Энциклопедический словарь
 
 

Г






Главная > Энциклопедия > Г > Термины

ГЕЙЗЕРИХ (Geiserich) (? - 477)

король вандалов в 428-477.

ГЕЙЛИНКС (Geulincx) Арнольд (1624-69)

нидерландский философ, один из главных представителей окказионализма. Доказывал невозможность взаимовлияния души и тела, уподобляя их двум часам, ход которых изначально согласован богом.

ГЕЙ-ЛЮССАК (Gay-Lussac) Жозеф Луи (1778-1850)

французский химик и физик, иностранный почетный член Петербургской АН (1829). Открыл газовые законы, названные его именем. Открыл бор (1808, совместно с Л. Тенаром). Получил (1811) безводную синильную кислоту и исследовал (1815) ее количественный состав, открыл (1815) дициан. Построил первые диаграммы растворимости (1819). Усовершенствовал методы элементного и объемного химического анализа, технологию производства серной кислоты (башня Гей-Люссака). Совместно с М. Шеврелем получил (1825) патент на изготовление стеариновых свечей.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

ГЕЙ-ЛЮССАКА ЗАКОНЫ

1) закон теплового расширения газов: объем V данной массы идеального газа при постоянном давлении линейно возрастает с температурой: Vt = Vo (1 + ?t), где Vo и Vt - соответственно первоначальный объем газа и при температуре t, ? - изобарный коэффициент термического расширения. 2) Закон объемных отношений: при постоянном давлении и температуре объемы реагирующих друг с другом газов, а также объемы газообразных продуктов реакции относятся как небольшие целые числа. Напр., в реакции Н2 + Сl2 = 2НСl отношение объемов газов равно 1: 1: 2. Справедлив лишь для идеального газа. Установлен Ж. Л. Гей-Люссаком соответственно в 1802 и 1808.

ГЕЙМ (Хейм) (Heim) Альберт (1849-1937)

швейцарский геолог. Иностранный почетный член АН СССР (1925). Основные труды по тектонике Альп, гляциологии. Развивал распространенную в 19 в. контракционную гипотезу.

ГЕЙМ (Heym) Георг (1887-1912)

немецкий поэт. Один из наиболее ярких представителей экспрессионизма. Сборники стихов "Вечный день" (1911), "Umbra vitae" (1912); новеллы. Погиб в результате несчастного случая.

ГЕЙМАНС К.

см. Хейманс

ГЕЙНЕ (Heine) Генрих (1797-1856)

немецкий поэт и публицист. С 1831 в эмиграции в Париже. Романтическая ирония страдающего от несовершенства и прозы жизни героя, сарказм и лиризм, дерзкий вызов самодовольной пошлости в "Книге песен" (1827), проникнутой народно-мелодической стихией, и сборник "Ромасеро" (1851), где скептицизм и ноты отчаяния не подавляют мужества противостояния судьбе (с 1848 Гейне прикован к постели). Язвительные политические стихи (в т.ч. поэмы "Атта Тролль", 1843, и "Германия. Зимняя сказка", 1844), обличающие современную феодально-монархическую и филистерскую Германию. Те же темы и мотивы в прозаических "Путевых картинах" - остроумном обзоре современного состояния Германии и Европы (части 1-4, 1826-31), в публицистических эссеистских книгах "Романтическая школа" (1833), "К истории религии и философии в Германии" (1834; влияние идей утопического социализма) и др.

ГЕЙНЕ-ВАГНЕРЕ (Geine-Vagnere) Жермена (р. 1923)

латышская певица (сопрано), народная артистка СССР (1969). В 1950-75 в Латвийском театре оперы и балета.

ГЕЙНЗЕ (Heinze) Вильгельм (1746-1803)

немецкий писатель. Представитель романтизма. Автор романа-утопии "Ардингелло, или Острова блаженных" (1787), романа (являющегося и учебником шахмат) "Анастасия и шахматная игра" (1803).

ГЕЙНС Владимир Константинович (1839-88)

российский общественный деятель. В 1860-х гг. член "Земли и воли", капитан Генштаба. С 1868 в эмиграции (псевд. Вильям Фрей). В США организовал русскую земледельческую коммуну, участник американского социалистического движения. Создал "религию человечества", близкую толстовству.

ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (1727-1788)

английский живописец. Полные одухотворенности и лиризма портреты ("Голубой мальчик", ок. 1770; "Утренняя прогулка", 1785) и пейзажи ("Телега со жнецами", ок. 1771) отличаются виртуозной легкостью и воздушностью живописи.

ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещен 14 мая 1727, Садбери, Суффолк - 2 августа 1788, Лондон)

английский живописец, один из крупнейший портретистов и пейзажистов 18 в. Годы учения. Ранние произведения Младший сын обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо, в 13 лет уговорил отца отпустить его в Лондон учиться ремеслу пейзажиста. Систематического художественного образования, однако, не получил. В 1740-х гг. некоторое время учился в Лондоне у французского гравера Ю. Гравело, познакомившего его со стилем французского рококо. Значительное влияние на становление собственной манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто и знакомство с голландским пейзажем 17 в., особенно Я. Вейнантсом и Я. Рейсдалом. В 1746 в Лондоне женился на Маргарет Бер, внебрачной дочери герцога де Бофор. Вскоре после этого вернулся в Садбери, в 1752 обосновался в Ипсуиче. Ранние портреты Гейнсборо представляют собой небольшие композиции, изображающие в пейзаже группы мирно прогуливающихся и отдыхающих провинциальных помещиков, их жен и детей ("Портрет Р. Эндрюса с женой", около 1749, Галерея Тейт, Лондон; "Мистер Браун с женой", 1754/55). Мягкому и ясному душевному складу людей на портретах Гейнсборо по настроению родственны ранние пейзажи мастера, солнечные и свежие ("Сад Гейнсборо", "Корнардский лес", 1748, Национальная галерея, Лондон). В Бате и Лондоне В 1759, в поисках более широкого круга заказчиков, Гейнсборо переезжает в Бат, модный курорт, где в его мастерскую вскоре устремилась респектабельная публика. Художник работает в имениях столичных аристократов; во время работы в усадьбе Уилтон он был поражен хранившимися там работами Ван Дейка, знакомство с которыми стало поворотным моментом его творческого развития. В Бате завязалась дружба Гейнсборо, ценителя и знатока музыки, с композитором Абелем и многими музыкантами ("Портрет Абеля", ок. 1777; "Портрет музыканта Фишера", ок. 1788, Бекингемский дворец, Лондон). Неоднократно он портретирует своего друга - актера Гаррика. С 1761 регулярно выставляется в Лондоне, в 1768 избирается членом-учредителем Королевской Академии. В 1774 окончательно переезжает в Лондон, где король Георг III оказывает ему покровительство и явное предпочтение перед его соперником Джошуа Рейнолдсом. В 1784, рассорившись с Академией, президентом которой был Рейнолдс, Гейнсборо перестает высылать свои картины на ее выставки. Портреты Cтремясь угодить весьма утонченным вкусам аристократической публики, Гейнсборо вырабатывает парадный и элегантный "большой стиль", в значительной мере основанный на изучении произведений Ван Дейка, причем в образах Ван Дейка Гейнсборо прежде всего воспринимает их тонкую одухотворенность и интеллектуальность. Особым лиризмом и изяществом отмечены женские и юношеские образы на портретах Гейнсборо ("Голубой мальчик" - портрет Дж. Бартола, ок. 1770, Сан-Марино; "Портрет дамы в голубом", 1770-е гг., Эрмитаж); двойные портреты - воплощение нежной дружбы ("Утренняя прогулка" - портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон; "Портрет Элизы и Томаса Линли", 1768). Героям Гейнсборо присущи душевная утонченность, еле уловимые движения чувств, способность мечтать в уединении, на лоне природы, в кругу близких. Этой "преданностью мечтам" и искренностью чувства картины Гейнсборо близки литературе английского сентиментализма последних десятилетий 18 в. Живописная техника Изысканностью и виртуозной легкостью, создающей впечатление воздушности и мгновенности исполнения, отличается живописная техника в зрелых работах мастера. Он не акцентирует объема, его фигуры всегда легки и подвижны даже в самых спокойных состояниях. Он свободно набрасывает на холст чистые, звучные, словно переливающиеся одна в другую краски. Мазки, очень длинные или короткие, мелкие, то пересекаются, то образуют изломы, то ложатся параллельно, оказываясь как бы смещенными по отношению к границе формы. Такая точно рассчитанная приблизительность мазка на расстоянии от холста превращается в живое мерцание взгляда, в трепет губ, легкое колебание складок ткани. Излюбленные художником холодные голубые тона оттеняются перламутровыми переливами, гармонией оливково-серых, зеленых и серебристых тонов, необычайно богатых по звучанию. Пейзажи и "воображаемые сцены" Хотя заказы на портреты не иссякали, Гейнсборо пишет и пейзажи, полные ностальгии по несуетному, тихому, наивно-трогательному и прекрасному миру ("Водопой"). Много времени отдает пейзажному рисунку, работая черным мелом, пером, кистью и акварелью, иногда по покрытым лаком листам. Охотно использует новые сорта бумаги и экспериментирует с новыми материалами, исполняет серию офортов и акватинт. Чтобы добиться необычных световых эффектов, смастерил "волшебный фонарь" с цветными стеклами. В последние годы Гейнсборо охотно писал "воображаемые сцены". В основном это идеализированные портреты крестьянских детей и крестьян ("Девочка с поросятами", 1782, собрание Хауарда; "Девочка, собирающая грибы", собрание Уорда) - мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминают образы Мурильо, одного из любимых художников Гейнсборо.

ГЕЙРОВСКИЙ (Heyrovsky) Ярослав (1890-1967)

чешский химик, иностранный член АН СССР (1966). Создал полярографию, сконструировал (1925, совместно с японским ученым М. Шикатой) первый полярограф. Нобелевская премия (1959).

ГЕЙСМАН (с 1916 - Гейсманс) Платон Александрович (1853-1919)

российский военный историк и теоретик, генерал от инфантерии (1913). Участник русскотурецкой войны 1877-78. С 1892 профессор военной истории в Академии Генштаба. В 1907-1917 командовал дивизией, корпусом, войсками Казанского ВО. С 1918 приват-доцент Петроградского университета. Труды по истории военного искусства, генерального штаба, русско-турецкой войны 1877-78, по исследованию тактики массовых армий и др.

ГЕЙСЫ

в ирландской традиции род табу, своеобразные запреты и зароки, лежавшие на отдельных лицах. Гейсы носили персональный характер: напр., герой Кухулин не должен был пробовать мясо собаки, был обязан не отказывать в помощи ни одной женщине, быть верным слову и пр.

ГЕЙТЕПЕ (до 1992 Пришиб)

город (с 1967) в Азербайджане, на Ленкоранской низм., близ ж. -д. ст. Масаллы. 10,1 тыс. жителей (1989). Пищевкусовые предприятия, авторемонтный завод.

ГЕЙТОНОГАМИЯ (от греч. geiton - сосед и gamos - брак)

перекрестное опыление, при котором пыльца одного цветка переносится на рыльце пестика другого, находящегося на том же растении (напр., у моркови).

ГЕЙТС (Gates) Уильям (Билл) Генри (р. 1955)

американский предприниматель и изобретатель в области электронно-вычислительной техники, не получил систематического образования. Один из основателей корпорации "Майкрософт" (1975) и создатель операционной системы MS-DOS, используемой в Ай-Би-Эм (IBM) совместимых компьютерах.

ГЕЙТСКЕЛЛ (Gaitskell) Хью Тодд Нейлор (1906-63)

лидер Лейбористской партии Великобритании с 1955 (принадлежал к ее правому крылу). 1957 вице-председатель Социалистического интернационала. В 1947-51 в правительстве.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz