Энциклопедический словарь
 
 

Р






Главная > Энциклопедия > Р > Термины

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930)

российский живописец, передвижник. Вскрывал противоречия действительности ("Крестный ход в Курской губернии", 1880-83), работал над темой революционного движения ("Арест пропагандиста", 1880-92; "Не ждали", 1884-88). В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты ("Иван Грозный и сын его Иван", 1885), создал яркие вольнолюбивые образы ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878-91). В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане ("М. П. Мусоргский", 1881).

РЕПИН Илья Ефимович [24 июля (5 августа) 1844, Чугуев, ныне Харьковская область Украины - 29 сентября 1930, Куоккала, ныне Репино в Ленинградской области]

российский художник. Соединил крепкую традицию реализма 19 в. с новациями рубежа веков, завоевав славу своими полотнами, будоражившими общественное сознание. Родился в семье военного поселенца, первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов. Переехав в Петербург, с 1863 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств (в т.ч. у И. Н. Крамского) и (в 1864-71) в Академии художеств. Как пенсионер Академии провел 1873-76 годы в Италии и Франции. В 1877 возвратился в Чугуев, затем жил в Москве и (с 1882) в Петербурге, а с 1900 - в Куоккале, в своем имении "Пенаты". Совершал неоднократные поездки по России и в зарубежные страны Европы. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок. "Бурлаки на Волге"Уже религиозные картины, исполненные по академическим программам ("Иов и его друзья", 1869; "Воскрешение дочери Иаира", 1871; обе - Русский музей) являют удивительный дар художественно-психологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа - уроки старых мастеров, рисунок, цвет, композицию - общей драматической задаче. "Бурлаки на Волге" (1870-73, там же) тоже пишутся как академический заказ. Но Репин создает на базе многочисленных натурных этюдов - в основном написанных во время путешествия по Волге с художником Ф. А. Васильевым в 1870 году - картину, которая, сразу сделав молодого мастера знаменитостью, производит сенсацию. Зрителей впечатляет и яркая выразительность натуры - народных типов - и ощущение грозной силы социального протеста, назревающей в этих нищих изгоях. Весь красочный и композиционный строй картины выражает уже не только величие Волги и ее тружеников, но саму политическую атмосферу общества, его чаяния и тревоги. Кисть Репина с беспрецедентной энергией воплощает Человека в истории, реально показывая, как эта история делается, слагаясь из человеческих чувств и мыслей. "Я человек 60-х годов,... для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и др. идеалистов", - свидетельствует сам мастер (в письме Н. И. Мурашко, 1880); и добавляет: "окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры". Однако он остается и блестящим мастером формы, этих самых "узоров", чутко воспринимая веяния и импрессионизма, и символизма. Всю жизнь он задорно вмешивается в эстетические споры, принимая то сторону В. В. Стасова, то "Мира искусства", но в итоге оставаясь самим собой, всегда беспартийным и в то же время всегда политически пристрастным творцом. Главная картина парижского периода ("Садко в подводном царстве", 1876, там же) стала шагом назад, явившись переусложненной аллегорией позднеромантического салонного плана. Но художник стремится закрепить успех "Бурлаков" в драматических или стихийно-праздничных сценах народной жизни - таких, как "Проводы новобранца" (1879, там же) и "Вечорницi" (1881, Третьяковская галерея). Итогом этих поисков стал новый шедевр - "Крестный ход в Курской губернии" (1880-83, там же). "Вся Русь" как бы сведена тут воедино в многолюдной церковной процессии; при этом удивительная характерность типов, натурная правда пейзажа не утверждают, а развенчивают привычные историкобытовые стереотипы: вместо благостной "соборности" мы видим массовую инерцию толпы, которая, двигаясь по иссохшему, выжженному солнцем оврагу, среди мертвых вырубок, в буквальном смысле прет в "никуда", в некий незримый, но явственно ощутимый тупик. Тема революции. Растущий социальный разлад, волна антимонархического террора, жертвой которого стал император Александр II, заставляют художника все чаще задумываться над темой революции. В картинах "Отказ от исповеди" (1879-85), "Не ждали" (1884), "Арест пропагандиста", 1880-92; все - Третьяковская галерея) тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. В центре образов - борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчужденный от окружающей его человеческой среды. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в "Не ждали") - психологической пластикой персонажей и "говорящих" деталей. Лучше, чем кто-либо из его художников-современников показав взрывоопасную изнанку империи, Репин красочно живописует и ее парадный фасад ("Прием волостных старшин Александром III", 1885, там же; несколько портретов Николая II, 1890-е гг). Исторические мотивы. Осовременивая мотивы отечественной истории, мастер превращает картины в мощные сгустки чувств и эмоций - гнева и ненависти старого к новому ("Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре", 1879, там же), насилия и страха ("Иван Грозный и сын его Иван", 1885, там же), сокрушительного, победного веселья ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878-91, Русский музей). Сцена убийства Иваном Грозным своего сына - настоящая "картина-триллер", говоря современным языком, - производит шоковое воздействие на публику, ассоциируясь с революционным и контрреволюционным насилием 1880-х гг. Портреты. Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют его портреты. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции ("Мужичок из робких", 1877, Нижегородский художественный музей; "Мужик с дурным глазом" и "Протодиакон", - оба 1877, Третьяковская галерея), образы выдающихся деятелей культуры ("Н. И. Пирогов", "М. П. Мусоргский", 1881; "П. А. Стрепетова", 1882; все - там же; портреты Л. Н. Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной поляне в 1891 и позже), грациозные светские однофигурные ("Баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебрандт", 1889, там же) и эффектные многофигурные портреты ("Славянские композиторы", 1871-72, Московская консерватория; "Торжественное заседание Государственного Совета", 1901-03, совместно с Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, Русский музей). Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера ("Графиня Луиза Мерси д-Аржанто", 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных ["Осенний букет" (дочь художника Вера), 1892, там же; ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой]. Особенности стиля Репина. Графика. Реализм передвижнического толка, а затем импрессионизм (достигающий особой, бравурной свободы мазка в "Государственном Совете") и модерн, - эта последовательная смена стилистических ориентиров в живописных портретах еще более четко прослеживается в графике мастера, - от иллюстраций к "Запискам сумасшедшего" Н. В. Гоголя (1870, там же) до больших графических портретов рубежа веков (Э. Дузе, 1891; княгини М. К. Тенишевой, 1898; В. А. Серова, 1901; И. С. Остроухова, 1913; все - там же). Виртуоз разных техник (наиболее известные его графические работы исполнены графитным карандашом или углем), Репин проявил себя и как высокоодаренный педагог. Был профессором - руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников - Б. М. Кустодиев и И. Э. Грабарь. Давал также частные уроки В. А. Серову. Итоги. Странная картина "Какой простор!" (1903, Русский музей) - с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Финского залива, - удивляет своим загадочным аллегоризмом. В 1917 Репин пишет новый вариант "Бурлаков" под названием "Быдло империализма" (Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева, Баку), тем самым как бы приветствуя революцию. Однако, отъединенный от Советской России (когда Финляндия обрела независимость) в своих "Пенатах", он затем неоднократно выражал неприятие нового режима и в большом, и в малом, решительно осуждая как красный террор, так и новую орфографию. В 1922-25 он пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин, "Голгофу" (Музей искусств, Принстон, США), проникнутую беспросветным трагизмом. Несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо К. Е. Ворошилова, 1926) Репин в итоге так и не возвращается на родину, хотя дарит в советские музеи свои картины, поддерживает связи с учениками и друзьями (такими, как И. И. Бродский и К. И. Чуковский). Чуковский после смерти художника выпускает в 1937 сборник его мемуаров и статей об искусстве ("Далекое близкое"), неоднократно затем переиздававшийся. Литература: Грабарь И. Э. И. Е. Репин. М., 1963-64. Т. 1-2. Лясковская О. А. И. Е. Репин. М., 1982. Чуковский К. И. И. Репин. М., 1983. И. Репин. Живопись. Графика: Альбом. Л., 1985. И. Е. Репин. 1844-1930: К 150-летию со дня рождения: Каталог выставки. М., 1994. Ельшевская Г. В. Илья Репин. М., 1996. М. Н. Соколов.

РЕПИН Николай Петрович (1796-1831)

декабрист, штабс-капитан. Член Северного общества декабристов. Осужден на 8 лет каторги. С 1827 в Нерчинских рудниках, с 1831 на поселении в Иркутской губ. Художникакварелист.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

РЕПИНО (до 1948 Куоккала)

поселок городского типа в Российской Федерации, Ленинградская обл., на побережье Финского зал., в 40 км к северо-западу от Санкт-Петербурга. Железнодорожная станция. 4,2 тыс. жителей (1993). Климатическая курортная местность. Музей-усадьба И. Е. Репина "Пенаты".

РЕПЛИКА (от лат. replico - возражаю)

1) краткое замечание, возражение, ответ. 2) Возражение стороны на судебном процессе. 3) В литературе, театре, кино - компактное высказывание персонажа, как правило, произносимое в ответ на слова другого. 4) В изобразительном искусстве реплика - авторское повторение художественного произведения, незначительно отличающееся от оригинала.

РЕПЛИКАЦИЯ (от позднелат. replicatio - повторение) (ауторепродукция, аутосинтез, редупликация)

удвоение молекул ДНК (у некоторых вирусов РНК) при участии специальных ферментов. Репликацией называется также удвоение хромосом, в основе которого лежит репликация ДНК. Репликация обеспечивает точное копирование генетической информации, заключенной в молекулах ДНК, и передачу ее от поколения к поколению.

РЕПНИН Аникита Иванович (1668-1726)

князь, российский генерал-фельдмаршал (1724), сподвижник Петра I. Участник Северной войны, командовал дивизией. В 1724-25 президент Военной коллегии.

РЕПНИН (Репнин-Оболенский) Борис Александрович (?-1670)

князь, боярин, воевода. Глава ряда приказов 1638-42 и 1648-52. Один из руководителей боярской думы с кон. 1648. Участник русско-польской войны 1654-67 и др. Возглавлял посольство в Речь Посполитую в 1653.

РЕПНИН Николай Васильевич (1734-1801)

князь, российский генерал-фельдмаршал (1796) и дипломат. В 1763-69 посол в Польше, заключил Варшавский договор 1768. Участник русско-турецких войн 1768-74 и 1787-91, исполняющий обязанности главнокомандующего армией (1791), одержал победу в Мачинском сражении, сыграл важную роль при заключении мирных договоров 1774 и 1791.

РЕПОЗИЦИЯ (от позднелат. repositio - складывание, вправление)

хирургический прием искусственного восстановления правильного положения смещенных отломков костей при переломах.

РЕПОЛОВ

то же, что коноплянка.

РЕПОРТ (франц. report)

спекулятивная биржевая сделка на срок, заключаемая в расчете на повышение курса ценных бумаг с целью получения курсовой разницы.

РЕПОРТАЖ (франц. reportage, от англ. report - сообщать)

жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ (от франц. representatif - показательный)

в статистике - соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, показателям, характеризующим всю генеральную совокупность. Расхождение между указанными показателями представляет собой ошибку репрезентативности, которая может быть случайной или систематической.

РЕПРЕССАЛИИ (ср. -век. лат. represaliae, от лат. reprehendo - удерживаю)

в международном праве - принудительные меры, предпринимаемые государством в ответ на незаконные действия другого государства с целью заставить его прекратить эти действия и возместить ущерб. См. также Реторсии.

РЕПРЕССИЯ (от позднелат. repressio - подавление)

карательная мера, наказание, применяемые государственными органами.

РЕПРИВАТИЗАЦИЯ

см. Денационализация.

РЕПРИЗА (франц. reprise, от reprendre - возобновлять, повторять)

1) повторение какого-либо раздела музыкального произведения (напр., в сонатной форме). 2) В цирке и на эстраде - словесный или пантомимический комический номер (иногда шутка, анекдот). 3) В цирке - движение лошади одним и тем же аллюром; серия чередующихся трюков.

РЕПРОГРАФИЯ (от репродукция и... графия)

обобщенное название процессов копирования документов (напр., фотографирование, светокопирование, электрофотокопирование), не связанных (в отличие от полиграфии) с применением печатных форм.

РЕПРОДУКЦИЯ (от ре... и лат. produco - произвожу)

1) воспроизведение. 2) Воспроизведение полиграфическими или другими средствами произведений изобразительного искусства (картина, рисунок, фотоснимок и т.п.). 3) В психологии - воспроизведение удержанного в памяти. 4) В биологии - воспроизведение организмами себе подобных; то же, что размножение.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz