Энциклопедический словарь
 
 

Ф






Главная > Энциклопедия > Ф > Термины

ФИЛОВ Богдан (1883-1945)

в 1940-43 премьер-министр правительства Болгарии. Подписал (1941) Венское соглашение о присоединении Болгарии к Берлинскому пакту 1940. В 1943-44 член регентского совета. Казнен по приговору суда Болгарии.

ФИЛОГЕНЕЗ (от греч. phylon - род, племя и... генез)

процесс исторического развития мира живых организмов как в целом, так и отдельных групп - видов, родов, семейств, отрядов (порядков), классов, типов (отделов), царств. Филогенез изучается в единстве и взаимообусловленности с индивидуальным развитием организмов - онтогенезом.

ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ДРЕВО

то же, что родословное древо.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

ФИЛОЗОВ Альберт Леонидович (р. 1937)

российский актер, заслуженный артист Российской Федерации. В 1963-90 в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского. Одна из самых ярких театральных работ - главная роль в спектакле "Взрослая дочь молодого человека". С 1990 в Московском театре "Школа современной пьесы", где он с большим успехом сыграл в спектакле "А чой-то ты во фраке". В кино с 1969. Снимался в фильмах: "Жизнь Бетховена" (1979), "Тегеран-43 (1981), "Новые приключения янки при дворе короля Артура" (1988), "Короли российского сыска" (1996, телесериал) и др.

ФИЛОКАРТИЯ (от фил... и лат. carta - бумага, лист)

коллекционирование иллюстрированных открыток. Зародилась в 70-е гг. 19 в. (Германия, Франция, Австро-Венгрия) в связи с массовым выпуском почтовых открыток.

ФИЛОКСЕН (1 в. до н. э. -1 в. н. э.)

древнегреческий скульптор из Афин, представитель т.н. неоаттической школы. Делал копии с более древних статуй.

ФИЛОКСЕН (4-3 вв. до н. э.)

древнегреческий художник, ученик Никомаха. Для правителя Македонии Кассандра написал "Битву Александра Македонского с Дарием" (повторена в мозаике из Дома Фавна в Помпеях). См. Александра мозаика.

ФИЛОКТЕТ (Philoctete) Рене (р. 1932)

гаитянский поэт. Пишет на французском языке Протест против реакции, фольклорные мотивы в сборнике стихов "Время людей" (1960), поэмах "Барабаны Солнца" (1962), "Острова, идущие вперед" (1969).

ФИЛОКТИМОН (Филоктим) Севастийский (ум. ок. 320)

один из сорока севастийских мучеников.

ФИЛОЛОГ (1 в.)

апостол от 70-ти (Послание к Римлянам 16: 15), ученик апостола, епископ Синопский. Память в Православной церкви 4 (17) января и 5 (18) ноября.

ФИЛОЛОГИЯ (от фил... и греч. logos - слово)

область знания, изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа - историю и сущность духовной культуры данного общества. Филология возникла в Др. Индии и Греции. В 17-18 вв. сложилась как наука, изучающая древнюю культуру (язык, литературу, историю, философию, искусство в их взаимосвязанности). С дифференциацией отдельных наук содержание понятия филологии изменялось: филологию стали понимать как совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

"ФИЛОМАТЫ" (от греч. philomathes - стремящийся к знанию)

тайная организация студентов Виленского университета в 1817-23. Основатели: А. Мицкевич, Т. Зан, Ю. Ежовский, Ф. Малевский и др. Сочетала идеи дворянского просветительства с национально-освободительными стремлениями.

ФИЛОМАФИТСКИЙ Алексей Матвеевич (1807-1849)

российский физиолог, один из основоположников экспериментальной патологии. Труды по переливанию крови. Разработал метод внутривенного наркоза (1847, совместно с Н. И. Пироговым).

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н. э.)

иудейско-эллинистический религиозный философ. Соединял иудаизм с греческой философией, прежде всего - стоическим платонизмом. Разработанный Филоном Александрийским аллегорический метод истолкования Библии оказал влияние на патристику (Климент Александрийский, Ориген и др.) и средневековую культуру.

ФИЛОНОВ Павел Николаевич (1883-1941)

российский живописец и график. В символических, драматически напряженных произведениях стремился к выражению общих духовно-материальных закономерностей хода мировой истории ("Пир королей", 1913). С сер. 1910-х гг. отстаивал принципы "аналитического искусства", основанного на создании сложнейших, способных к бесконечному калейдоскопическому развертыванию композиций ("Формула пролетариата", 1912-13, "Формула весны" 1928-29). Ученики Филонова составили группу "Мастера аналитического искусства".

ФИЛОНОВ Павел Николаевич [8 (20) января 1883, Москва - 3 декабря 1941, Ленинград]

российский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства. Создатель особого направления - "аналитического искусства". Переехав в 1897 в Петербург, Филонов начал свой путь в искусстве учеником в малярноживописных мастерских (1897-1901); затем учился в частной школе Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1902-08). В 1905-07 художник совершил поездки по Волге, в Новый Афон на Кавказе, посетил Иерусалим. В 1908-10 был вольнослушателем Высшего художественного училища при петербургской Академии художеств. Изучал классическое искусство, путешествуя по Италии и Франции (1912). Влияние футуризма. Вступление в 1910 в "Союз молодежи" и сближение с членами группы "Гилея" (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, братья Бурлюки и др.) оказало влияние на становление Филонова, вскоре превратившегося в одного из самых заметных живописцев русского авангарда. В 1913 написал вместе с И. С. Школьником декорации для футуристической постановки трагедии "Владимир Маяковский"; проиллюстрировал ряд футуристических книг ("Изборник" В. В. Хлебникова, 1914; сборник "Футуристы. Рыкающий Парнас", 1914 и др.). Выпустил собственную книгу "Пропевень о проросли мировой" (1915), родственную поэтике Хлебникова. Филоновский метод. В статье "Канон и закон" (1912) впервые изложил свою теорию аналитического искусства. Основной ее смысл можно определить как стремление выразить в живописи, пластике принцип органического роста художественной формы, адекватный свойствам и процессам, протекающим в природе. В этом состояла противоположность филоновского метода рациональным приемам кубизма, футуризма, геометрического беспредметничества. Первое объединение, созданное художником в 1914, называлось "Сделанные картины"; одним из главных положений своего аналитического метода он объявил "принцип сделанности": кропотливая проработанность каждого квадратного миллиметра живописной поверхности была непреложным условием создания сколь угодно большой картины. "Тщательно сделанная вещь", картина должна была воздействовать на эмоции зрителя и заставлять его принять не только то, что художник видит в мире, но и то, что знает о нем. C редкостным профессиональным мастерством художник сочетал в своих работах экспрессионистическую остроту и неопримитивистскую архаизацию образов. Глубинные философско-культурологические размышления Филонова определили художественно-пластический строй картин "Запад и Восток", "Восток и Запад" (обе 1912-13), "Пир королей" (1913) и др. Тема современной городской цивилизации, в противовес героизации ее европейскими футуристами, была представлена русским мастером как источник зла, уродующий людей; антиурбанистический пафос определял смысловое звучание многих картин, в том числе работ "Мужчина и женщина" (1912-13), "Рабочие" (1915-16), рисунка "Постройка города" (1913) и др. В иной группе произведений - холстах "Крестьянская семья (Святое семейство)" (1914), "Коровницы" (1914), цикле "Ввод в мировый расцвет", вторая половина 1910-х, рисунках "Георгий Победоносец" (1915), "Мать" (1916) и др. - художник воплотил свои утопические мечтания о будущем воцарении справедливости и добра на земле. В 1916-18 Филонов воевал на фронте; по возвращении в Петроград в 1918 включился в художественную жизнь. В 1923 был среди организаторов Государственного института художественной культуры в Петрограде, некоторое время возглавлял там отдел общей идеологии. В 1920-е гг. Филонов создал цикл работ, посвященных гражданской войне, революции, петроградскому пролетариату. Выступал на диспутах, пропагандируя принципы аналитического искусства. На протяжении десятилетий Филонов разрабатывал своеобразный живописный жанр, стремясь воплотить высшую суть, глубинный смысл явления в драгоценной пластической "формуле" ("Формула пролетариата", акварель, 1912-13, "Формула Космоса", 1918-19, первая "Формула весны", 1927-28 и др.). В 1928-29 создал свое центральное произведение, монументальную картину "Формула весны". Сверкающим мозаичным ковром, сотканным из тысяч и тысяч "атомов", каждый из которых обладал своим цветом и огранкой, расстилалось оригинальное творение Филонова, соединявшее, казалось бы, несоединимое - абстрактную беспредметность и фигуративную образность. Теоретик аналитического искусства. В "Декларации "Мирового расцвета", ставшей вторым вариантом теории аналитического искусства (была опубликована в журнале "Жизнь искусства", 1923, № 20), Филонов провозглашал: "Так как я знаю, анализирую, вижу, интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых или невидимых явлений, их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия, известных или тайных свойств, имеющих в свою очередь иногда бесчисленные предикаты, - то я отрицаю вероучение современного реализма "двух предикатов" и все его право-левые секты, как ненаучные и мертвые, - начисто". Этот манифест послужил основой для консолидации последователей Филонова; коллектив, в основном сложившийся в 1925, принял название "Мастера аналитического искусства" (МАИ). В 1927 в ленинградском Доме печати группой была устроена коллективная выставка, а также оформлен спектакль по комедии Н. Гоголя "Ревизор" в постановке Игоря Терентьева. Члены того же коллектива во главе с Филоновым проиллюстрировали карело-финский эпос "Калевала" (М. -Л., 1933). С конца 1920-х гг. и вплоть до смерти художника и его соратники, сохранившие верность методам аналитического искусства, подвергались травле. Единственная прижизненная персональная выставка Филонова была устроена в залах Русского музея, но открытие ее было запрещено (1929-30). Наследие мастера, который принципиально никогда не продавал свои работы, полагая их достоянием государства, было сохранено его сестрой Е. Н. Глебовой и в 1977 передано ею в дар Государственному Русскому музею. Литература: Павел Николаевич Филонов. Живопись. Графика: Из собрания Государственного Русского музея: Каталог выставки / Автор статьи Е. Ф. Ковтун. Л., 1988. Мислер Н., Боулт Дж. Филонов. Аналитическое искусство. М., 1990. Павел Филонов и его школа: Каталог / Kunsthalle, Dusseldorf; ГРМ, Ленинград. Koln,1990. А. С. Шатских.

ФИЛОПЕМЕН (253-183 до н. э.)

древнегреческий полководец, с 209 стратег и гиппарх (начальник конницы) Ахейского союза. В борьбе с Римом отстаивал независимость Греции, за что был прозван "последним эллином".

ФИЛОСОФИИ ИНСТИТУТ РАН (ИФАН)

организован в Москве в 1929 в результате преобразования философской секции Коммунистической академии. С 1936 в системе АН.

ФИЛОСОФИЯ (от фил... и греч. sophia - мудрость)

форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др. Исторические формы философии: философские учения Др. Индии, Китая, Египта; древнегреческая, античная философия - классическая форма философии (Парменид, Гераклит, Сократ, Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель); средневековая философия - патристика и выросшая из нее схоластика; философия эпохи Возрождения (Г. Галилей, Б. Телезио, Н. Кузанский, Дж. Бруно); философия нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, Г. Лейбниц); французский материализм 18 в. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвецкий, П. Гольбах); немецкая классическая философия (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель); философия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин); русская религиозная философия 19-20 вв. (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, С. Л. Фрак, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, В. В. Розанов); философия русского космизма (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский); основные направления философии 20 в. - неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

философское течение кон. 19 - нач. 20 вв., исходящее из понятия "жизни" как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вариантах этого течения "жизнь" истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному (Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг, Л. Фробениус и др.), как космическая сила, создающая новые формы ("жизненный порыв" А. Бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель), которая противопоставляется механической "цивилизации" (О. Шпенглер). Оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz