Энциклопедический словарь
 
 

Б






Главная > Энциклопедия > Б > Термины

БУЛАЙИЧ (Bulajic) Велько (р. 1928)

кинорежиссер. Фильмы: "Война" (1960), "Козара" (1962), "Битва на Неретве" (1969), "Покушение в Сараеве" (1976), "Высокое напряжение"(1981), сняты главным образом на киностудии в Сараеве.

БУЛАК-БАЛАХОВИЧ Станислав Николаевич (1883-1940)

генерал-майор (1919). В 1918 командир полка в Красной Армии, перешел на сторону белых. В 1919-1920 в Северо-Западной армии генерала Н. Н. Юденича, в Эстонии и Польше. В 1920 вторгся с отрядом в Белоруссию, разгромлен советскими войсками. Бежал в Польшу. Убит в Варшаве неизвестным лицом.

БУЛАНЖЕ (Boulanger) Жорж (1837-91)

французский генерал, в 1886-87 военный министр. В 1887-89 возглавил движение, названное по его имени (см. Буланжизм).

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

БУЛАНЖЕ Юрий Дмитриевич (р. 1911)

российский геофизик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1966). Основные труды по экспериментальной гравиметрии, исследованиям деформации земной коры.

БУЛАНЖЕРИТ

минерал класса сульфидов (подкласса сложных сульфидов), Pb5Sb4S11. Примеси Cu, Fe, Zn. Игольчатые кристаллы, волокнистые агрегаты, плотные массы. Твердость 2,5-3; плотность ок. 6,0 г/см3. Гидротермальный. Руда свинца.

БУЛАНЖИЗМ

шовинистическое движение во Франции в кон. 80-х гг. 19 в. под лозунгами реваншистской войны против Германии, пересмотра республиканской конституции (1875) и роспуска парламента; возглавлялось генералом Ж. Буланже.

БУЛАТ (булатная сталь) (от перс. пулад - сталь)

литая углеродистая сталь со своеобразной структурой и узорчатой поверхностью, обладающая высокой твердостью и упругостью. Из булата изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты. Упоминается еще Аристотелем. Секрет изготовления булата, утерянный в средние века, раскрыл в 19 в. П. П. Аносов.

БУЛАТОВ Александр Михайлович (1793-1826)

декабрист, полковник. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Член Северного общества. Участник восстания 14.12.1825. До суда покончил жизнь самоубийством.

БУЛАТОВ Митхат Сагатдинович (р. 1907)

узбекский архитектор, историк архитектуры. Автор генерального плана реконструкции Ташкента (1952-54), административных и общественных зданий в Ташкенте и Самарканде.

БУЛАТОВ Эрик Владимирович (р. 1933)

российский художник, один из лидеров московского "неофициального искусства". Соединив традиции В. А. Фаворского и современного авангардизма, создал свой стиль, сочетающий элементы соц-арта с тонкой пространственной игрой. Его картины 1970-80-х гг. (с крупными советскими эмблемами и лозунгами на фоне пейзажных далей) подобны плакатам, которые "саморазоблачаются" на глазах у зрителя. С 1990 живет и работает в основном в Париже.

БУЛАХОВ Петр Петрович (1822-85)

российский композитор и педагог. Автор популярных романсов и песен ("Тройка", "Вот на пути село большое"). Его отец Петр Александрович (ок. 1793-1835) и брат Павел Петрович (1824-75) - оперные певцы.

БУЛАХОВСКИЙ Леонид Арсеньевич (1888-1961)

языковед, академик АН Украины (1939), член-корреспондент АН СССР (1946). Труды по проблемам русского и украинского языкознания, славистике, славянской акцентологии.

БУЛАШЕВИЧ Юрий Петрович (р. 1911)

российский геофизик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1970). Труды по геофизическим методам разведки (главным образом ядерным); разрабатывал теорию нейтронного каротажа и метода вызванной поляризации; исследовал миграцию радиогенных газов.

БУЛВЕР-ЛИТТОН (Bulwer-Lytton) Эдуард (1803-73)

барон, английский писатель. Роман из жизни великосветского общества "Пелем" (т. 1-3, 1828), исторический роман "Последние дни Помпеи" (1834), драмы ("Ришелье", 1839).

БУЛГАКОВ Борис Владимирович (1900-52)

российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1946). Труды по гироскопическим приборам, следящим системам, теории нелинейных колебаний.

БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891-1940)

русский писатель. В романе "Белая гвардия" (1925-27), пьесах "Дни Турбиных" (постановка в 1926), "Бег" (1926-28, постановка в 1957) показал трагические коллизии Гражданской войны и крах "белого движения". Многие произведения писателя при жизни не публиковались. Повесть и рассказы: "Роковые яйца", "Дьяволиада" (обе книги 1925), "Собачье сердце" (1925, опубликована в 1987); "Театральный роман" (незаконченный, 1936-37, опубликован в 1965). В романе "Мастер и Маргарита" (1929-40, опубликован в 1966-67) - идея вечного противостояния нравственного и творческого подвижничества силам зла, воплощенная в двух временных планах; в гротескно изображенной современности (с использованием мифологической образности) и евангельских сценах.

БУЛГАКОВ Михаил Петрович (митрополит Макарий) (1816-82)

русский историк, академик Петербургской АН (1854). Труд "История русской церкви" (т. 112).

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944)

русский философ, экономист, теолог. С 1923 в эмиграции, жил в Париже. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию. Основные сочинения: "Философия хозяйства" (1912), "О богочеловечестве. Трилогия" (1933-45), "Философия имени" (издано в 1953).

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (16 июня 1871, Ливны - 13 июля 1944, Париж)

русский философ и православный богослов, экономист, публицист, общественный деятель. Ранний период Родился в семье потомственного священника. Учился в Орловской духовной семинарии, пережив кризис веры, покинул ее в 1888 и завершил образование в Московском университете в 1894 по кафедре политической экономии и статистики. До начала 1900-х гг. примыкал к течению легального марксизма и занимался исследованиями в области политэкономии, выпустил книги "О рынках при капиталистическом производстве" (1897) и "Капитализм и земледелие" (т. 1-2, 1900). На рубеже веков отходит от марксистской идеологии, обращается к философии немецкого классического идеализма, а также к русской мысли, творчеству Достоевского и Вл. Соловьева. Подобная эволюция была характерна для русской интеллигенции той поры, и вскоре Булгаков становится одним из признанных духовных ее лидеров. Он участвует в сборнике "Проблемы идеализма" (1902), выпускает сборник своих статей под программным названием "От марксизма к идеализму" (1903), активно участвует во множестве начинаний развернувшегося религиозно-философского возрождения - в журналах "Новый путь" и "Вопросы жизни", сборниках "Вопросы религии", "О Владимире Соловьеве", "О религии Льва Толстого", "Вехи", в работе Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева и издательства "Путь", где в 1911-17 выходили в свет важнейшие произведения русской религиозной мысли. В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы (как беспартийный "христианский социалист"). Важнейшие из лекций и статей этого периода собраны им в сборнике "Два града" (т. 1-2, 1911). В философских разработках 1910х (монографии "Философия хозяйства", 1912, и особенно "Свет Невечерний", 1917) Булгаков намечает основы собственного учения, идущего в русле софиологии Соловьева и П. А. Флоренского, однако испытавшего и заметное влияние позднего Шеллинга. Годы революции Процесс постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершается уже в революционные годы принятием священства (1918). Булгаков активно участвует в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви (1917-18) и близко сотрудничает с патриархом Тихоном. На Октябрьский переворот он откликнулся диалогами "На пиру богов", написанными в стиле и духе "Трех разговоров" Соловьева и вошедшими в коллективный сборник "Из глубины" (1918; переиздание 1991). В годы Гражданской войны, находясь в Крыму, Булгаков интенсивно работает над философскими сочинениями. В "Философии имени" (1920; издано 1953) и "Трагедии философии" (1920-21, издано в немецком переводе 1927) он приходит к выводу, что христианское умозрение может быть выражено без искажений исключительно в форме догматического богословия, которое с тех пор и становится основной сферой его творчества. В эмиграции В 1922 о. Сергий включен в составленные ГПУ по инициативе В. И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. 30 декабря 1922 он покидает Крым и после недолгого пребывания в Константинополе в мае 1923 занимает должность профессора церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного института в Праге. При его ближайшем участии создается Православный Богословский институт в Париже (1925). С момента его открытия и до самой кончины о. Сергий был его бессменным главой, а также профессором догматического богословия. Под его руководством Сергиевское подворье (комплекс институтских строений с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского) выросло в крупнейший центр православной духовности и богословской науки. Один из главных отцовоснователей Русского Студенческого Христианского Движения, Булгаков участвовал в первых его съездах в Пшерове (Чехословакия) и Аржероне (Франция) и затем продолжал его курировать. В 1930-х он стал одним из влиятельных деятелей и идеологов экуменического движения, в работу которого включился в 1927 на Всемирной Христианской конференции "Вера и церковное устройство" в Лозанне. В 1939 у Булгакова обнаружили рак горла, он перенес несколько операций, побывал на пороге смерти и в значительной степени утратил способность речи. Однако до последних дней жизни в оккупированном Париже продолжал служить литургию и читать лекции (что стоило ему огромных усилий), а также работать над новыми сочинениями. Публицистика Публицистика Булгакова всегда выходила на первый план в критические моменты жизни России: революция 1905-07, начало Первой мировой войны, 1917 год. Спектр ее необычайно широк: религия и культура, христианство, политика и социализм, задачи общественности, путь русской интеллигенции, проблемы церковной жизни, проблемы искусства и др. Булгаков - один из главных выразителей "веховства" ("Вехи", 1909, ст. "Героизм и подвижничество") как идейного движения, призвавшего интеллигенцию к отрезвлению, отходу от утопизма и оголтелого революционерства, к духовной работе и конструктивной социальной позиции. Разрабатываемые им идеи социального христианства включают анализ христианского отношения к экономике и политике (с апологией социализма, постепенно шедшей на убыль), критику марксизма, но также и буржуазнокапиталистической идеологии, проекты "партии христианской политики", отклики на злобу дня (с позиций христианского либерально-консервативного центризма) и т.п. Тема России решается, вслед за Достоевским и Вл. Соловьевым, на путях христианской историософии. Начало Первой мировой войны отмечено славянофильскими статьями, полными веры во всемирное призвание и великое будущее державы. Но уже в диалогах "На пиру богов" и др. судьба России рисуется в тонах апокалиптики и тревожной непредсказуемости. Философия и богословие Учение Булгакова прошло в своем развитии два этапа: философский (до его изгнания из России) и богословский, но на всем пути оно оставалось учением о Софии и Богочеловечестве, христианском учением о мире и его истории как воссоединения с Богом. Его движущий мотив - оправдание мира, утверждение ценности и осмысленности бытия во всей материально-телесной полноте. Полемизируя с немецким идеализмом, Булгаков отвергает тезис, согласно которому разум и мышление - высшее начало, имеющее исключительную прерогативу связи с Богом. Оправдание мира включает у Булгакова оправдание материи, и тип своего философского мировоззрения он иногда определял взятым у Соловьева выражением "религиозный материализм". Используя, как и отцы Церкви, идеи античной философии, Булгаков вносит в них христианские коррективы. Материя - это не только "меон", не оформленный универсальный субстрат чувственных вещей, она также "земля" и "мать", соучаствующая по воле Бога в бытии мира как творческом процессе, продолжающем акт сотворения. Венец и цель этого творчества - земное рождение Богочеловека Христа, в котором материя выступает как Богоземля и Богоматерь, а мир восходит к соединению с Богом. Связь Бога и мира определяется концепцией Софии Премудрости Божией. Софиология Софилогическая система догматического богословия развита Булгаковым главным образом в "большой трилогии": "Агнец Божий" (1933), "Утешитель" (1936), "Невеста Агнца" (1945). Здесь София сближается с "усией", сущностью Св. Троицы. Это сближение, как и его следствия, вызвало возражения и полемику; в 1935 учение Булгакова было осуждено в указах Московской Патриархии, а также зарубежного Архиерейского Собора в Карловцах. В. Н. Лосский, давший критический анализ учения, находит, что суть его - "поглощение личности софийно-природным процессом, уничтожающим свободу" ("Спор о Софии", Париж, 1936). Булгаков отвечал оппонентам, однако "спор о Софии" так и не получил окончательного решения. Критика софианских идей не затрагивает, однако, многих важных тем и разделов системы Булгакова, его анализа религиозных аспектов истории, материальной деятельности человека, феноменов пола, творчества, искусства. Сочинения: Св. Петр и Иоанн. 1926. Друг Жениха, Купина Неопалимая. 1927. Лествица Иаковля. 1929. Соч. 1933. Т. 1-2. О Софии Премудрости Божией. Указ Московской Патриархии и докладные записки проф. прот. Сергия Булгакова митрополиту Евлогию. 1935. Автобиографические заметки. 1948, 1990. Православие. 1965, 1991. Христианство и еврейский вопрос. 1991. Литература: Соболев Серафим (архиепископ). Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935. Памяти о. Сергия Булгакова. 1945. Зандер Л. Бог и мир. 1948. Т. 1-2. Осоргина Т. Библиография трудов о. Сергия Булгакова. 1987. Монахиня Елена. Профессор протоиерей Сергий Булгаков // Богословские труды. 1986. Т. 27. Naumov K. Bibliographie des oeuvres de p. Serge Boulgakov. Рaris, 1984. С. С. Хоружий.

БУЛГАКОВ Федор Ильич (1852-1908)

российский журналист и историк искусства. "Художественная энциклопедия" (т. 1-2, 1886-87), сборник биографий "Наши художники" (т. 1-2, 1889-90).

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz