|
|
Главная >
Энциклопедия >
Б > Термины
БЕНН (Benn) Готфрид (1886-1956)немецкий писатель. Отточенная по форме экспрессионистическая (сборник "Морг", 1912), позднее крайне нигилистическая (сборник "Дистилляции", 1953) лирика; повесть "Птоломеец" (1949).БЕН-НЕВИС (Ben Nevis)наиболее высокая вершина Великобритании (1343 м) в Грампианских горах.БЕННЕТИТОВЫЕпорядок (или класс) вымерших древовидных голосеменных растений. Встречаются в отложениях верхнего карбона - верхнего мела, особенно многочисленны в триасе, юре и нижнем мелу. Руководящие ископаемые.БЕННЕТТ (Bennett) Арнолд (1867-1931)английский писатель. Бытописательские романы из жизни английской провинции "Анна из пяти городов" (1902), "Повесть о старых женщинах" (1908). Сатирический роман "Лорд Рейнго" (1926); новеллы.БЕННИ Артур Иванович (1839-67)российский революционер, журналист, британский подданный. С 1861 в России распространял издания Вольной русской печати. По "процессу 32-х" выслан за границу. В отряде Гарибальди под Ментоной смертельно ранен.БЕННИГСЕН Леонтий Леонтьевич (1745-1826)граф (1814), российский военачальник, генерал от кавалерии (1802). Участник убийства императора Павла I. В 1807 командующий армией в войне с Францией, был разбит под Фридландом. В Отечественную войну в августе - ноябре 1812 исполняющий обязанности начальника главного штаба армии, уволен за интриги против М. И. Кутузова.БЕНОНИ (Benoni)город в Южно-Африканской Республике, пригород Йоханнесбурга. 95 тыс. жителей (1985). Центр добычи золота. Черная металлургия. Машиностроительные, металлообрабатывающие предприятия.БЕНТ (Bent)группа нидерландских и фламандских художников, работавших в Риме в 17 в. (также Шильдерсбент, Бентвегельс - перелетные птицы). Основана в 1623 Бабюреном, Бором, ван Ларом и др. Входившие в Бент получали характерное прозвище. Почти все члены группы представляли бамбоччату.БЕНТАЛЬобласть водоемов, заселенная донными организмами, обитающими на грунте или в его толще (бентос).БЕНТАМ (Bentham) Джордж (1800-84)английский ботаник, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1872). Автор (совместно с Дж. Гукером) обзора всех родов цветковых растений.БЕНТАМ Иеремия (1748-1832)английский философ, социолог, юрист. Родоначальник философии утилитаризма.БЕНТОН (Benton) Томас Харт (1889-1975)американский живописец. Представитель регионализма. Соединяющие символику и натурализм сцены из жизни "среднего Запада" ("Июльский полдень", 1943).БЕНТОНИТЫколлоидные глины, состоящие в основном из минералов группы монтмориллонита. Образуются при изменении вулканических туфов и пеплов в условиях морского дна. Используют для приготовления буровых растворов, как отбеливающие глины и др.БЕНТОС (от греч. benthos - глубина)совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте дна водоемов. Морской бентос служит пищей многим рыбам и другим водным животным, а также используется человеком (напр., водоросли, устрицы, крабы, некоторые рыбы).БЕНУв египетской мифологии бог в виде цапли, известен из гелиопольского сказания о сотворении мира.БЕНУА Александр Николаевич (1870-1960)российский художник, историк искусства и художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа. Идеолог "Мира искусства". В живописи, графике, театральных работах ("Версальская серия"; иллюстрации к "Медному всаднику" А. С. Пушкина, 1903-22) тонко передавал стиль прошедших эпох. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью "свободного искусства". Художественный руководитель "Русских сезонов" (1908-11), режиссер (Московского Художественного театра, 1913-15). С 1926 жил во Франции.БЕНУА Александр Николаевич [21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург - 9 февраля 1960, Париж]российский художник, историк искусства и художественный критик. Вдохновитель и лидер объединения "Мир искусства". Сын архитектора Н. Л. Бенуа. Учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Жил в основном в Петербурге. Был главным идеологом журнала "Мир искусства" (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию "Последние прогулки Людовика XIV" (1897-98, Русский музей и др. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу "певца Версаля и Людовиков". В 1907-10 выполнил серию гуашей для издания "Русская история в картинках" (Санкт-Петербург, 1910); его исторические образы ("Парад при Павле I", гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого, ироничного анекдота. В замечательных - благодаря своему тонкому, романтичному историзму - сериях иллюстраций к "Пиковой даме" (1899 и 1910, отдельное издание - Санкт-Петербург, 1911) и "Медному всаднику" А. С. Пушкина (1903-22; отдельное издание - Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Возглавлял художественную часть антрепризы С. П. Дягилева, активно участвуя в его "Русских сезонах". Работал как художник и режиссер Московского художественного театра (1913-15), Большого драматического театра и Театра оперы и балета (1919-25) в Ленинграде. В своей сценографии [балет Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" в Мариинском театре (1907), "Петрушка" И. Ф. Стравинского в театре Шатле в Париже (1911), "Маленькие трагедии" А. С. Пушкина в МХТ (1914-15, Бенуа здесь выступил также и как режиссер) и многие др. спектакли] продолжил традицию "живописного театра" 18-19 вв., придав ей новую драматическую остроту. В 1894 дебютировал как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания "История живописи XIX века" Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Здесь, а также в "Истории русской живописи в XIX веке" (Санкт-Петербург, 1902) и "Русской школе живописи" (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Монументальным вкладом в мировое искусствознание стала его 4-томная "История живописи всех времен и народов" (Санкт-Петербург, 1912-17). Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете "Речь"). Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего "большого стиля", боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства; выступал против русского авангарда с консервативно-охранительских позиций. С 1917 активно участвовал в реформах художественной жизни и музейной работе (в 1918 возглавил Картинную галерею Эрмитажа). Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 обосновался в Париже. Сохранив верность историкоретроспективной эстетике "Мира искусства", много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской "Гранд-Опера" (1927-34), миланской "Ла Скала" (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Н. А. Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. городов. В написанных в поздний период мемуарах "Мои воспоминания" (Нью-Йорк, 1955; 1-е издание в России - М., 1980) проникновенно воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий "серебряного века" в России рубежа 19-20 столетий. Литература: Эткинд М. Г. А. Н. Бенуа. Л.; М., 1965. Александр Бенуа размышляет... / Под ред. И. С. Зильберштейна, А. Н. Савинова. М., 1968. Бернандт Г. Б. Александр Бенуа и музыка. М., 1969. Эткинд M. Г. А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX - начала XX века. Л., 1989. А. Н. Бенуа и Эрмитаж: Каталог выставки / Государственный Эрмитаж. СПб., 1994. М. Н. СоколовБЕНУА ДЕ СЕНТ-МОР (Benoit de Sainte-Maure)нормандский поэт при дворе английского короля Генриха II, автор стихотворной хроники Нормандии и "Романа о Трое" (между 1180 и 1190), один из эпизодов которого (о Троиле и Крессиде) послужил источником сюжетов для Дж. Боккаччо, Дж. Чосера и У. Шекспира.БЕНУА Леонтий Николаевич (1856-1928)архитектор, заслуженный деятель искусств России (1927). Сын Н. Л. Бенуа, брат А. Н. Бенуа. Продолжал традиции классицизма (западный корпус Русского музея в Петрограде, 1914-16).БЕНУА Николай Александрович (1901-88)итальянский художник. Родился и получил образование в России, сын и ученик А. Н. Бенуа. С 1925 жил в Италии. Оформил оперные спектакли многих театров мира (в 1936-71 был директором постановочной части театра Ла Скала), плодотворно продолжая традиции "живописного театра" времен "Мира искусства". |