Энциклопедический словарь
 
 

М






Главная > Энциклопедия > М > Термины

МАЛДЫБАЕВ Абдылас (1906-78)

киргизский композитор и певец (тенор), народный артист СССР (1939). Вместе с В. А. Власовым и В. Г. Фере участвовал в создании первых киргизских опер "Айчурек" (1939), "Манас".

МАЛЕ (Male)

столица и единственный порт Мальдивской Республики, на о. Мале. Ок. 55 тыс. жителей (1990). Рыболовство. Вывоз сушеной рыбы, кокосовых орехов, копры.

МАЛЕВАНЦЫ

христианская секта, возникла на Украине в кон. 19 в. Основатель - К. Малеванный, объявивший себя Христом. У малеванцев много общего с хлыстами, пятидесятниками, баптистами. Критиковали государство и официальную православную церковь, преследовались. После Революции 1905-07 сблизились с толстовцами.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935)

российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, т.н. супрематизма ("Черный квадрат", 1915). С нач. 1920-х гг. занимался научнопреподавательской деятельностью. В нач. 1930-х гг. обратился к реалистической живописи ("Автопортрет", 1933).

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович [11 (23) февраля 1878, Киев - 15 мая 1935, Ленинград]

российский живописец, график, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма, искусства геометрической абстракции. Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых детей. В 1889-94 гг. семья часто переезжала с места на место; в селе Пархомовка близ Белополья Малевич закончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895-96 гг. непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко. С 1896, после переезда в Курск, служил чертежником в техническом управлении железной дороги. Осенью 1905 приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище; жил и работал в доме-коммуне художника В. В. Курдюмова в Лефортове. Посещал занятия в частной студии Ф. И. Рерберга (1905-10). Проводя лето в Курске, Малевич работал на пленэре, развиваясь как неоимпрессионист (см. неоимпрессионизм). Вхождение в круг новаторов. Малевич участвовал в выставках, инициированных М. Ф. Ларионовым: "Бубновый валет" (1910-11), "Ослиный хвост" (1912) и "Мишень" (1913). Весной 1911 сблизился с петербургским обществом "Союз молодежи", членом которого стал в январе 1913 (вышел в феврале 1914); в 1911-14 экспонировал свои работы на выставках объединения, участвовал в вечерах-диспутах. Декоративно-экспрессионистические полотна Малевича рубежа 1900-10-х гг. свидетельствовали об освоении наследия Гогена и фовистов (см. фовизм), трансформированного с учетом живописных тенденций русского "сезаннизма". На выставках художником был представлен и его собственный вариант русского неопримитивизма - картины на темы крестьянской жизни (полотна так называемого первого крестьянского цикла) и ряд работ с сюжетами из "провинциальной жизни" ("Купальщик", "На бульваре", "Садовник", все 1911, Стеделик музеум, и др.). С 1912 началось творческое содружество с поэтами А. Е. Крученых и Велимиром Хлебниковым; Малевич оформил ряд изданий русских футуристов (А. Крученых. Взорваль. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1913; В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро. Трое. СПб., 1913; А. Крученых, В. Хлебников. Игра в аду. 2-е доп. изд. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1914; В. Хлебников. Ряв! Перчатки. Рис. К. Малевича. СПб., 1914; и др.). Его живопись этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название "кубофутуризм": кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом ["Точильщик (Принцип мелькания)", 1912, и др.]. Работа над декорациями и костюмами к постановке в конце 1913 футуристической оперы "Победа над Солнцем" (текст А. Крученых, музыка М. Матюшина, пролог В. Хлебникова) впоследствии была осмыслена Малевичем как становление супрематизма. В живописи в это время художник разрабатывал темы и сюжеты "заумного реализма", использовавшего алогизм, иррациональность образов как инструмент разрушения окостеневшего традиционного искусства; алогическая живопись, выражавшая заумную, трансрациональную реальность, была построена на шокирующем монтаже разнородных пластических и образных элементов, складывавшихся в композицию, наполненную неким смыслом, посрамляющим обыденный разум своей непостижимостью ("Дама на остановке трамвая", 1913; "Авиатор", "Композиция с Моной Лизой", обе 1914; "Англичанин в Москве", 1914, и др.). Возникновение супрематизма. После начала 1-й мировой войны исполнил ряд агитационных патриотических лубков с текстами В. В. Маяковского для издательства "Современный лубок". Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного геометрического стиля, вскоре получившего наименование "супрематизм". Изобретенному направлению - регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую "белую бездну", где господствовали законы динамики и статики, - Малевич дал наименование "супрематизм". Сочиненный им термин восходил к латинскому корню "супрем", образовавшему в родном языке художника, польском, слово "супрематия", что в переводе означало "превосходство", "главенство", "доминирование". На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи. На выставке "О,10" в конце 1915 впервые показал 39 полотен под общим названием "Супрематизм живописи", в том числе самое знаменитое свое произведение - "Черный квадрат (Черный квадрат на белом фоне)"; на этой же выставке распространялась брошюра "От кубизма к супрематизму". Летом 1916 Малевич был призван на военную службу; демобилизован в 1917. В мае 1917 был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе стал председателем Художественной секции Московского Совета солдатских депутатов, где вел обширную культурнопросветительную работу. В октябре 1917 был избран председателем общества "Бубновый валет". В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. Послереволюционная деятельность. В марте-июне 1918 деятельно сотрудничал в московской газете "Анархия", опубликовав около двух десятков статей. Участвовал в работах по декоративному убранству Москвы к празднику 1 Мая. В июне был избран членом московской Художественной коллегии Отдела Изо Наркомпроса, где вошел в музейную комиссию вместе с В. Е. Татлиным и Б. Д. Королевым. В результате расхождения с членами московской коллегии переехал летом 1918 в Петроград. В петроградских Свободных мастерских Малевичу была поручена одна из мастерских. Оформил петроградскую постановку "Мистерии-Буфф" В. В. Маяковского в режиссуре В. Э. Мейерхольда (1918). В 1918 были созданы полотна "белого супрематизма", последней стадии супрематической живописи. В декабре 1918 вернулся в Москву. Принял руководство живописными мастерскими в московских I и II ГСХМ (в I-х совместно с Н. А. Удальцовой). В июле 1919 закончил в Немчиновке первый большой теоретический труд "О новых системах в искусстве". В начале ноября 1919 переехал в Витебск, где получил должность руководителя мастерской в Витебском Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом. В конце того же года в Москве состоялась первая персональная выставка Малевича; представляя концепцию художника, она разворачивалась от ранних импрессионистических работ через неопримитивизм, кубофутуризм и алогические полотна к супрематизму, делившемуся на три периода: черный, цветной, белый; завершалась экспозиция подрамниками с чистыми холстами, наглядной манифестацией отказа от живописи как таковой. Витебский период (1919-22) был отдан сочинению теоретических и философских текстов; в те годы были написаны почти все философские произведения Малевича, в том числе несколько вариантов фундаментального труда "Супрематизм. Мир как беспредметность". В рамках деятельности созданного им объединения "Утвердителей нового искусства" (Уновис) Малевичем были опробованы многие новые идеи в художественной, педагогической, утилитарно-практической сферах бытования супрематизма. Научная и педагогическая деятельность. В конце мая 1922 переехал из Витебска в Петроград. С осени 1922 преподавал рисунок на архитектурном отделении петроградского Института гражданских инженеров. Создал несколько образцов и спроектировал супрематические росписи для фарфоровых изделий (1923). Исполнил первые рисунки "планитов", ставших проектной стадией в возникновении пространственно-объемного супрематизма. В 1920-е гг. возглавлял Государственный институт художественной культуры (Гинхук). Руководил также в Гинхуке формально-теоретическим отделом, впоследствии переименованным в отдел живописной культуры. В рамках экспериментальной работы института проводил аналитические исследования, занимался разработкой собственной теории прибавочного элемента в живописи, а также приступил к изготовлению объемных супрематических построений, "архитектонов", служивших, по мысли автора, моделями новой архитектуры, "супрематического ордера", который должен был лечь в основу нового, всеобъемлющего универсального стиля. После разгрома Гинхука в 1926 Малевич вместе с сотрудниками был переведен в Государственный институт истории искусства, где руководил комитетом экспериментального изучения художественной культуры. В 1927 уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта) и Берлин (29 марта - 5 июня). В Варшаве была развернута выставка, на которой прочел лекцию. В Берлине Малевичу был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая - 30 сентября). 7 апреля 1927 посетил Баухауз в Дессау, где познакомился с В. Гропиусом и Ласло Мохой-Надем; в том же году в рамках изданий Баухауза была опубликована книга Малевича "Мир как беспредметность". Получив внезапное распоряжение вернуться в СССР, срочно выехал на родину; все картины и архив оставил в Берлине на попечение друзей, так как предполагал в будущем совершить большое выставочное турне с заездом в Париж. По приезде в СССР был арестован и три недели провел в заключении. В 1928 началась публикация цикла статей Малевича в харьковском журнале "Новая генерация". С этого года, готовя персональную выставку в Третьяковской галерее (1929), художник возвратился к темам и сюжетам своих работ раннего крестьянского цикла, датируя новонаписанные картины 1908-10; постсупрематические полотна составили второй крестьянский цикл. В конце 1920-х гг. был создан также ряд неоимпрессионистических произведений, чья датировка была сдвинута автором на 1900-е гг. Еще одну серию постсупрематических картин составили холсты, где обобщенно-абстрагированные формы мужских и женских голов, торсов и фигур использовались для конструирования идеального пластического образа. В 1929 преподавал в Киевском художественном институте, приезжая туда каждый месяц. Персональная выставка в Киеве, работавшая в феврале-мае 1930, была жестко раскритикована - осенью того же года художник был арестован и заключен на несколько недель в ленинградскую тюрьму ОГПУ. В 1931 создал эскизы росписей Красного театра в Ленинграде, интерьер которого был оформлен по его проекту. В 1932-33 гг. заведовал экспериментальной лабораторией в Русском музее. Творчество Малевича последнего периода жизни тяготело к реалистической школе русской живописи. В 1933 возникла тяжелая болезнь, приведшая художника к смерти. По завещанию он был похоронен в Немчиновке, дачном поселке близ Москвы. Сочинения: Собрание сочинений: В 5 т. М.: Гилея, 1995. Т. 1. Литература: Харджиев Н., Малевич К., Матюшин М. К истории русского авангарда. Стокгольм: Гилея, 1976. Казимир Малевич. 1878-1935: Каталог выставки /Русский музей, Ленинград; Стеделик музеум, Амстердам; Государственная Третьяковская галерея. М., 1988-1989. Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич. Живопись. Теория. М.: Искусство, 1993. Shadowa L. Malevich. Suprematism and Revolution in Russian Art 1920-1930. London: Thames and Hudson, 1982. А. С. Шатских.

МАЛЕГАОН

город в Индии, шт. Махараштра. 342 тыс. жителей (1991). Хлопчатобумажная промышленность. Ручное производство одежды (сари), растительных масел.

МАЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА

HOOCHC=CHCOOH, цис-изомер этилендикарбоновой кислоты; бесцветные кристаллы, tпл 139°С (трансизомер называется фумаровой кислотой; tпл 296°С). На примере этих кислот изучена изомерия олефинов. Практическое значение имеет малеиновый ангидрид.

МАЛЕИНОВЫЙ АНГИДРИД

бесцветные кристаллы, tпл 52,85°С. Применяется главным образом в производстве полиэфирных и алкидных смол.

МАЛЕК

сформировавшаяся из личинки молодая рыбка.

МАЛЕНКОВ Георгий Максимилианович (1902-88)

политический деятель, Герой Социалистического Труда (1943). В 1939-46 и 1948-53 секретарь ЦК. В 1946-53 и 1955-57 заместитель председателя, в 1953-55 председатель Совета Министров СССР, одновременно в 1955-57 министр электростанций СССР. С 1957-61 на хозяйственной работе. Член ЦК КПСС в 1939-57, член Политбюро (Президиума) ЦК в 1946-57 (кандидат в 1941-46). Входил в ближайшее политическое окружение И. В. Сталина; один из наиболее активных организаторов массовых репрессий в 1930-х - нач. 1950-х гг.

МАЛЕР (Mahler) Густав (1860-1911)

австрийский композитор, дирижер, оперный режиссер. С 1880 дирижер различных оперных театров Австро-Венгрии, в т.ч. в 1897-1907 Венской придворной оперы; с 1907 - в США. С 1897 неоднократно выступал в России. В музыке Малера проявились тенденции позднего романтизма и черты экспрессионизма, обусловленные трагическим осознанием социальных противоречий эпохи. 10 симфоний, симфонии для солистов и оркестра "Песнь о Земле" (1908), вокальные циклы, в т.ч. для голоса с оркестром ("Песни об умерших детях", 1904, и др.).

МАЛЕРБ (Malherbe) Франсуа (ок. 1555-1628)

французский поэт-классицист. Писал оды, гимны. Способствовал выработке норм национального литературного языка ("Комментарии к Депорту", 1600).

МАЛИ

в 8-17 вв. государственное образование в Зап. Африке, в междуречье рек Сенегал и Нигер (на территории современных Мали и Гвинеи). Этническая основа Мали - народ мандинго. До нач. 13 в. в зависимости от Ганы. Расцвет в 1-й пол. 14 в. Со 2-й пол. 15 в. в зависимости от Сонгай. Распалось в 17 в.

МАЛИ (Mali)

Республика Мали, государство в Зап. Африке. 1240 тыс. км2. Население 8,6 млн. человек (1993), главным образом бамбара, сенуфо, сонинке, диула, малинке, догон и др. Городское население 25,5% (1993). Официальный язык - французский. Большинство верующих - мусульмане, ок. 10% придерживается местных традиционных верований. Административнотерриториальное деление: 7 областей и особая административная единица (дистрикт) Бамако. Столица - Бамако. Глава государства и правительства - президент. Законодательный орган - однопалатное Национальное собрание. Поверхность преимущественно равнинная; на севере, юге и востоке горные массивы высотой до 1155 м. Климат субэкваториальный (на юге) и тропический. Среднемесячные температуры от 20 и 35°С. Осадков от 50 до 1500 мм в год на севере, до 1500 мм в год на юге. Главные судоходные реки - Нигер и Сенегал. Растительность преимущественно пустынная и полупустынная, на юге саванны. В средние века на территории Мали возникли государства Гана, Мали, Сонгай и др. В сер. 1890-х гг. - 1958 французское владение под названием Французский Судан (в 1899-1920 было разделено между соседними колониями), с 1958 автономная Суданская Республика в составе французского Сообщества. В 1959 объединилась с Республикой Сенегал в Федерацию Мали (с июня 1960 независимая); после распада Федерации - с сентября 1960 независимая Республика Мали (вышла из Сообщества). Президентом республики стал М. Кейта - генеральный секретарь партии Суданский союз (РДА, основана в 1946). В ноябре 1968 произошел государственный переворот, власть перешла к Военному комитету национального освобождения (ВКНО) во главе с М. Траоре (в 1979-91 президент). В 1979 Мали перешла к гражданской форме правления. В марте 1991 произошел государственный переворот, Траоре был отстранен от власти. В 1992 завершен переход к гражданской форме правления. Мали - аграрная страна. Доля в ВВП (1992, %): сельское хозяйство ок. 55, промышленность 12. Экстенсивное скотоводство. Главные товарные сельскохозяйственные культуры: арахис, хлопчатник, капок. Плодоводство, овощеводство. Крупный рогатый скот, козы, овцы, верблюды. Рыболовство. Производство электроэнергии 421 млн. кВт·ч (1991). Добыча фосфатов, золота, алмазов. Предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. Ремесла. Экспорт: хлопок (65% стоимости), живой скот, золото, алмазы и др. Длина автодорог (1990, тыс. км) 18,0, железных дорог 0,65. Основные внешнеторговые партнеры: Франция, Германия, Япония, Кот-д Ивуар, Сенегал. Денежная единица - франк КФА (Африканского финансового сообщества).

МАЛИАНИ (Maliani) Чирилло (1903-84)

итальянский генетик, иностранный член ВАСХНИЛ (1967). Основные труды по генетике зерновых культур.

МАЛИБРАН (Malibran) Мария Фелисита (1808-36)

французская певица (меццо-сопрано). Дочь испанского певца М. Гарсии, сестра П. Виардо-Гарсии. Выделялись партии в операх В. Беллини и Дж. Россини.

МАЛИГНИЗАЦИЯ (от лат. malignus - злой, вредный, гибельный)

превращение исходно незлокачественной клетки в клетку злокачественной опухоли.

МАЛИКОВ Александр Капитонович (1839-1904)

российский общественный деятель. В 1866 по делу ишутинцев выслан в Холмогоры. В 1874 выдвинул религиозно-нравственное учение о "богочеловечестве". В 1875-78 в США.

МАЛИКОВ Кубанычбек (1911-78)

киргизский поэт, народный поэт Киргизии (1969). Сборники стихов и поэм; пьесы "На высокой земле" (1956), "Девушки с одной улицы" (1960), "Осмонкул" (1970) и др., главным образом о современности.

МАЛИН

город в Бельгии, см. Мехелен.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz