Энциклопедический словарь
 
 

Ю






Главная > Энциклопедия > Ю > Термины

ЮКОН (Yukon)

плато во внутреннем поясе Кордильер Сев. Америки, в США (шт. Аляска) и Канаде. Абсолютные отметки гор достигают 1500-2000 м, днища котловин лежат на высоте от 200 до 500 м. Редкостойные леса из ели и лиственницы, горно-тундровая растительность. Добыча золота, каменного угля.

ЮКОН

река в Канаде и США (шт. Аляска), 3700 км, площадь бассейна 855 тыс. км2. Впадает в Берингово м. Главный приток - Танана. Средний расход воды 6,5 тыс. м3/с. Судоходна на 3200 км.

ЮКОН

территория на северо-западе Канады. 536,4 тыс. км2. Население 30 тыс. человек (1992). Адм. ц. - Уайтхорс.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

ЮЛ (Асканий) (лат. Julus, Ascanius)

в римской мифологии сын Энея, прародитель рода Юлиев.

ЮЛ

см. Асканий.

ЮЛА (лесной жаворонок)

птица семейства жаворонковых. Длина до 15 см, на голове небольшой хохолок. В Европе (в России на восток доходит до Волги), Сев. Африке и М. Азии; селится на опушках, лесных полянах и т.п. Звонкая песня - из быстрого повторения слогов "юли-юли-юли... юлю-юлююлю".

ЮЛАЕВ САЛАВАТ

см. Салават Юлаев.

ЮЛАЙ АЗНАЛИН (1730 - после 1797)

отец Салавата Юлаева, участник восстания 1773-75 под руководством Е. И. Пугачева.

ЮЛИАН ОТСТУПНИК (Julianus Apostata) (331-363)

римский император с 361. Получил христианское воспитание; став императором, объявил себя сторонником языческой религии, реформировав ее на базе неоплатонизма; издал эдикты против христиан. От христианской церкви получил прозвище Отступник.

ЮЛИАНА (Juliana) (р. 1909)

королева Нидерландов в 1948-80.

ЮЛИАНА из Нориджа (ок. 1342-1413)

английская духовидица, мистическая писательница. Проникнутая идеями неоплатонизма книга "Откровения божественной любви" (ок. 1391).

ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

см. Календарь.

ЮЛИИ-КЛАВДИИ

первая династия римских императоров в 14-68, из потомков Августа. Наиболее значительные: Тиберий, Клавдий, Нерон. При Юлии-Клавдии усилилась централизация власти. Опирались на армию и бюрократический аппарат, проводили широкую завоевательную политику.

ЮЛИЙ II (Julius)

в миру Джулиано делла Ровере (Giuliano della Rovere) (1443-1513), папа Римский с 1503. Племянник папы Сикста IV. Монах-францисканец, кардинал с 1471, папский легат во Франции (1480-84). Стремился к усилению папской власти, добился от Венеции возвращения захваченных ею городов в Романье, в 1511 возглавил антифранцузскую "Священную лигу". Покровительствовал искусству, призвал в Рим Браманте, Микеланджело, Рафаэля и др. архитекторов, скульпторов, живописцев.

ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ

см. Цезарь.

ЮЛЛЕНСТЕН (Gyllensten) Ларс (р. 1921)

шведский писатель. В отмеченных экспериментаторством романе-дилогии "Смерть Сократа" (1960), романе-коллаже "Мемуары Каина" (1963), романах "В тени Дон Жуана" (1975) и "Возвращение тени" (1985) и др. - экзистенциальные проблемы личности, решаемые на историческом и мифологическом материале. Стихотворные пародии, новеллы. Эссе "Кредо нигилизма" (1964).

ЮЛТЫЙ (Юлтыев) Даут Исхакович (1893-1938)

башкирский писатель. Стихи и поэмы, посвященные колхозникам и рабочимнефтяникам; историко-революционный роман "Кровь" (кн. 1-2, 1934-70), историческая драма "Карагул" (1920). Репрессирован; реабилитирован посмертно.

ЮМ (Hume) Аллан Октавиан (1829-1912)

англичанин, участник индийского национального движения, один из основателей и руководителей Индийского национального конгресса.

ЮМ Дейвид (1711-76)

шотландский философ, историк, экономист. В "Трактате о человеческой природе" (1739-40) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке "впечатлений", причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма - один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.

ЮМ (Hume) Дейвид (26 апреля 1711, Эдинбург - 25 августа 1776, там же)

шотландский философ и историк. Оказал решающее воздействие на возникновение в 19 в. традиции позитивизма, а в 20 в. - на развитие аналитической философии. Жизнь и труды. Учился в Эдинбургском университете, затем работал клерком в торговой фирме. В 1734-36 находился во Франции, где подготовил свой главный труд - "Трактат о человеческой природе" (первые две книги вышли в 1739, третья в 1740). Вопреки ожиданиям автора, "Трактат" не вызвал интереса у широкой публики, однако опубликованные в 1741-42 эссе на различные темы уже имели успех. Попытки сделать академическую карьеру окончились неудачей из-за противодействия представителей Церкви Шотландии, видевших в нем опасного скептика и даже атеиста. В 1748 выходит "Исследование о человеческом познании", в 1751 "Исследование о принципах морали" - переработанные и сокращенные варианты первой и третьей книг "Трактата". Приблизительно в это же время написаны "Диалоги о естественной религии", опубликованные посмертно в 1779; в 1752 Юм издает эссе на экономические темы. Работа в качестве библиотекаря Эдинбургского общества адвокатов дала Юму возможность собрать богатый фактический материал для восьмитомной "Истории Англии" (1754-62). В 1757 была опубликована "Естественная история религии". Участие в 1763-66 в дипломатической миссии в Париже в качестве личного секретаря британского посла позволило Юму познакомиться с французскими просветителями, у которых он встретил горячий прием (некоторые из них ошибочно принимали его за атеиста). В 1767-68 Юм был помощником государственного секретаря. Автобиографическое эссе Юма "Моя жизнь" было издано через год после его смерти его другом Адамом Смитом. Учение об опыте. В "Трактате" и в "Исследованиях" Юм говорит о необходимости совершенствования "моральной философии" как универсальной науки о человеке, которой, в отличие от "естественной философии" (естествознания), еще предстоит стать подлинно эмпирической наукой. В духе сенсуализма источником знания Юм считает опыт, складывающийся из "восприятий" (perceptions), которые Юм разделяет на "впечатления" и "идеи". Впечатления отличаются яркостью и живостью, они - исходные элементы чувственного опыта; Юм делит их на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Идеи суть копии впечатлений, уступающие им по степени яркости и живости. Идеи разделяются на простые, происходящие из конкретных впечатлений и им соответствующие, и сложные (модусы, субстанции и отношения). Психологический механизм связи восприятий Юм усматривает в принципе ассоциации (непознаваемом по существу), благодаря которому из простых идей образуются сложные. Юм подробно анализирует три типа ассоциации идей: по сходству, по смежности в пространстве и во времени и, наконец, наиболее распространенный тип - по причинности. Юм предлагал отказаться от идеи субстанции, считая ее фикцией воображения. Восприняв аргументацию Джорджа Беркли против материальной субстанции, Юм шел дальше, подвергая критике также и понятие духовной субстанции. Такой же фикцией выступает для Юма создаваемое воображением тождество личности, понимаемой им как "связка или пучок... различных восприятий". Вслед за Беркли он заменяет абстрактные понятия конкретными идеями-представлениями, скопированными с ярких чувственных впечатлений, и подчеркивает при этом сигнальную роль языка, способного вызвать нужную идею. Принятое со времен Джона Локка разделение первичных и вторичных качеств Юм считает лишенным смысла, полагая, что все качества имеют чувственно-субъективный характер. Идея причинности. В центре теоретической философии Юма - анализ проблемы причинности, т.е. необходимой связи между двумя событиями, которую Юм считает недоказуемой: каузальные и логические связи не совпадают, действие не содержится в причине, не похоже на нее и невыводимо из нее. Основанием причинности не может быть и опыт, так как мы не наблюдаем связь причины и действия, а имеем лишь впечатления совместного появления двух событий. Ожидание того, что будущая последовательность событий будет похожа на прошлую (например, солнце завтра взойдет), основывается исключительно на вере, источником которой является привычка. Привычное соединение впечатлений и идей, сопровождающееся особым чувством обязательности, и создает, по Юму, идею необходимой связи причины и действия. Таким образом, "необходимость есть нечто существующее в уме, а не в объектах...". Анализ проблемы причинности Юма оказал влияние на возникновение "критической философии" Канта. Аффекты. "Симпатия"Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания. Этик. Подчеркивая важнейшую роль чувственности в морали, Юм стоял на позиции этического антиинтеллектуализма, для него характерно также неприятие религиозного обоснования нравственности. Он подчеркивал, что многие философы-моралисты не объясняют переход в рассуждениях от сущего к должному. В целом, по Юму, этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. В его учении утилитаризм сочетается с альтруизмом. Философия религии. В "Естественной истории религии" Юм показывал укоренность религиозных представлений в особенностях "природы человека". Он считал, что монотеизм не был ранней религией человечества. Заботы о житейских делах, надежды и страхи, а отнюдь не простое и незаинтересованное созерцание природы явились, согласно Юму, источником религиозных представлений. Положительно относился он и к известной гипотезе, что прототипом богов древних религий были реальные люди, ставшие благодаря своим особым достоинствам предметом восхищения народа. В знаменитой главе "О чудесах", включенной в "Исследование о человеческом познании", он доказывал, что описания всевозможных чудес противоречат свидетельством чувств и здравого смысла. Критическая аргументация Юма была призвана показать не невозможность чудес как таковых, а невозможность разумной веры в чудеса, представляющие собой нарушения законов природы. Свою позицию он, как и деисты, называл "естественной религией", в основе которой лежит допущение непознаваемой высшей причины. Сочинения: Сочинения: В 2 т. М., 1996. Inquiries concerning the Human Understanding and concerning the Principles of Morals / Ed. by L. A. Selby-Bigge. Oxford, 1975. Treatise of Human Nature / Ed. by L. A. Selby-Bigge. Oxford, 1978. Литература: Виноградов Н. Д. Философия Давида Юма. М., 1905-11. Ч. 1-2. Нарский И. С. Философия Давида Юма. М., 1967. Basson A. H. David Hume. Harmondsworth, 1958. Jedynak S. Hume. Warszawa, 1974. Ayer A. J. Hume. Oxford, 1980. А. Ф. Грязнов "ЮМАНИТЕ" (L Humanite) французская еженедельная газета, с 1920 центральный орган Французской коммунистической партии (в 1904-1920 орган Социалистической партии), Париж. Основана Ж. Жоресом.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz