Энциклопедический словарь
 
 

Ш






Главная > Энциклопедия > Ш > Термины

ШОНИН Георгий Степанович (р. 1935)

российский космонавт. Летчик-космонавт СССР (1969), генерал-майор авиации (1977), Герой Советского Союза (1969). Полет на "Союзе-6" (октябрь 1969).

ШОПЕН (Chopin) Фридерик (1810-49)

польский композитор и пианист. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. С 1831 жил в Париже. Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством. С 1927 в Варшаве проводится Международный конкурс им. Шопена.

ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (1788-1860)

немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном сочинении "Мир как воля и представление" сущность мира ("вещь в себе" И. Канта) предстает у Шопенгауэра как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. "Освобождение" от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. Пессимистическая философия Шопенгауэра получила распространение в Европе со 2-й пол. 19 в.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (22 февраля 1788, Данциг, ныне Гданьск - 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне)

немецкий философиррационалист (см. Иррационализм). В его основном произведении "Мир как воля и представление" (1819-44) сущность мира и человека предстает как бессознательная "воля к жизни". Детство и юность. Артур Шопенгауэр происходил из состоятельной купеческой семьи. Отец философа, Генрих Флорис Шопенгауэр (1747-1805), хотя и бывал неуравновешен (вспыльчив и склонен к депрессии), имел репутацию доброго, открытого, независимого в своих суждениях человека и честного коммерсанта. Его мать, Иоганна Генриетта Шопенгауэр (1766-1823), дочь сенатора Трозинера, обладала склонностью к изящным искусствам и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома, 1830-31). В детстве будущий философ не получил систематического образования. Его отец, желая видеть в нем продолжателя своего дела, отправляет девятилетнего сына в Гавр, где Артур прожил два года в семье отцовского друга и партнера. После непродолжительного пребывания в гамбургской частной школе мальчика берут в путешествие по Европе в образовательных целях. Это путешествие убедило его не только в бесполезности изучения "одних только слов", но и в благотворности знакомства "с самими вещами". В 1805 Артур был отдан в крупную гамбургскую фирму для обучения торговому делу, к чему он вовсе не испытывал влечения. Однако после смерти отца (к нему Шопенгауэр-младший до конца своих дней питал чувство любви и благодарности за редкое счастье быть независимым и обеспеченным), мать позволяет сыну получить университетское образование. В 1809 он становится студентом-медиком Геттингенского университета, а через полгода, не оставляя изучения медицины, переводится на философский факультет, где с особым усердием штудирует Платона и Канта. С 1811 в Берлинском университете слушает лекции Ф. А. Вольфа по истории греческой и латинской литературы, Шлейермахера - по истории философии, Фихте - по философии; докторскую диссертацию "О четверояком корне закона достаточного оcнования" защитил в Йенском университете в 1813. Зрелость. Главный труд. В 1814, после разрыва с матерью, которой он так и не простил холодности к больному отцу, Шопенгауэр поселяется в Дрездене. Здесь он пишет трактат "О зрении и цвете" (1816) (по следам бесед с Гете, с которым он встречался в 1813-14 в Веймаре в литературном салоне своей матери), а в марте 1818 завершает работу над первым томом своего основного произведения "Мир как воля и представление". Судьба его первого издания (большая часть тиража пошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. Вслед за этим Шопенгауэр терпит фиаско в преподавательской деятельности в Берлине (1820), его пробная лекция вызвала отрицательное отношение Гегеля. С 1831 философ обосновывается во Франкфурте-на-Майне. Все написанное им в дальнейшем было лишь дополнением к первому тому основного произведения или его популяризацией. Несмотря на успех его последней работы ("Парерга и паралипомена", 1851) и все возрастающую известность, Шопенгауэра не покидает чувство духовного одиночества. Тем не менее, он уверен в выдающемся значении и новизне своего труда. "Мир как воля и представление"Считая себя учеником Канта, Шопенгауэр исходит из того, что опыт, "мир явлений", дан человеку как его "представление", его априорные формы - пространство, время, причинность. Субъект и объект - это соотносительные моменты мира как "представление". Мир как "вещь в себе" предстает у Шопенгауэра как безосновная "воля", которая обнаруживается и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека; разум - лишь инструмент этой "воли". Как "вещь в себе" воля едина и находится по ту сторону причин и следствий, однако в мире как "представлении" она проявляется в бесконечном множестве "объективаций". Ступени этой объективации (неорганическая природа, растение, животное, человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) - "адекватных объективаций воли". Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству. В живой природе и обществе воля проявляется в качестве "воли к жизни" - источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; всякий "осознает себя всей волей к жизни", тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной "войне всех против всех"; государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. В противовес Лейбницу Шопенгауэр называл существующий мир "наихудшим из возможных", а свое учение - "пессимизмом". Мировая история не имеет смысла. Страдание - "наказание" за "первородный грех", вину обособленного существования. Преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства -"незаинтересованное созерцание" идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение "воли к жизни". Высшее из искусств - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. Однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умервщления желаний и страстей (здесь Шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). В уникальном личном опыте со-страдания преодолевается иллюзорная граница между я и не-я и тем самым происходит "обращение" воли, переворот в самом бытии. Критикуя язык современной ему школьной философии, Шопенгауэр стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное Жан Поль, Ф. Кафка, Т. Манн). Пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины 19 - начала 20 вв. Влияние его испытали в Германии Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др., в России - Л. Толстой, А. Фет и др. Сочинения: Полн. собр. соч. М., 1900-10. Т. 1-5. Собр. соч. М., 1992. Т. 1. Соч. М., 1993. Т. 1-2. Samtliche Werke. 3. Aufl. Wiesbaden, 1972. Bd. 1-7. Der handschriftliche Nachlass. Frankfurt am Main, 1966-75. Bd. 1-5. Литература: Фишер К. Артур Шопенгауэр: Пер. с нем. М., 1896. Фолькельт И. Артур Шопенгауэр, его личность и учение: Пер. с нем. СПб., 1902. Грузенберг С. О. Артур Шопенгауэр. Личность, мышление и миропонимание. СПб., 1912. Быховский Б. Э. Шопенгауэр. М., 1975. Чанышев А. А. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра. М., 1990. Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель: Пер. с нем. // Избр. произведения. М., 1993. Simmel G. Schopenhauer und Nietzsche. Leipzig, 1907. Mann Th. Schopenhauer. Stockholm, 1938. Abendroth W. Arthur Schopenhauer in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Leck; Schleswig, 1967. Hubscher A. Denker gegen der Strom. Schopenhauer: gestern - heute - morgen. Bonn, 1973. Pisa K. Schopenhauer. Kronzeuge der unheilen Welt. Wien; Berlin, 1977. Weimer W. Schopenhauer. Darmstadt, 1982. Schirmacher W. Schopenhauer bei neuren Philosophen. Frankfurt am Main, 1988. А. А. Чанышев.

ШОПОВ Ацо (1923-82)

македонский поэт. Сборники стихов о Народно-освободительной войне 1941-45 ("Стихи", 1944) и о современности ("Золотой круг времени", 1969; "Смотрящий в пепел", 1970; "Песнь черной женщины", 1976).

ШОПОКОВ (до 1985 пос. Краснооктябрьский)

город в Киргизии, Чуйская обл. Железнодорожная станция (Шопоково). 9,2 тыс. жителей (1991). Сахарный завод и другие предприятия.

ШОПРОН (Sopron)

город на северо-западе Венгрии. 55 тыс. жителей (1991). Текстильная, трикотажная, швейная, металлообрабатывающая, пищевая промышленность. Центр виноградарства и виноделия. Музей им. Ф. Листа. Готическая церковь (13-15 вв.) и монастырь бенедиктинцев (14 в.), церкви св. Михаила (13-15 вв.) и св. Георгия (14-18 вв.), Городская башня (завершена в 17 в.). Готические, ренессансные и барочные жилые дома.

ШОПСТЮАРДЫ (англ. shop-stewards)

см. Фабричные старосты.

ШОРА МЕТОД

метод определения твердости металлов по высоте отскакивания легкого бойка с алмазным наконечником от испытываемого массивного образца (с помощью склероскопа). Назван по имени американского промышленника А. Шора (А. Shore).

ШОРИН Александр Федорович (1890-1941)

российский изобретатель. Автор буквопечатающего телеграфного аппарата (1928), систем фотографической звукозаписи для звукового кино (1928) и механической записи и воспроизведения звука (1932-34) и др. Государственная премия СССР (1941).

ШОРИН Алексей Павлович (р. 1939)

российский ученый, академик РАН (1991). Труды по динамике рабочих процессов в энергетических установках, в частности, в двигателях летательных аппаратов.

ШОРЛЕММЕР (Schorlemmer) Карл (1834-1892)

немецкий химик-органик. Труды по химии предельных углеводородов, истории органической химии. Установил равнозначность четырех валентностей углерода (1868). Автор руководств и учебников по химии.

ШОРМ (Sorm) Франтишек (1913-80)

чехословацкий химик-органик, биохимик, иностранный член АН СССР (1958). Труды по изучению терпенов, нуклеиновых кислот, белков, в т.ч. ферментов.

ШОРСКИЙ ЯЗЫК

язык шорцев, относится к тюркским языкам (уйгурская группа). Письменность на основе русского алфавита.

ШОРТ (Short) Джеймс (1710-68)

английский астроном и оптик. Создал ок. 1400 зеркальных телескопов высокого качества, изобрел высокоточные маятниковые часы.

ШОРТАНОВ Аскерби Тахирович (р. 1916)

кабардинский писатель. Историко-романтическая дилогия "Горцы" (кн. 1-2, 1954-75); пьесы. Труды по фольклору.

ШОРТ-ТРЕК (от англ. short track, букв. - короткая дорожка)

разновидность конькобежного спорта: бег на коньках по укороченной дорожке, которая, как правило, размечена на хоккейной площадке. Зародился в Канаде в нач. 20 в. Технический комитет по шорт-треку - член Международного союза конькобежцев (ИСУ; с 1975). В программе Олимпийских игр с 1992. Чемпионаты мира с 1981.

ШОРТЫ (англ. shorts от short - короткий)

мужские, женские или детские брюки до колен или выше.

ШОРЦЫ (самоназв. - шор)

народ в Российской Федерации, в Кемеровской обл. (Горная Шория). 16 тыс. человек (1992). Язык шорский. Верующие - православные.

ШОРЫ

см. Соры.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz