1) единица силы электрического тока в СИ, обозначается А. 1А = 3. 109 в единицах СГСЭ=0,1 в единицах СГСМ; названа по имени А. Ампера. 2) Единица магнитодвижущей силы в СИ (старое наименование ампер-виток). 1 А = 0,4 p гильберта = 14p. 3. 109 ед. СГСЭ.
французский ученый, иностранный член Петербургской АН (1830), один из основоположников электродинамики. Предложил правило, названное его именем, открыл (1820) механическое взаимодействие токов и установил закон этого взаимодействия (закон Ампера). Построил первую теорию магнетизма.
закон механического взаимодействия двух токов, текущих в малых отрезках проводников, находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Из закона Ампера следует, что параллельные проводники с токами, текущими в одном направлении, притягиваются, а в противоположном - отталкиваются. Законом Ампера называется также закон, определяющий силу, с которой магнитное поле действует на малый отрезок проводника с током.

то же, что токовые весы.
1) произведение числа витков обмотки, по которой протекает электрический ток, на значение силы тока в амперах. 2) Старое наименование единицы магнитодвижущей силы (см. Ампер).
электроизмерительный прибор для измерения силы постоянного и (или) переменного тока; в электрическую цепь включается последовательно. Шкала амперметра градуируется в мкА, мА, А или кА.
электрохимический метод количественного анализа, при котором конечную точку титрования находят по резкому изменению силы тока при электролизе.
единица количества электричества; то же, что кулон.
внесистемная единица количества электричества, равная 3600 Кл. Обозначается А. ч. В ампер-часах обычно выражают заряд аккумуляторов.
стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Др. Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейскиих стран, в т.ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).
апостол от 70-ти (Послание к Римлянам 16: 8), епископ Диоспольский (Палестина), священномученик, пострадавший в г. Одисса (ныне Варна, Болгария). Память в Православной церкви 4 (17) января и 31 октября (13 ноября).
электровакуумный прибор магнетронного типа для широкополосного усиления сверхвысокочастотных колебаний.
наибольшее отклонение колеблющейся по определенному закону величины от среднего значения или от некоторого значения, условно принятого за нулевое; см.
Гармонические колебания.
то же, что волновая функция.
периодическое изменение амплитуды колебаний с частотой, значительно меньшей, чем частота самих колебаний. Применяется в радиотехнике (особенно в радиовещании), оптике, акустике и др.
зависимость амплитуды колебания на выходе устройства от частоты входного гармонического сигнала. Измеряется по изменению частоты постоянного по амплитуде входного сигнала. Амплитудно-частотная характеристика показывает, как передаются его отдельные гармонические составляющие, и позволяет оценить искажения его спектра.
устройство для нахождения закона распределения амплитуд электрических импульсов. Применяется, напр., в радиолокации и радиосвязи при анализе сигналов сложной формы.
устройство для выделения (селекции) электрических сигналов, амплитуда которых превышает некоторый заданный уровень (порог срабатывания).
стилистическая фигура: нагнетание в тексте синонимических тропов или повторяющихся однородных конструкций (слов) ("Я тайный замысел ласкал, терпел, томился и страдал", М. Ю. Лермонтов).
относительно устойчивые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера: трагик, комик, герой - любовник, субретка, инженю, травести, простак, резонер и др. В 20 в. это понятие выходит из употребления.