Оглавление | Содержание | |
Введение. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ | 3 |
Глава 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | |
1. 1. Краткий очерк зарождения детской психологии | 5 |
1. 2. Предмет и методы детской психологии | 11 |
1. 3. Понятия развития, созревания, возраста. Возрастная периодизация | 27 |
1. 4. Системный подход к изучению развития и поведения ребенка | 34 |
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА | |
2. 1. Принципы развития в генетической психологии | 41 |
2. 2. Учение Л. С. Выготского о культурно-исторической сущности психического развития | 46 |
2. 3. Бихевиоральный подход к развитию ребенка | 49 |
2. 4. Соотношение природных и социальных факторов в нервно-психическом развитии ребенка. Ген-средовые взаимодействия | 51 |
2. 5. Соотношение созревания и развития. Психофизиологические основания развития | 58 |
2. 6. Общие принципы и закономерности нервно-психического развития | 61 |
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО И МЛАДЕНЦА | |
3. 1. Перинатальный период развития. Возможности сенсорного развития во внутриутробном периоде | 71 |
3. 2. Период новорожденности: эмоциональные реакции, перцептивные и двигательные возможности, безусловные рефлексы и инстинкты | 72 |
3. 3. Особенности цикла «сон — бодрствование» в младенчестве | 75 |
3. 4. Психофизиологические характеристики процессов созревания в младенческом возрасте | 77 |
3. 5. Основные направления психомоторного и психосенсорного развития младенца | 78 |
3. 6. Комплекс оживления, общение и эмоциональное развитие младенца | 87 |
3. 7. Психофизиологические основы становления индивидуальности младенца | 89 |
3. 8. Психологические новообразования и кризис первого года жизни | 91 |
Глава 4. ПСИХИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА | |
4. 1. Процессы созревания центральной нервной системы в возрасте от года до трех лет | 95 |
4. 2. Психомоторное развитие от года до трех лет. Освоение автоматизированных и произвольных двигательных актов | 97 |
4. 3. Овладение предметно-манипулятивной деятельностью | 100 |
4. 4. Психосенсорное развитие, освоение сенсорных эталонов | 102 |
4. 5. Основные формы и этапы развития речи | 104 |
4. 6. Характеристика внимания и памяти как основы мышления ребенка раннего возраста | 111 |
4. 7. Особенности мышления ребенка раннего возраста | 116 |
4. 8. Формирование интеллектуальной системы в раннем возрасте | 119 |
4. 9. Эмоциональное и мотивационное развитие | 124 |
4. 10. Начало формирования самосознания, особенности самооценки ребенка раннего возраста | 135 |
4. 11. Развитие и особенности общения, формирование нравственно-этического начала у ребенка раннего возраста в семье | 143 |
4. 12. Поло-ролевое поведение и роль семьи в формировании социальных стереотипов | 148 |
4. 13. Психологические новообразования раннего возраста и кризис трех лет | 151 |
Глава 5. ПСИХИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | |
5. 1. Психофизиологические основания развития высших психических функций | 158 |
5. 2. Психологические особенности внимания ребенка дошкольного возраста | 162 |
5. 3. Специфика системы памяти дошкольника | 164 |
5. 4. Особенности мышления ребенка дошкольного возраста. Развитие воображения дошкольника | 168 |
5. 5. Развитие интеллекта дошкольника, специфика интеллектуальной системы дошкольника | 174 |
5. 6. Социальное и морально-нравственное развитие старшего дошкольника. Особенности общения и социальные конфликты | 185 |
5. 7. Самооценка старшего дошкольника, стили семейных отношений и социальное положение в возрастной группе ДОУ | 190 |
5. 8. Специфика игровой деятельности старшего дошкольника | 205 |
5. 9. Эмоционально-мотивационное развитие старшего дошкольника | 210 |
5. 10. Кризис семи лет и психологические новообразования дошкольного возраста | 212 |
Глава 6. ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ | |
6. 1. Понятие «готовность к обучению»: физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность | 223 |
6. 2. Адаптация к школе и учебной деятельности | 229 |
6. 3. Психофизиологические основания разной готовности семилетних детей к учебной деятельности. Способы объективной оценки школьной зрелости | 233 |
6. 4. Проблемы школьного обучения детей шести лет | 249 |
Глава 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА | |
7. 1. Психофизиологические особенности младшего школьника | 254 |
7. 2. Психологическая характеристика учебной деятельности и ее успешности | 257 |
7. 3. Особенности мышления и становление интеллектуальной системы младшего школьника | 260 |
7. 4. Эмоционально-личностное развитие младшего школьника | 263 |
Заключение | 270 |
Список использованной литературы | 277 |