|
|
Главная >
Энциклопедия >
А > Термины
АБРАМОВИЧ Дмитрий Иванович (1873-1955)российский литературовед, член-корреспондент АН СССР (1921). Научные издания памятников древнерусской литературы ("Киево-Печерский патерик", "Житие Бориса и Глеба" и др.). Работы по русской литературе 19 в., по проблемам русско-украинских литературных отношений.АБРАМОВИЧ Николай Яковлевич (псевд. Н. Кадмин) (1881-1922)русский писатель, критик, публицист. В стихах и лирической прозе, отмеченных влиянием эстетики модернизма, - автобиографические мотивы (роман "Женщина на пути", 1917). Литературно-критические эссе и обзоры. Опыт исследования "Женщина и мир мужской культуры" (1913). Публицистическая книга "Падение династии. Темные силы и революция" (1917).АБРАМОВИЧ Стелла Лазаревна (р. 1927)российский литературовед, историк русской литературы 19 в. Наиболее известна книга "Пушкин в 1836 году (Предыстория последней дуэли)" (1984).АБРАМЦЕВОусадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области. Известно с середины 18 в. как имение Головиных. В это время здесь был разбит парк, расширенный и перепланированный в 1870-х гг. В 1843 Абрамцево приобрел С. Т. Аксаков, к которому приезжали писатели Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ю. Д. Самарин, поэт Ф. И. Тютчев, часто бывал актер М. С. Щепкин. Здесь Аксаков написал "Детские годы Багрова-внука", "Семейную хронику", многие рассказы. В 1870 после смерти Аксакова усадьба перешла к С. И. Мамонтову. С этого времени Абрамцево становится одним из центров художественной жизни России. Участники кружка художественной молодежи, в который вошли В. М. Васнецов, В. Д. и Е. Д. Поленовы, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие, живо интересовались русской историей и культурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла. В усадьбе открылась общеобразовательная школа для крестьянских детей и столярно-резчицкая мастерская, положившая начало абрамцевскокудринской резьбе по дереву. Здесь, при участии Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, регулярно устраивались любительские спектакли, послужившие основой Московской частной русской оперы. Очень популярными были произведения керамической мастерской, организованной М. А. Врубелем. Среди майоликовых работ мастерской: панно "Принцесса Греза" на фасаде гостиницы "Метрополь" (по эскизу М. А. Врубеля, 1899-1903), декоративные вазы и скульптуры в стиле модерн. В 1870-1890-е гг. в Абрамцеве возводится ряд построек в "русском стиле": керамическая мастерская (архитектор В. А. Гартман, 1872), "Терем" (архитектор И. П. Ропет, 1873), церковь (по проекту В. М. Васнецова, 1881-82). В 1918 в Абрамцеве был открыт музей, экспозиция которого включает: мемориальную часть, посвященную Аксаковым, раздел крестьянского искусства, майоликовую мастерскую ("Студию"), картинную галерею современных русских художников, постройки в парке. Литература: Смирнов Л. П. Музей-усадьба Абрамцево. М., 1929. Мастера абрамцево-кудринской резьбы по дереву. М., 1979. Абрамцево: Путеводитель. М., 1979. Белоглазова Н. М. Абрамцево. М., 1981. Национальный стиль в русском искусстве XIX - начала XX века: Каталог выставки. М., 1990. Н. В. Гаевская, А. Л. Иорданский.АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБАхудожественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце 19 в. в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сел Хотькова, Ахтырки, Кудрина, Мутовки. При организации мастерской особое внимание уделялось учебной деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы живописи. Проводились занятия в "Абрамцевском музее": в усадьбе была собрана большая коллекция предметов народного искусства. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела. В 1890 один из учеников В. П. Ворносков основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской. Эта, первоначально небольшая, мастерская и легла в основу будущего промысла. В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах. В первые годы работы большую помощь в становлении особого "ворносковского" стиля оказали профессиональные художники - В. И. Соколов, С. В. Малютин, сотрудники Кустарного музея. Изделия Ворноскова и его последователей - ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчеркивающей природную красоту дерева. В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг. Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов - веточек, завитков, розеток - к цельным орнаментальным композициям, покрывающим все изделие. В 1922 в Кудрине была организована артель "Возрождение", которая стала быстро развиваться, в середине 1930-х гг. в ней работало уже более 120 человек. Изделия артели пользовались большим спросом, неоднократно отмечались дипломами российских и международных выставок. В 1936 был выполнен уникальный заказ: оформление одного из входов на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Это единственная работа кудринцев в области монументального искусства. К Международной выставке в Париже в 1937 кудринцы подготовили обширную коллекцию, для которой были повторены многие ранние вещи В. П. Ворноскова. В последующие годы развивали промысел мастера и художники разных поколений - В. В. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, З. Н. Бородулина, Т. В. Альхимович, Л. В. Баркан, Н. Н. и Г. И. Симанкины. В настоящее время центр промысла находится в городе Хотькове Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий. Мастеров абрамцевскокудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова. Литература: Арбат Ю. А. Шесть золотых гнезд. М., 1961. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. М., 1974. Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина. М., 1979. Мастера абрамцевокудринской резьбы по дереву. М., 1979. Национальный стиль в русском искусстве XIX - начала XX века: Каталог выставки. М., 1990. Мамонтова Н. Н. "Русский стиль" второй половины XIX в. и художественные промыслы // Русское искусство XIX - начала XX веков. М., 1992. Н. В. Гаевская, А. Л. Иорданский.АБРАМЯН Хорен Бабкенович (р. 1930)армянский актер, режиссер, народный артист СССР (1980). С 1951 в Армянском театре им. Сундукяна (в 1980-85 и с 1988 главный режиссер). В 1985-88 одновременно главный режиссер Ленинаканского театра им. Мравяна. Государственная премия СССР (1981).АБРАУ-ДЮРСОпоселок городского типа в Российской Федерации, Краснодарский кр., в 14 км от Новороссийска. 2,8 тыс. жителей (1991). Туризм. Виноградники; производство шампанских и столовых вин.АБРАХАМ А САНТА-КЛАРА (Abraham a Santa Clara) (в миру Ганс Ульрих Мегерле, Megerle) (1644-1709)августинский монах, проповедник и сатирик.АБРАХАМ (Abraham) Раймунд (р. 1933)австрийский архитектор, живет в США. Для его творчества нач. 1970-х гг. характерны нетипичные конструктивные решения ("Дом с тремя стенами",1972).АБРАХАМС (Abrahams) Джим (р. 1944)американский кинорежиссер и сценарист. Работает в основном в жанре комедии и пародии совместно с бр. Зукер. Самостоятельно поставил как режиссер фильм "Большой бизнес" (1988). Снял также фильмы: "Аэроплан!" (1980), "Совершенно секретно" (1984), "Горячие головы" (1991) и др.АБРАХАМС (Abrahams) Питер Генри (р. 1919)писатель ЮАР. Пишет на английском языке. Антирасистские романы "Тропою грома" (1948), "Венок Майклу Удомо" (1956), "Во власти ночи" (1965). Роман "Остров сегодня" (1966) - о борьбе островных государств Карибского бас. за политическую независимость. Рассказы. Стихи.АБРЕКИ (вероятно, от осет. абыраег, абрег)в прошлом у народов Сев. Кавказа изгнанники из рода, ведшие скитальческую или разбойничью жизнь. Абреками также называли одиночек, борцов против царского режима.АБРЕНЕназвание г. Пыталово Псковской обл. в 1920-45.АБРИКОСрод деревьев и кустарников семейства розовых; плодовая культура. 10 видов, в основном в Азии. В съедобных плодах сахара, органические кислоты, витамины; сушеные плоды - урюк, курага. Урожайность 100-150 кг с дерева. Медонос. Наибольшие сборы в Италии, США, Турции, в Ср. Азии, Закавказье.АБРИКОСОВ Алексей Алексеевич (р. 1928)российский физик-теоретик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Сын А. И. Абрикосова. Основные труды по физике твердого тела, теории сверхпроводимости, астрофизике и др. Ленинская премия (1966), Государственная премия СССР (1982).АБРИКОСОВ Алексей Иванович (1875-1955)российский патологоанатом, академик АН СССР (1939) и АМН (1944), Герой Социалистического Труда (1945). Труды по морфологии туберкулеза, аллергических реакций, сепсиса, раневой инфекции, патологии вегетативной нервной системы. Государственная премия СССР (1942).АБРИКОСОВ Андрей Львович (1906-73)российский актер, народный артист СССР (1968). На сцене с 1926. С 1938 в Театре им. Вахтангова. Снимался в фильмах: "Тихий Дон" (1931), "Александр Невский" (1938) и др. Государственная премия СССР (1941).АБРИЛЬ (Abril) Виктория (р. 1959)испанская киноактриса. По образованию балерина. В кино дебютировала в 1976. Снималась в "черных" комедиях Н. Осимы ("Макс, любовь моя") и П. Альмодовара ("Привяжи меня!", "Кика"). Премия Берлинского кинофестиваля за лучшую женскую роль в фильме В. Аранды "Любовники" (1991).АБРИС (нем. Abrib)1) очертание предмета. 2) В геодезии - схематический план, сделанный от руки, с обозначением данных полевых измерений, необходимых для построения точного плана или профиля.АБРОГАЦИЯ (лат. abrogatio)отмена устаревшего закона. |