однолетнее травянистое растение семейства бобовых. Кормовая, зерновая и овощная культура (в зеленой массе, зерне, недозрелых плодах - белки, сахара, витамины В, РР, С, каротин). В Евразии, Сев. Африке. Урожайность зерна до 25-30 ц с 1 га, зеленой массы 200-300 ц с 1 га.
бедное, иногда бездворовое, феодально-зависимое население в Русском государстве 15 - нач. 18 вв. Несли сокращенные феодальные повинности. С введением подушной подати приравнены к крестьянам. В переносном смысле - обнищавшие, бездомные, одинокие люди.
русский поэт. С 1979 в эмиграции США. В поэзии, отмеченной насыщенной образностью и богатыми ассоциациями, - религиозные переживания, духовные искания, тема любви. Сборники стихов: "Звери Св. Антония" (1989) и др.

театральный художник, народный художник РСФСР (1961). Тонкое чувство стиля и декоративная графичность (балет "Медный всадник" Глиэра в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, 1949).
герой русской волшебной богатырской повести, а с кон. 18 в. - лубочных сказок (см. Лубочная литература).
итальянский фармаколог. Исследовал взаимосвязь структуры лекарственных препаратов с их фармакологической активностью. Одним из первых исследовал антигистаминные препараты. Открыл синтетические соединения с курареподобным действием. Нобелевская премия (1957).
российский архитектор. Представитель ампира. Главный архитектор Комиссии для восстановления Москвы после пожара 1812. При участии Бове реконструирована Красная пл. (1815), создана Театральная пл. с Большим театром (1821-24), Александровский сад (1820-22), Триумфальные ворота (1827-34), 1-я Градская больница (1828-32).
немецкий цитолог и эмбриолог, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1906). Исследовал изменения внутриклеточных структур в процессах деления клетки, созревание половых клеток, оплодотворение и раннее развитие зародыша. Выдвинул (совместно с К. Раблем) теорию "индивидуальности хромосом" (легла в основу хромосомной теории наследственности).
российский журналист-международник, дипломат. В 1972-91 политический обозреватель газеты "Известия". В 1991-97 - посол в Израиле. Государственная премия СССР.
артистка балета, народная артистка СССР (1970). В 1944-86 в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
французская писательница. Жена Ж. П. Сартра. В романе "Гостья" (1943) - экзистенциалистские идеи абсурдности мира. Роман "Мандарины" (1954) о послевоенной жизни Франции. Книга о моральной эмансипации женщин "Второй пол" (1949). Повесть "Прелестные картинки" (1966). Автобиографическая трилогия (1958-63). Пьесы.
в религиозных верованиях сверхъестественное существо; в мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому Богу принадлежит абсолютная власть над миром ("всемогущество"). Вера в Бога - основа всякой религии.
в России до 1917 приют для престарелых и инвалидов. В переносном смысле, ироническое - о каком-либо учреждении, организации, где много бездеятельных и неспособных людей.
российский генерал-лейтенант (1918). В 1918-19 председатель "Донского правительства"; с февраля 1919 атаман Войска Донского; с 1920 эмигрант.
живописец, заслуженный деятель искусств России (1933). Стилизованные в духе классического "героического" пейзажа 16-17 вв. виды Вост. Крыма, декоративные индустриальные пейзажи ("Днепрострой", 1930).
название прохода, пролива в Ср. Азии, Азербайджане.
город близ Анкары (Турция), возле которого - остатки Хаттусаса; укрепления, дворцы, Богазкейский архив.
найден на месте хеттской столицы г. Хаттусас (совр. Богазкей, Турция) экспедицией немецкого ученого Г. Винклера в 1906. Документы: царские анналы, хроники, указы, религиозные тексты и др. (св. 15 тыс. глиняных клинописных "таблеток") на хеттском, аккадском и других языках. Относятся главным образом к 14-13 вв. до н. э.
земли в зоне орошаемого земледелия, на которых сельскохозяйственные культуры выращивают без полива.
английский актер. Работал в лондонских театрах и на телевидении. В кино с 1948. Свойственные ему углубленный психологизм и пластичность в полной мере проявились в фильмах Д. Лоузи ("Слуга", 1963; Несчастный случай", 1967), а затем Л. Висконти ("Гибель богов", 1969; "Смерть в Венеции", 1971). Скандальная слава сопутствовала фильму Л. Кавани "Ночной портье" (1974) с его участием.