Энциклопедический словарь
 
 

Л






Главная > Энциклопедия > Л > Термины

ЛАРИНГОСКОПИЯ (от ларинго... и... скопия)

врачебный метод осмотра гортани через полость рта с помощью лобного рефлектора и маленького зеркала или посредством специального инструмента - ларингоскопа.

ЛАРИНГОТРАХЕИТ (от ларинго... и трахея)

одновременное воспаление слизистой оболочки гортани и трахеи при вирусной инфекции.

ЛАРИНГОФОН (от ларинго... и... фон)

устройство для преобразования механических колебаний (вибраций) связок и хрящей гортани говорящего человека в электрические колебания. Малочувствителен к колебаниям воздушной среды. Применяется вместо микрофона в устройствах связи на объектах с высоким уровнем шума (пром. цех, танк); закрепляется на шее у гортани.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

ЛАРИОНОВ Андрей Николаевич (1889-1963)

российский электротехник, член-корреспондент АН СССР (1953). Основные труды по электрическим машинам и электроприводу.

ЛАРИОНОВ Владимир Петрович (р. 1938)

российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Исследования по низкотемпературной прочности деталей машин и конструкций.

ЛАРИОНОВ Всеволод Дмитриевич (р. 1928)

российский актер, народный артист России (1977). С 1950 в Московском театре им. Ленинского комсомола (с 1991 "Ленком"). Дебютировал в кино в 1945 в роли Дика Сэнда в фильме "Пятнадцатилетний капитан". Снимался в фильмах: "Крейсер "Варяг" (1946), "Улица полна неожиданностей" (1957), "Демидовы", "Анна Павлова" (оба 1983), "Защитник Седов" (1988), "Чокнутые" (1992), "Кодекс бесчестия" (1993), в телефильмах: "Обыкновенное чудо", "Дом, который построил Свифт", "Дело Сухово-Кобылина", "Горячев и другие" и др.

ЛАРИОНОВ Игорь Николаевич (р. 1960)

российский спортсмен (хоккей с шайбой), заслуженный мастер спорта (1982). Чемпион Олимпийских игр (1984, 1988), мира (1982, 1983, 1986, 1989), Европы (1982, 1983, 1985-1987, 1989), СССР (1982-89).

ЛАРИОНОВ Леонид Федорович (1902-73)

российский онколог, академик АМН СССР (1969). Труды по экспериментальной онкологии. Выдвинул адаптационно-дистрофическую теорию развития злокачественных опухолей. Работы по экспериментальной индукции опухолей канцерогенными веществами, химиотерапии рака. Создал ряд противоопухолевых препаратов. Государственная премия СССР (1951).

ЛАРИОНОВ Михаил Федорович (1881-1964)

российский живописец. С 1915 в Париже. Пейзажи в духе импрессионизма и фовизма, примитивистские композиции ("Отдыхающий солдат", 1911). Создал т.н. лучизм (вариант абстрактного искусства).

ЛАРИОНОВ Михаил Федорович (22 мая 1881, Тирасполь Херсонской губернии - 10 мая 1964, Фонтене-о-Роз, Франция)

российский живописец, график, театральный художник, теоретик искусства. Лидер движения русских авангардистов конца 1900-х - начала 1910-х гг. Сын военного фельдшера, Ларионов с 12-летнего возраста посещал реальное училище в Москве. В 1898 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывами - его исключали три раза за художественное вольномыслие - учился до 1910; педагогами его были И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, С. В. Иванов. До 1906 года продолжался неоимпрессионистический период Ларионова. Особенно много работ, в которых он выступил тончайшим колористом, умелым аранжировщиком фрагментированных композиций, было создано в 1903 в Крыму, куда он поехал вместе с женой, художницей Н. С. Гончаровой. С 1905 Ларионов широко выставлялся; в 1906 совершил поездку в Париж, субсидированную С. П. Дягилевым, где был экспонентом Русского отдела Осеннего салона; тогда же посетил Лондон. После возвращения сотрудничал в журнале "Золотое руно", где впервые в России опубликовал работы Ван Гога, Гогена и Сезанна. В 1907-12 Ларионов писал картины, основанные на творческой переработке образно-пластического строя вывески, лубка, росписи подносов и других видов фольклорного искусства; молодой художник стал инициатором целого направления в русском искусстве - неопримитивизма (серия "Парикмахеры", 1907 и др.). Служба Ларионова в армии (1908-1909) вызвала появление цикла примитивистски-бурлескных полотен на темы из солдатской жизни. Ларионов был истинным вожаком бунтующей художественной молодежи, зачинщиком многих скандальных акций, ознаменовавших появление авангарда на российской общественной сцене. В 1910 он был среди основателей общества "Бубновый валет"; выйдя вскоре из него (вместе с Гончаровой), организовал выставку "Ослиный хвост" (1912), консолидировавшую его сторонников; вокруг следующей выставки, "Мишень" (1913), также сложилось объединение молодых живописцев. В 1914 организовал четвертую выставку своих единомышленников, которая так и называлась: "№ 4". Иллюстрировал футуристические книги, преимущественно В. Хлебникова и А. Крученых ("Мирсконца", "Старинная любовь", "Помада" и др.). В 1912-14 стал создателем собственной живописной системы - лучизма, предварившей наступление эры беспредметности в искусстве. В манифесте "Лучизм" (1913) Ларионов провозглашал: "Живопись самодовлеюща, она имеет свои формы, цвет и тембр. Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника". С началом войны был призван в армию, служил прапорщиком, перенес тяжелую контузию и в 1915 был демобилизован. Приглашенный С. П. Дягилевым в качестве сценографа, уехал в 1915 вместе с Гончаровой за границу, в 1917 поселился в Париже (французское гражданство получил в 1938). Оформил множество постановок дягилевской антрепризы: "Русские сказки" А. К. Лядова (1917), "Шут" С. С. Прокофьева (1921), "Байка про лису" И. Ф. Стравинского (1922), "Классическую симфонию" С. С. Прокофьева (1931) и др. С отъездом из России закончился новаторский период в творчестве Ларионова. До конца жизни художник работал как живописец, сценограф, график, иллюстратор. Написал книгу воспоминаний о русском балете, мемуарные статьи о Дягилеве, Пикассо, Стравинском. С 1950-х гг., после полосы забвения, фигура Ларионова как одного из основоположников модернизма 20 века стала привлекать пристальное внимание. На протяжении десятилетий во многих странах Европы и США регулярно проводятся выставки работ Ларионова, персональные и совместные с Гончаровой. В 1988 году в Россию были переданы несколько сот произведений Ларионова и Гончаровой, завещанных вдовой Ларионова А. К. Томилиной.

ЛАРИОНОВА Алла Дмитриевна (р. 1931)

российская актриса, народная артистка России (1990). С 1953 в Театре-студии киноактера. В кино с 1952. Большой успех принесла Ларионовой заглавная роль в экранизации рассказа А. П. Чехова "Анна на шее" (1954). Снималась в фильмах: "Двенадцатая ночь" (1955), "Ко мне, Мухтар!" (1964), "Враг народа Бухарин" (1990), "Троцкий" (1993), в телефильмах: "Лев Гурыч Синичкин", "Имя твое" и др.

ЛА-РИОХА (La Rioja)

провинция на северо-западе Аргентины. 89,7 тыс. км2. Население 221 тыс. человек (1991). Адм. ц. - г. Ла-Риоха.

ЛАРИСА

город в Греции, административный центр нома Лариса. 113 тыс. жителей (1991). Промышленность: пищевая, бумажная, текстильная, стройматериалов. Ежегодно сельскохозяйственные ярмарки.

ЛАРИССА

спутник Нептуна, открыт с борта космического аппарата "Вояджер-2" (США, 1989). Расстояние от Нептуна ок. 74 тыс. км, диаметр ок. 200 км.

ЛАРИЧЕВ Олег Иванович (р. 1934)

российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Труды по теории принятия решений и созданию методов решения многокритериальных задач.

ЛАРИЧЕВ Павел Афанасьевич (1892-1963)

российский педагог, член-корреспондент АПН России (1950). Труды по методике преподавания математики, задачники по алгебре для средней школы (с 1948; св. 30 изданий).

ЛАРКИН Анатолий Иванович (р. 1932)

российский физик-теоретик, академик РАН (1991). Труды по сверхпроводимости, фазовым переходам, физике плазмы и ядерной физике.

ЛАРКИН (Larkin) Филип (1922-85)

английский поэт. Сборники "Корабль Севера" (1945), "Свадьбы на Троицу" (1964) о противостоянии вечного и преходящего в жизни человека. Философско-ироническая лирика (сборник "Высокие окна", 1974). Романы, книги об искусстве джаза; литературоведческие эссе.

ЛАРМАНС (Laermans) Эжен (1864-1940)

бельгийский живописец. Сцены из жизни обездоленных, проникнутые ощущением безысходности и трагического одиночества (триптих "Эмигранты", 1896), нередко сближаются с символизмом и стилем "модерн".

ЛАРМОР (Larmor) Джозеф (1857-1942)

английский физик. Труды по электродинамике движущихся сред, электронной теории, математической физике. Открыл (1895) прецессию электронов в слабом магнитном поле (Лармора прецессия).

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz