Энциклопедический словарь
 
 

Т






Главная > Энциклопедия > Т > Термины

ТИХОНОВ Николай Семенович (1896-1979)

русский писатель, общественный деятель. Пафос жизнеутверждения, романтика революционного долга, идеалы интернационализма в стихах о Гражданской и Великой Отечественной войнах (сборники "Орда" и "Брага" - оба 1922; поэма "Киров с нами", 1941, - о защитниках Ленинграда), о поездках по разным странам и республикам СССР (сборник "Тень друга" 1936); патетичность стиля. Переводы. Очерки, рассказы, повести (в т.ч. книга "Шесть колонн", 1968).

ТИХОНОВ Сергей Константинович (р. 1921)

российский актер, народный артист СССР (1981). На сцене с 1950. С 1956 в Российском театре драмы им. Ф. Г. Волкова (Ярославль).

ТИХОНРАВОВ Михаил Клавдиевич (1900-74)

российский конструктор, заслуженный деятель науки и техники России (1970), Герой Социалистического Труда (1961). Руководил разработкой первой советской ракеты с жидкостным ракетным двигателем (1933). Участник создания первых советских искусственных спутников Земли, космических кораблей, автоматических межпланетных станций и др. Ленинская премия (1957).

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

ТИХОНРАВОВ Николай Саввич (1832-93)

российский литературовед, археограф, представитель культурно-исторической школы, академик Петербургской АН (1890). Профессор Московского университета (с 1859). Труды о Н. И. Новикове, М. В. Ломоносове, А. П. Сумарокове, Н. В. Гоголе, западноевропейской и древнерусской литературе; публикации литературных памятников.

ТИХООКЕАНСКАЯ ВОЙНА 1864-66

между Испанией, и южноамериканскими республиками - Перу, Чили, Эквадором и Боливией, в ходе которой попытки Испании блокировать Тихоокеанское побережье провалились и ей пришлось признать независимость Перу, провозглашенную перуанцами еще в 1821.

ТИХООКЕАНСКАЯ ВОЙНА 1879-84

Чили с Перу и Боливией из-за месторождений селитры на территории Перу и Боливии, эксплуатировавшихся чилийцами; в результате этой войны к Чили (получившей поддержку Великобритании за монопольное право на вывоз селитры) перешли г. Тарапака, а города Такна и Арика на 10 лет.

ТИХООКЕАНСКАЯ СКЛАДЧАТОСТЬ

эпоха тактогенеза в мезозойской эре; проявилась в районах, примыкающих к Тихому ок. (Вост. Азия, Кордильеры, Анды). См. также Мезозойская складчатость.

ТИХООКЕАНСКИЕ КАМПАНИИ

7.12.1941 - 2.9.1945, военные действия между вооруженными силами Японии и США и их союзников на Тихом ок., в Индокитае и Бирме во время 2-й мировой войны. В 1941-42 Япония захватила Филиппины, Малайю, Индонезию, Бирму и ряд островов в Тихом ок. США и их союзники в 1943 перешли в контрнаступление, в 1944-45 вытеснили японские войска с большинства захваченных ими территорий и вышли на подступы к Японским о-вам.

ТИХООКЕАНСКИЕ ЭСКАДРЫ

соединения русского ВМФ на дальнем Востоке во время русско-японской войны 1904-05. 1я тихоокеанская эскадра участвовала в обороне Порт-Артура, большинство кораблей погибло или было затоплено своими экипажами. 2-я и 3-я тихоокеанские эскадры участвовали в Цусимском сражении 1905, в котором их основные силы были уничтожены или захвачены японцами.

ТИХООКЕАНСКИЙ ГЕОСИНКЛИНАЛЬНЫЙ ПОЯС

подвижная линейная структура земной коры, окружающая Тихий ок. Включает Анды, Кордильеры, Верхояно-Чукотскую обл., островные дуги Тихого ок. Сложен главным образом геосинклинальными комплексами верхнего палеозоя, мезозоя и кайнозоя вплоть до современных отложений.

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ (ТОФ)

составная часть ВМФ Российской Федерации. Предшественник ТОФ - Сибирская военная флотилия. В 1922 были созданы Морские силы Дальнего Востока (в 1926 расформированы, в 1932 созданы вновь, в 1935 переименованы в ТОФ). В Великую Отечественную войну часть сил и средств ТОФ была передана действующим флотам и участвовала в боях на Баренцевом и др. морях. Во время войны против Японии ТОФ содействовал войскам 1-го Дальневосточного фронта в освобождении Сев. Кореи, участвовал в Южно-Сахалинской и Курильской десантной операциях.

ТИХОРЕЦК

город (с 1926) в Российской Федерации, Краснодарский кр. Железнодорожный узел. 68 тыс. жителей (1993). ПО путевых машин, завод химического машиностроения; предприятия пищевой, легкой промышленности. Историко-революционный музей.

ТИХОХОДКИ

класс беспозвоночных животных, близких к членистоногим. Тело червеобразное, длина 0,11,2 мм; конечностей 4 пары. Ок. 300 видов, во мху, почве, пресных водоемах, редко в морях. Хорошо переносят высыхание, впадая в анабиоз.

ТИХУАНА (Tijuana)

город на северо-западе Мексики, шт. Ниж. Калифорния (Северная), на границе с США. 699 тыс. жителей (1990). Международный аэропорт. Пищевкусовая, хлопкоочистительная, текстильная, целлюлозно-бумажная промышленность. Центр торговли с США. Транзитный пункт для туристов из США.

ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. 1489/90-1576)

итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. Безмятежная ясность ("Любовь земная и небесная", ок. 1514-15), пафос и динамика монументальных композиций ("Ассунта" 1516-18) сменяются напряженным драматизмом ("Се человек", ок. 1543), психологической остротой образов ("И. Риминальди", ок. 1548), их беспощадной правдивостью ("Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе" 1545-46). Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности ("Даная", ок. 1554; "Венера и Адонис", 1554). В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев ("Оплакивание Христа", 1573-76). Тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета.

ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. 1488/90, Пьеве ди Кадоре, Венецианская республика - 27 августа 1576, Венеция)

итальянский художник, ведущий мастер венецианского Возрождения. Биография. Происходил из родовитой провинциальной семьи. Около 1500 ребенком был отдан отцом в мастерскую венецианского мозаичиста Себастьяно Дзуккато. Затем учился живописи в мастерской тогдашнего главы венецианской школы Джованни Беллини и у его брата Джентиле Беллини. В 1507 поступил в качестве помощника в мастерскую Джорджоне, после его смерти (1510) закончил некоторые его картины. В 1517-55 занимал должность официального живописца Венецианской республики. Пользовался огромной прижизненной славой, его заказчиками были император Карл V, испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского. Художник был тесно связан с венецианской интеллектуальной элитой, многолетняя тесная дружба связывала его с писателем, публицистом, художественным критиком Пьетро Аретино и ведущим архитектором Венеции Якопо Сансовино. Творчество. Творческое наследие Тициана огромно: это около 120-130 полотен, фрески, ряд превосходных подготовительных рисунков, серия гравюр на дереве, созданных в его мастерской по его рисункам. Живопись его включает религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портреты, традиционные для Венеции "истории" - многофигурные сцены с элементами исторической композиции. Большое место в его творчестве занимают пейзажные мотивы. Долгий, почти семидесятилетний творческий путь Тициана запечатлел сложную эволюцию его представлений о мире, от чувства ликующей радости бытия до осознания потрясающих этот мир драматических коллизий. Ранние работы. В ранних работах Тициана ("Цыганская мадонна", ок. 1511-12, Музей истории искусств, Вена; "Св. Собеседование", ок. 1512-14, Национальная галерея, Эдинбург; "Три возраста", ок. 1513-14, там же) еще проступают мотивы, унаследованные у Джорджоне: лирическая мягкость интонаций, идиллический образ природы. Но уже в аллегорической композиции "Любовь земная и небесная" (ок. 1514-15, Галерея Боргезе, Рим) эти интонации уступают место чувственной радости бытия, праздничному полнозвучию красок. Работы 1516-20 гг. В работах второй половины 1510-х гг. - "Мадонна с вишнями" (Музей истории искусств, Вена), "Мадонна с четырьмя святыми" (Картинная галерея, Дрезден) и построенном на драматическом контрасте образов произведении "Динарий кесаря" (ок. 1516, там же) - нарастают монументальное начало, энергия светотеневой лепки и цветового звучания. Огромный, семиметровый алтарь "Ассунта" ("Вознесение Марии", 1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов - первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом "большого стиля" Высокого Возрождения. Героическая патетика, яркость эмоций определяют и характер алтарных композиций Тициана 1520-х гг. - "Вознесение Христа" (ок. 1519-22, церковь Санти Надзаро э Чельсо, Брешия) с его великолепным эффектом ночного освещения и "Мадонна Пезаро" (1519-26, Санта Мария Глариоза деи Фрари, Венеция), проникнутая триумфальным пафосом. К этому же периоду относится серия "Вакханалий", написанных для герцога Феррари Альфонсо д Эсте ("Праздник Венеры", ок. 1518-19, Прадо; "Праздник на Андросе", ок. 1520, там же; "Вакх и Ариадна", ок. 1522-23, Национальная галерея, Лондон). Работы 1530-40-х гг. В картинах 1530-х гг. на религиозные и мифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалии современной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. В одном из шедевров этих лет - "Венере Урбинской" (ок. 1538, Уффици) - он переносит богиню (ее облик отчасти навеян "Спящей Венерой" Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 в. В монументальном полотне "Введение во храм" (1534-38, Галереи Академии, Венеция) евангельское событие разыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленных зрителей, представляющих все слои венецианского общества - от сенаторов в пурпурных тогах до девочки-крестьянки и нищенки. Такое же соединение мифа и современности присуще и большому полотну "Се человек" (1543, Музей истории искусств, Вена), которое, как и другие работы 1540-х гг. (плафоны венецианской церкви Санта Мария делла Салюте; "Коронованные терпением", 1545, Лувр), завершает период творческой зрелости Тициана. Портреты1520-40-е гг. - время расцвета творчества Тициана-портретиста. Он обратился к портрету еще в ранние годы (так называемые "Ариосто" и "Скьявона", ок. 1510-11, Национальная галерея, Лондон). В 1520-40 он создает обширную портретную галерею современников, среди которых безымянный "Юноша с перчаткой" (Лувр), гуманист Винченцо Мости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Мантуи Федериго Гонзага, правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере, друг Тициана Пьетро Аретино. Тонкостью передачи индивидуального внутреннего мира выделяется портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди (ок. 1545, Галерея Питти, Флоренция). В 1540-е гг. Тициан создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино "историей" - в больших полотнах, изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины ("Обращение Альфонсо д Авалос к солдатам", 1540-41, Прадо; "Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе", 1546, Национальные музеи и галереи Каподимонте, Неаполь; "Семья Вендрамин", до 1547, Национальная галерея, Лондон; "Карл V", 1548, Старая пинакотека, Мюнхен; "Карл V под Мюльбергом", 1548, Прадо). Поздний период (1550-е - 1-я половина 1570-х гг.)Уже в 1550-е гг. характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях ("Мученичество св. Лаврентия", 1555, церковь Джезуити, Венеция; "Положение во гроб", 1559, Прадо). В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты ("Даная", 1553-54, Прадо; "Венера и Адонис", 1554, там же; "Венера перед зеркалом", ок. 1560, Национальная галерея, Вашингтон). К этим образам близка даже горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне (1560, Эрмитаж). Существенный перелом происходит на рубеже 1550-60-х гг. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты "Метаморфоз" Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: "Диана и Актеон" и "Диана и Каллисто" (1559, Национальная галерея, Эдинбург), "Похищение Европы" (1562, Музей И. Гарднер, Бостон), "Охота Дианы" (ок. 1565, Национальная галерея, Лондон). В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой "поздней манеры", характерной для последних работ Тициана ("Св. Себастьян", ок. 1565-70, Эрмитаж; "Пастух и нимфа", ок. 1570, Музей истории искусств, Вена; "Наказание Марсия", 1570-е гг., Картинная галерея, Кромержиж; "Оплакивание Христа", 1576, Галереи Академии, Венеция, и др.). Эти полотна отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и фоном; поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью, иногда втертых пальцами мазков. Оттенки дополняющих друг друга, взаимопроникающих или контрастирующих тонов образуют некое единство, из которого рождаются формы или приглушенные мерцающие краски. Новаторство "поздней манеры" не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. Искусство Тициана, наиболее полно раскрывшее своеобразие венецианской школы, оказало большое влияние на становление крупнейших художников 17 в. от Рубенса и Веласкеса до Пуссена. Литература: Смирнова И. А. Тициан и венецианский портрет XVI века. М., 1964. Лазарев В. Н. Поздний Тициан // Старые итальянские мастера. М., 1972. Hetzer Th. Tizian. Geschichte seiner Farbe. Frankfurt am Main., 1935. Tietzer H. Tizian. Leben und Werk. Wien, 1937. V. 12. Pallucchini R. Il Tiziano. Firenze, 1969. V. 1-2. Panofsky E. Problems in Tizian, Mostly Iconografic. New York, 1969. Wethey H. E. The Paintings of Tizian. London, 1969-75. V. 1-3. И. А. Смирнова.

ТИЦИУС (Titius) Иоганн Даниель (1729-96)

немецкий астроном, математик и физик. Предложил эмпирическое правило, по которому можно найти расстояние планет от Солнца (правило Тициуса-Боде).

ТИЦИУСА-БОДЕ ПРАВИЛО

эмпирическая формула для приближенного определения расстояний r планет от Солнца в астрономических единицах: r =0,4+0,3·2n, где n=0 для Венеры, n=1 для Земли, n=2 для Марса, n=3 для средней части пояса астероидов и т.д. (исключения: Меркурий с r ?0,4 астрономических единиц; Нептун с r ?30 астрономических единиц). Правило предложено И. Тициусом (1766); получило широкую известность после работ И. Боде (1772).

ТИЧИНО (Ticino)

река в Италии и Швейцарии, левый приток р. По. 248 км, площадь бассейна 7,2 тыс. км2. Начинается в Альпах, протекает через оз. Лаго-Маджоре, ниже которого (на Паданской равнине) судоходна. Средний расход воды 319 м3/с. ГЭС. На Тичино - г. Павия.

ТИШБЕЙН (Tischbein)

семья немецких живописцев: 1) Иоганн Генрих (1722-89), галантные сцены в духе Ф. Буше. 2) Август (1750-1812), портретист, представитель классицизма, племянник Иоганна Генриха. 3) Вильгельм (1751-1829), представитель позднего классицизма и раннего романтизма ("Гете в Кампанье", 1787), племянник Иоганна Генриха.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz