ему были поручены занятия по стенной живописи, по теории формы. В изданиях "Баухауза" были опубликованы трактаты Кандинского, посвященные вопросам формообразования, цветоведения, сценическому синтезу искусств. В живописи и графике Кандинский обратился к воплощению своеобразных космологический идей, интерес к которым возник у него еще в России (графическая серия "Малые миры", 1923). В 1924-25 вместе с художниками Л. Фейнингером, А. Г. Явленским, П. Клее вошел в объединение "Синяя четверка". В 1926 Кандинский опубликовал свой теоретический труд "Точка и линия на плоскости", переизданный во многих странах мира. Спроектировал и выполнил ряд монументальных работ (эскизы живописных панно для фойе "Свободной выставки", 1922; керамическое оформление музыкальной комнаты для Международной выставки в Берлине, 1931). Выступил как сценограф и режиссер в постановке сюиты М. П. Мусоргского "Картинки с выставки" в театре Дессау (1928). В 1928 принял немецкое подданство. В 1920-е гг. художник достигает всемирного признания, его персональные выставки и выставки "Синей четверки" прошли во многих музеях и галереях в странах Европы и США. Во Франции. После закрытия нацистами школы "Баухауз" (1932) переехал в Берлин, а оттуда в конце 1933 - во Францию; поселился в Нейисюр-Сен, пригороде Парижа, где жил до самой смерти (французское гражданство получил в 1939). Экспрессивно-органический стиль Кандинского трансформировался в 1920-30-е гг.; композиции с широким использованием правильных геометрических элементов приобрели более упорядоченный характер ("В черном квадрате", 1923, Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк; "Тринадцать квадратов", 1930, Национальный музей современного искусства, Париж, и др.). Творчество парижского периода, получившее наименование "синтетического", отмечено отпечатком воздействия сюрреалистической живописи ("Разные части", "Вокруг круга", обе 1940, "Разнообразные действия", 1941, Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен, Германия, и др.). Работы Кандинского были включены нацистами в экспозицию "Дегенеративное искусство" (Мюнхен, 1937), часть его произведений была уничтожена. Первые месяцы фашистской оккупации художник провел в Пиренеях. Отказавшись эмигрировать в США, в августе 1940 возвратился в Париж. В 1944 задумал создать комедийный фильм-балет на музыку Ф. А. Гартмана. В ноябре-декабре 1944 состоялась его последняя прижизненная персональная выставка в Париже. Литература: Василий Васильевич Кандинский. 1866-1944: Каталог выставки. Л.: Аврора, 1989. Сарабьянов Д. В., Автономова Н. Б.. Василий Кандинский. М.: Галарт, 1994. Grohman W. Wassily Kandinsky: Leben und Werk. Koln, 1958. Roethel H. K., Benjamin J. K. Kandinsky: Catalogue Raisonne of the Oil Paintings. New York, 1982-1984. V. 1-2. Barnett U. E. Kandinsky Watercolours: Catalogue Raisonne. London, 1992. V. 1-2. А. С. Шатских.

КАНДИНСКИЙ Виктор Хрисанфович (1849-1889)

российский психиатр. Дал классическое определение псевдогаллюцинаций. Труды по проблемам психопатий, применения трудотерапии.

КАНДЛА

город, один из главных портов Индии, в зал. Кач Аравийского м., шт. Гуджарат. 24 тыс. жителей (1981).

КАНДО (Kando) Кальман (1869-1931)

венгерский электротехник. В 1917 разработал синхронный преобразователь фаз, который в 1923 применил в электровозе с трехфазными асинхронными тяговыми двигателями, питающимися от однофазной контактной сети.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz