Энциклопедический словарь
 
 

Г






Главная > Энциклопедия > Г > Термины

ГОГЕНШТАУФЕНЫ

см. Штауфены.

ГОГИАШВИЛИ Антон Иванович (1878-1907/08)

грузинский график. Реалистические зарисовки крестьянского быта, сцены Революции 1905-07 в Грузии, пейзажи, иллюстрации к произведениям Важа Пшавелы, И. Чавчавадзе.

ГОГЛАНД (Сур-Сари)

остров в Финском зал. Балтийского м., в составе Российской Федерации (Ленинградская обл.). Ок. 21 км2. Высота до 158 м.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

ГОГЛАНДСКОЕ СРАЖЕНИЕ

6(17).7.1788, между российским и шведским флотами около о. Гогланд. Российский флот (адмирал С. К. Грейг) выиграл сражение, сорвав планы противника по завоеванию господства на Балтийском м. и захвату Санкт-Петербурга.

ГОГОБЕРИДЗЕ Лана Левановна (р. 1928)

грузинский кинорежиссер, народная артистка Грузии (1979). Фильмы: "Я вижу солнце" (1965), "Когда зацвел миндаль" (1973), "Несколько интервью по личным вопросам" (1979). Государственная премия СССР (1980).

ГОГОЛЕВА Елена Николаевна (1900-93)

российская актриса, народная артистка СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1974). С 1918 в Малом театре (Панова - "Любовь Яровая" К. Тренева, герцогиня Мальборо - "Стакан воды" Э. Скриба, Надежда Монахова - "Варвары" М. Горького и др.). Государственная премия СССР (1947, 1948, 1949).

ГОГОЛИ

род птиц семейства утиных. Длина до 45 см. 3 вида, в Евразии и Сев. Америке (лесная зона). Объект охоты.

ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809-52)

русский писатель. Литературную известность Гоголю принес сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-32), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников "Миргород" и "Арабески" (оба - 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности "маленького человека" наиболее полно воплотилась в повести "Шинель" (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало "петербургских повестей" ("Нос", "Портрет" и др.) получило развитие в комедии "Ревизор" (постановка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэмеромане "Мертвые души" (1-й том - 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религиозно-публицистическая книга "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847) вызвала критическое письмо В. Г. Белинского. В 1852 Гоголь сжег рукопись 2-го тома "Мертвых душ". Гоголь оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе.

ГОГОЛЬ Николай Васильевич [20 марта (1 апреля) 1809, местечко Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии - 21 февраля (4 марта) 1852, Москва]

русский писатель. Семья. Детские годы Происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения). Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведываясь вместе с родителями в окрестные места - Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери - Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные впечатления будущего писателя. Другим источником сильных переживаний мальчика служили исторические предания и библейские сюжеты, в частности, рассказываемое матерью пророчество о Страшном суде с напоминанием о неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского, постоянно жил "под террором загробного воздаяния". "Задумываться о будущем я начал рано...". Годы учения. Переезд в Петербург Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-19), потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре - как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе, преимущественно "в лирическом и сурьезном роде", но также и в комическом духе, например, сатира "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась). Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государственной службе на поприще юстиции; такое решение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по обвинению в "вольнодумстве" (во время расследования Гоголь давал показания в его пользу). По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 вместе с одним из своих ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма "Ганц Кюхельгартен", написанная, очевидно, еще в гимназическую пору и изданная в 1829 (под псевдонимом В. Алов) встречает убийственные отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и предает его огню); к этому, возможно, прибавились любовные переживания, о которых он говорил в письме к матери (от 24 июля 1829). Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию. По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец удается определиться на службу - вначале в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации (повесть "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала", статьи и эссе) обращают на него все большее внимание. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности, с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину. "Вечера на хуторе близ Диканьки" Осенью того же года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской жизни "Вечера на хуторе близ Диканьки" (в следующем году появилась 2-я часть), восторженно встреченная Пушкиным: "Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!...". Вместе с тем "веселость" гоголевской книги обнаруживала различные оттенки - от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей полноте и искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором они живут, трагически конфликтен: происходит расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы (фантастическое опирается главным образом на народную демонологию). Уже в "Вечерах..." проявилось необыкновенное искусство Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос. После выхода первой прозаической книги Гоголь - знаменитый писатель. Летом 1832 его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М. П. Погодиным, С. Т. Аксаковым и его семейством, М. С. Щепкиным и другими. Следующая поездка Гоголя в Москву, столь же успешная, состоялась летом 1835. К концу этого года он оставляет поприще педагогики (с лета 1834 занимал должность адъюнктпрофессора всеобщей истории Санкт-Петербургского университета) и целиком посвящает себя литературному труду. "Миргородский" и "петербургский" циклы. "Ревизор" 1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений - "Арабески" и "Миргород" (оба в двух частях); начата работа над поэмой "Мертвые души", закончена в основном комедия "Ревизор", написана первая редакция комедии "Женихи" (будущей "Женитьбы"). Сообщая о новых созданиях писателя, в том числе и о предстоящей в петербургском Александринском театре премьере "Ревизора" (19 апреля 1836), Пушкин отмечал в своем "Современнике": "Г-н Гоголь идет еще вперед. Желаем и надеемся иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале". Кстати, и в пушкинском журнале Гоголь активно публиковался, в частности, как критик (статья "О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году"). "Миргород" и "Арабески" обозначили новые художественные миры на карте гоголевской вселенной. Тематически близкий к "Вечерам..." ("малороссийская" жизнь), миргородский цикл, объединивший повести "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", обнаруживает резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: вместо сильных и резких характеристик - пошлость и безликость обывателей; вместо поэтических и глубоких чувств - вялотекущие, почти рефлекторные движения. Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя конфликтность (например, в "Тарасе Бульбе" - столкновение индивидуализирующегося любовного чувства с общинными интересами). Мир же "петербургских повестей" из "Арабесок" ("Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет"; к ним примыкают опубликованные позже, соответственно в 1836 и 1842, "Нос" и "Шинель") - это мир современного города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами характеров, тревожной и призрачной атмосферой. Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в "Ревизоре", в котором "сборный город" как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом. Вместо традиционного активного двигателя интриги - плута или авантюриста - в эпицентр коллизии поставлен непроизвольный обманщик (мнимый ревизор Хлестаков), что придало всему происходящему дополнительное, гротескное освещение, усиленное до предела заключительной "немой сценой". Освобожденная от конкретных деталей "наказания порока", передающая прежде всего сам эффект всеобщего потрясения (который подчеркивался символической длительностью момента окаменения), эта сцена открывала возможность самых разных толкований, включая и эсхатологическое - как напоминание о неминуемом Страшном суде. Главная книга В июне 1836 Гоголь (снова вместе с Данилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в Россию - в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над "Мертвыми душами", сюжет которых (как и "Ревизора") был подсказан ему Пушкиным. Свойственная Гоголю обобщенность масштаба получала теперь пространственное выражение: по мере развития чичиковской аферы (покупка "ревизских душ" умерших людей) русская жизнь должна была раскрыться многообразно - не только со стороны "низменных рядов ее", но и в более высоких, значительных проявлениях. Одновременно раскрывалась и вся глубина ключевого мотива поэмы: понятие "мертвая душа" и вытекавшая отсюда антитеза "живой" - "мертвый" из сферы конкретного словоупотребления (умерший крестьянин, "ревизская душа") передвигались в сферу переносной и символической семантики. Возникала проблема омертвления и оживления человеческой души, и в связи с этим - общества в целом, русского мира прежде всего, но через него и всего современного человечества. Со сложностью замысла связана жанровая специфика "Мертвых душ" (обозначение "поэма" указывало на символический смысл произведения, особую роль повествователя и позитивного авторского идеала). Второй том "Мертвых душ". "Выбранные места из переписки с друзьями" После выхода первого тома (1842) работа над вторым томом (начатым еще в 1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что "пути и дороги" к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Как бы компенсируя давно обещанный второй том и предвосхищая общее движение смысла поэмы, Гоголь в "Выбранных местах из переписки с друзьями" (1847) обратился к более прямому, публицистическому разъяснению своих идей. С особенной силой была подчеркнута в этой книге необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характера, самый значительный из которых - "Размышления о Божественной литургии" (опубликован посмертно в 1857). В апреле 1848, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окончательно возвращается на родину. Многие месяцы 1848 и 1850-51 он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 наведывается в Петербург, в 1850 и 1851 посещает Оптину пустынь, но большую часть времени живет в Москве. К началу 1852 была заново создана редакция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям - А. О. Смирновой-Россет, С. П. Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и членам его семьи и другим. Неодобрительно отнесся к произведению ржевский протоиерей отец Матвей (Константиновский), чья проповедь ригоризма и неустанного нравственного самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в последний период его жизни. В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля он умирает. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище). "Четырехмерная проза" В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось постепенно, обнажая с ходом времени все более глубокие свои уровни. Для непосредственных его продолжателей, представителей так называемый натуральной школы, первостепенное значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на тему и материал, бытовая конкретность, а также гуманистический пафос в обрисовке "маленького человека". На рубеже 19 и 20 столетий с особенной силой раскрылась христианская философско-нравственная проблематика гоголевских произведений, впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущением особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелостью и нетрадиционностью его изобразительной манеры. "Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир..." (В. Набоков). Все это обусловило огромную и все возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.

ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович (1813-89)

российский философ. Профессор Киевского университета (1851-86). Автор историкофилософских работ и первого в России многотомного философского словаря - "Философский лексикон" (т. 1-4, 1857-73).

ГОД

промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают: 1) сидерический (звездный) год, соответствующий одному видимому обороту Солнца по небесной сфере относительно неподвижных звезд; составляет 365,2564 средних солнечных суток; 2) тропический год - промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра истинного Солнца через точку (среднюю) весеннего равноденствия (365,2422 сут); 3) аномалистический год - промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через перигей его видимой геоцентрической орбиты (365,2596 сут); 4) драконический год, соответствующий времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через один и тот же (восходящий или нисходящий) узел орбиты Луны на эклиптике (346,6200 сут); продолжительность всех годов приведена для 1900; 5) календарный год, составляющий 365 сут для простых годов и 366 сут для високосных годов; 6) лунный год продолжительностью 12 лунных синодических месяцев (в среднем 354,367 сут).

ГОДАВАРИ (Годи)

река в Индии, на п-ове Индостан. 1450 км, площадь бассейна 290 тыс. км2. Начинается в Зап. Гатах, пересекает Деканское плоскогорье, впадает в Бенгальский зал., образуя дельту. Средний расход воды ок. 3,5 тыс. м3/с. Используется для орошения.

ГОДАР (Godard) Жан Люк (р. 1930)

французский кинорежиссер, критик, сценарист, продюсер. Один из лидеров "новой волны", критик журнала "Кайе дю синема". Стремится к постоянному обновлению киноязыка, нарушая принятые нормы повествования, часто прибегает к смешению жанров, использованию т.н. остранения и других авангардистских приемов. В 1968-72 занимал активно леворадикальные позиции, вместе с Ж. -П. Гореном снял 11 политически заостренных фильмов. Наиболее значительные фильмы: "На последнем дыхании" (1959), "Безумный Пьеро" (1965), "Китаянка" (1967), "Уик-энд" (1967), "Все в порядке" (1972), "Новая волна" (1990) и др.

ГОДАР (Godard) Эжен (1827-90)

французский воздухоплаватель и конструктор аэростатов. Совершил свыше 1500 полетов на свободных аэростатах, для наполнения которых использовал светильный газ, водород и теплый воздух. Построил (1863) аэростат объемом 6000 м3 ("Гигант") для полета 40 чел. и самый большой в мире аэростат объемом 14000 м3. В 1875 впервые перелетел на аэростате через Пиренейские горы из Франции в Испанию.

ГОДВИН (Godwin) Уильям (1756-1836)

английский писатель. Роман "Калеб Вильямс" (т. 1-3, 1794) знаменовал переход от просветительства к социальной направленности творчества писателей-романтиков 19 в. Другие произведения Годвина близки к жанру готического романа. В трактате "Рассуждение о политической справедливости" (т. 1-2, 1793) выдвинул утопический проект построения общества независимых работников, продукты труда которых распределяются между всеми по потребностям. Оказал влияние на Р. Оуэна.

ГОДДАРД (Goddard) Роберт (1882-1945)

американский ученый, один из пионеров ракетной техники. В 1926 произвел первый в мире запуск ракеты с жидкостным ракетным двигателем. Труды по теории космонавтики, жидкостным ракетам. Автор многих изобретений в различных областях ракетной техники.

ГОДЕНКО Михаил Семенович (1919-91)

российский балетмейстер, народный артист СССР (1977), Герой Социалистического Труда (1984). С 1963 художественный руководитель и главный балетмейстер Красноярского ансамбля танца Сибири. Государственная премия СССР (1985).

ГОДЖА Михал (1811-70)

один из руководителей словацкого национального движения в 1848-49, сподвижник Л. Штура. Труды по словацкой лингвистике.

ГОДЗИАШВИЛИ Василий Давыдович (1905-1976)

актер, народный артист СССР (1958). С 1924 в Грузинском театре имени Руставели, с 1930 в Грузинском театре имени Марджанишвили (Тбилиси). Государственная премия СССР (1952).

ГОДИН Юрий Николаевич (1912-62)

геолог, академик АН Туркмении (1959). Труды по геологии нефти, геофизике. Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1951).

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz