|
|
Главная >
Энциклопедия >
В > Термины
"ВРЕМЯ"ежемесячный литературный и политический журнал. Издавался в Санкт-Петербурге в 1861-63 М. М. Достоевским; фактический редактор - Ф. М. Достоевский. Орган т.н. почвенников."ВРЕМЯ"ежемесячный литературный и политический журнал. Издавался в Санкт-Петербурге в 1861-63 М. М. Достоевским; фактический редактор - Ф. М. Достоевский. Орган т.н. почвенников.ВРЕМЯ (системы измерения).Измерение времени основано на наблюдении или осуществлении периодически повторяющихся процессов одинаковой длительности; так, для измерения больших интервалов времени пользуются годом. Суточное вращение Земли относительно звезд определяет звездное время. На практике пользуютсясолнечным временем. Время, пояса в независимая от астрономических наблюдений равномерная система счета времени основана на понятии атомной секунды (см. Квантовые часы). Измерение и хранение времени осуществляются различными часами.России называется московским во многих государствах. На летний период во многих государствах, как правило, часы переводятся на 1 ч вперед (т. н. летнее время). Равномерная система счета времени - эфемеридное время контролируется наблюдениями обращения Луны вокруг Земли. Полностью определенное для заданной долготы, называется местным временем. Местное среднее солнечное время гринвичского меридиана называется всемирным временем (мировым). Для практического удобства в большинстве стран принята система поясного времени. Время 2-го часовогоВРЕМЯ РЕАКЦИИ человекаинтервал времени от момента поступления сигнала до ответной реакции организма. Время реакции является одним из критериев, по которому можно судить о пригодности человека к таким профессиям, как оператор, диспетчер, шофер, космонавт, и учитывается при расчетах автоматических систем управления и т.п. Среднее время реакции 0,15-0,4 с.ВРЕМЯИМПУЛЬСНЫЙ ДАТЧИКизмерительный преобразователь физической величины в электрический импульс, длительность которого (или интервал повторения) пропорциональна времени действия измеряемой величины. Применяется главным образом в телемеханических системах и цифровых устройствах централизованного контроля, напр., для измерения угла поворота вала, времени прохождения акустического сигнала.ВРИГТ (Wright) Георг Хенрик фон (р. 1916)финский философ и логик. В 1968-70 президент АН Финляндии. С 1945 преемник Л. Витгенштейна в Кембридже. В центре исследований Вригта - проблемы индукции и вероятности, деонтическая и временная логики, анализ человеческого действия и его мотивов, логическая природа отношений между детерминированностью и свободой.ВРИТРАв ведийской мифологии демон-змей, олицетворение тьмы; был побежден Индрой в поединке.ВРКсм. Военно-революционные комитеты.ВРОБЛЕВСКИЙ (Врублевский) Зыгмунт Флоренты (1845-88)польский физик. Участник Польского восстания 1863-64, до 1869 в ссылке в Томске. В 1883 совместно с К. Ольшевским впервые получил жидкий кислород в измеримых количествах, а затем азот и оксид углерода. Погиб при взрыве экспериментальной установки.ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИпонятие теории познания, обозначающее идеи, изначально присущие человеческому мышлению и не зависящие от опыта (аксиомы математики и логики, нравственные ценности, исходные философские принципы). Учение о врожденных идеях, восходящее к Платону, получило развитие в рационализме 17-18 вв. (Р. Декарт, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц).ВРОНСКИЙ (Надирадзе) Вахтанг Иванович (1905-88)российский и украинский балетмейстер, народный артист СССР (1962). Главный балетмейстер театров в Одессе (1940-54) и Киеве (1954-69). 1961-73 руководитель украинской труппы балета на льду, в 1978-79 - Московского балета на льду. С 1985-86 руководитель Киевского театра классического балета.ВРОНЬСКИЙ (наст. фам. Хене, Hoene) Юзеф (1776-1853)польский математик и философ-мистик. Известен введенный им определитель, важный в теории линейных дифференциальных уравнений (вронскиан).ВРОЦЛАВ (Wroclaw)город на юго-западе Польши, порт на р. Одра, административный центр Вроцлавского воеводства, 644 тыс. жителей (1992). Машиностроение, химическая, легкая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность. Университет. Ряд научно-исследовательских институтов, библиотека и издательство Польской АН. Театр оперы. Силезский музей, музей архитектуры. Упоминается в 10 в. Главный город Силезии, находился (до 1945) под немецким господством (нем. Breslau, в русской передаче Бреслау, Бреславль). Ратуша 13-16 вв., готические костелы и дома 12-18 вв. "Зал столетия" (Народный дом; 1911-1913). Комплекс Выставки воссоединенных земель (с 1948).ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910)российский живописец. Произведения ("Демон", 1890, "Сирень", 1900) отмечены драматической напряженностью колорита, "кристаллической" четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску. Иллюстрации (к "Демону" М. Ю. Лермонтова, 1890-91), росписи (Кирилловской церкви в Киеве, 1884-89), произведения декоративно-прикладного искусства (эскизы для майоликовой скульптуры и др.), близкие к стилю "модерн".ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович [5 (17) марта 1856, Омск -1 (14) апреля 1910, Санкт-Петербург]российский художник. Наиболее значительный и самобытный выразитель тенденций символизма и модерна в русской живописи и графике. Годы учения. Выходец из семьи военного юриста. Учился в Академии художеств (1880-84) у П. П. Чистякова; уроки акварели брал у И. Е. Репина. Из иностранных современников наибольшее влияние оказал на него М. Фортуни; много общего в его искусстве также с творчеством прерафаэлитов. Но еще более важными для Врубеля были впечатления от живописи итальянского Возрождения, а также образы литературы (В. Шекспир, И. В. Гете, М. Ю. Лермонтов). Киевский период--Зрелая манера мастера - с его "кристаллическим" рисунком, дробящим мир на орнаментальные плоскости и в то же время подчеркивающим его космическое единство, с искрящимся великолепием колорита в диапазоне между фиолетовым и золотым ("борьба золота и синевы", по словам А. А. Блока), - сформировалась в основном в киевский период (1884-89). Позднеромантическая традиция (недаром И. К. Айвазовский принадлежал к числу любимейших его мастеров), равно как и предчувствия русского символизма и модерна у В. М. Васнецова и Н. Н. Ге находят продолжение в стиле Врубеля - предельно эмоциональном и в то же время конструктивном. Приглашенный А. В. Праховым реставрировать Кирилловскую церковь 12 в., он исполнил ряд композиций (в том числе икону "Богоматерь с младенцем", 1884-85), где соединил средневековый канон с острым психологизмом нового времени. Кульминация киевского периода - эскизы росписей Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, преимущественно Киевский музей русского искусства); со времен древней иконописи русская живопись не знала цветовых гамм такой силы обобщения и воздействия. Не только вера и озарение, но и мучительные сомнения проступили тут с исповедальной искренностью, - неудивительно, что эскизы смутили официальную церковь и остались неосуществленными в большом масштабе, на стене. Абрамцевский период. Важную роль в творческих поисках Врубеля сыграл художественный кружок в Абрамцеве. Здесь мастер пишет лучшие свои картины, занимается майоликой (скульптуры "Египтянка", "Купава", "Мизгирь", "Волхова", 1899-1900, Третьяковская галерея и музей в Абрамцеве) и декоративным дизайном (керамические печи, вазы, скамьи - музей в Абрамцеве). Тонкое декоративное чутье Врубеля проявилось также в его сценографических работах для частной оперы С. И. Мамонтова (участие в оформлении "Рогнеды" А. Н. Серова (1896), а также "Садко" (1897) и "Сказки о царе Салтане" (1900) Н. А. Римского-Корсакова, композитора, особенно близкого ему по духу). Тяга художника к монументальному искусству, выходящему за рамки станковой картины, с годами усиливается; мощным выплеском этой тяги явились гигантские панно "Микула Селянинович" и "Принцесса Греза" (1896), заказанные Мамонтовым для специального павильона Нижегородской ярмарки (второе панно ныне хранится в Третьяковской галерее). Однако именно станковая живопись, пусть и обретающая характер панно, осталась магистральным руслом его поисков. Колористическая роскошь таких полотен, как "Девочка на фоне персидского ковра" (1886, Киевский музей русского искусства), "Венеция" (1893, Русский музей), "Испания" (около 1894, Третьяковская галерея), не заслоняет таящейся за внешним великолепием тревоги. Иной раз зияние темного хаоса умеряется фольклорной стихией: в картинах "Пан" (1899), "Царевна-Лебедь", "К ночи" (обе 1900; все три - Третьяковская галерея) мифологические темы неотделимы от поэзии родной природы. Лирическое откровение пейзажа, как бы обволакивающего зрителя своим красочным маревом, особенно впечатляет в "Сирени" (1900, там же). Более аналитичны и нервнонапряженны врубелевские портреты (К. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также С. И. Мамонтова; все три - 1897, там же). Тема Демона. Мощные цветовые контрасты и пластическая напряженность форм достигают кульминации в теме Демона. Воплощая, по словам художника, терзания "мятущегося человеческого духа", этот цикл связан с наследием М. Ю. Лермонтова. В виртуозных иллюстрациях к одноименной поэме (акварель, белила, 1890-91, Третьяковская галерея и Русский музей) во многом и сложилась графическая манера мастера, трактующая мир как "магический кристалл". В художественных "главах" цикла ритм трагедии одинокого титана-честолюбца последовательно нарастает. В "Демоне" (1890) искусительнопрекрасный герой изображен в меланхолическом оцепенении среди самоцветно мерцающих скал, а в "Демоне поверженном" (1902; обе - в Третьяковской галерее) его изломанная фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот, уже зримо агонизирует, заражая весь мир вокруг себя фосфоресцирующей красотой последнего заката. Поздний период. С 1902 Врубель страдает тяжким душевным и физическим недугом, но и в период депрессии и немощи создает работы, принадлежащие к лучшим его творениям. Это простые по мотиву, но отмеченные особой структурно-ритмической утонченностью штриха зарисовки, а также портреты (Н. И. Забелы-Врубель, жены художника, 1904, Русский музей; В. Я. Брюсова, 1906, Третьяковская галерея; оба - смешанная техника), где трепетные цветовые акценты или острая игра линий тонко передают неповторимую душевную ауру модели, нежную, как у Забелы, или величавовластную, как у Брюсова. В "Жемчужине" (смешанная техника,1904, Третьяковская галерея) феерическая фантазия мастера почти претворяется в беспредметное искусство - в узорах раковины, выражающих космическую пульсацию природы. Влияние. Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники 20 в. Его манера писать "разноцветными кубиками" (по словам Ф. И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства 20 в. Литература: Ракитин В. М. Врубель. М., 1971. --Врубель: Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1978. Коган Д. З. М. А. Врубель. М., 1980. --Дмитриева Н. А. М. А. Врубель. Л., 1984. Суздалев П. К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. М., 1984. Алленов М. М. М. Врубель. М., 1996. М. Н. Соколов.ВРУБЛЕВСКИЙ Валерий (1836-1908)польский революционер, участник Польского восстания 1863-64, Парижской Коммуны 1871. Член 1-го Интернационала, один из руководителей (1872-76) организации "Люд польский".ВРУБОВАЯ МАШИНАпроизводит вруб в пласте угля, соли и других полезных ископаемых для облегчения их отбойки. Прототип врубовой машины создан в Великобритании (1761).ВРУЧИЙдревнерусский город (ныне Овруч). Первое упоминание в 977. Центр Древлянской земли, в кон. 12 в. - удельного княжества.ВРХЛИЦКИЙ Ярослав (наст. имя Эмиль Фрида, Frida) (1853-1912)чешский поэт. Цикл поэтических сборников "Эпопея человечества" (80-90-е гг.), "Сельские баллады" (1885).ВРШАЦ (Vrsac)город в Югославии (республика Сербия), в автономном крае Воеводина. Св. 30 тыс. жителей. Пищевая промышленность, машиностроение. |