Энциклопедический словарь
 
 

Г






Главная > Энциклопедия > Г > Термины

ГОНСАЛЕС ТУНЬОН (Gonzalez Tunon) Рауль (1905-74)

аргентинский поэт. Стихи о городе, пронизанные социальными мотивами. Сборники "Розы в броне" (1936), "Смерть в Мадриде" (1939) о революционной борьбе аргентинского и испанского народов; "Диалог со временем" (1965). Поэма "Осенняя соната в Москве" (1954). Поэтический сборник "Луна с курком" (т. 1-2, 1957).

ГОНТ (польск. gont)

кровельный материал - клиновидные дощечки (еловые, сосновые и др.) с продольным пазом в толстой кромке (торце). При устройстве кровли узкая кромка одной дощечки вставляется в паз другой. Длина 50-60 см, ширина ок. 10 см.

ГОНТА Иван (?-1768)

сотник надворных казаков польских магнатов Потоцких (с 1757), из крепостных крестьян, участник движения гайдамаков, один из руководителей "Колиивщины" (1768). Взят в плен и замучен польской шляхтой. Воспет Т. Г. Шевченко в поэме "Гайдамаки".

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

ГОНТАРЬ Аврам Юткович (1908-81)

еврейский писатель (Россия). Сборники стихов "Серебряные нити" (1957), "Город мечты" (1963), "Напев" (1977), "Заря" (1980). Романы "В заброшенном углу" (автобиографический; 1937), "Большая семья" (1948).

ГОНФАЛОНЬЕР (итал. gonfaloniere, букв. знаменосец)

1) в итальянских городах-республиках 13-15 вв. глава ополчения городского квартала. 2) Гонфалоньер справедливости - во Флоренции с 1289 глава приората, в правление Медичи (15-18 вв.) глава городского магистрата.

ГОНЧАР Андрей Александрович (р. 1931)

российский математик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Труды по теории функций.

ГОНЧАР Иван Тарасович (1888-1944)

украинский мастер народной керамической скульптуры. Острогротескные группы и фигурки ("Один с сошкой - семеро с ложкой", 1910, "Белые бегут", 1920).

ГОНЧАР Николай Николаевич (р. 1946)

российский государственный деятель. В 1976-82 заведующий отделом НИИ экономических проблем комплексного развития народного хозяйства г. Москвы. В 1982-90 на партийной и советской работе. В 1990-93 заместитель председателя, затем председатель Моссовета. В 1993-95 депутат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. С 1995 депутат Государственной думы Федерального Собрания.

ГОНЧАР Олесь (Александр Терентьевич) (1918-1995)

украинский писатель, академик АН Украины (1978), Герой Социалистического Труда (1978). Рассказы, трилогия "Знаменосцы" (1946-48) о Великой Отечественной войне; романы "Таврия" (1952), "Перекоп" (1957) о Гражданской войне; в романах "Тронка" (1963; Ленинская премия, 1964), "Собор" (1968), "Циклон" (1970), "Берег любви" (1976), "Твоя заря" (1980) - нравственно-этическая проблематика. Государственная премия СССР (1948, 1949, 1982).

ГОНЧАРЕНКО Агапий (наст. имя и фам. Андрей Онуфриевич Гумницкий) (1832-1916)

дьякон русской посольской церкви в Афинах, затем корреспондент и в 1860-61 наборщик Вольной русской типографии в Лондоне. С 1864 в США. В 1872-73 редактор-издатель русской газеты "Свобода".

ГОНЧАРЕНКО Олег Георгиевич (1931-86)

российский спортсмен, заслуженный мастер спорта (1953). Первый советский чемпион мира по конькобежному спорту (1953). Абсолютный чемпион мира (1953, 1956, 1958), Европы (1957-58), СССР (1956, 1958).

ГОНЧАРНЫЙ ГОРН

печь для обжига керамики. Появился на Др. Востоке ок. 3-го тыс. до н. э.

ГОНЧАРНЫЙ КРУГ

станок для формовки глиняной посуды. Появился на Др. Востоке в 4-3-м тыс. до н. э. Древнейший гончарный круг вращался рукой; более совершенный гончарный круг имел внизу маховое колесо, вращаемое ногами.

ГОНЧАРОВ Андрей Александрович (р. 1918)

российский режиссер, народный артист СССР (1977), Герой Социалистического Труда (1987). В театре с 1942. Работал в Московском театре сатиры, Московском театре имени Ермоловой. С 1958 главный режиссер Московского драматического театра, с 1967 - Московского театра имени Маяковского. Поставил: "Трамвай "Желание" Т. Уильямса (1970), "Беседы с Сократом" Э. С. Радзинского (1975), "Леди Макбет Мценского уезда" по Н. С. Лескову (1979) и др. Государственная премия СССР (1977, 1984).

ГОНЧАРОВ Андрей Дмитриевич (1903-79)

график, народный художник России (1979), член-корреспондент АХ СССР (1973). Мастер ксилографии, в оформлении книги достиг единства ее элементов, убедительности и эмоциональности образов, сочности тонов (иллюстрации к произведениям У. Шекспира, изданы в 1953-64). Государственная премия СССР (1973).

ГОНЧАРОВ Борис Прокопьевич (р. 1934)

российский литературовед, доктор филологических наук (1979). Основная сфера интересов - стиховедение, творчество В. В. Маяковского. Исследования: "Звуковая организация стиха и проблемы рифмы" (1973), "О поэтике Маяковского" (1973), "Поэтика Маяковского. Лирический герой послеоктябрьской поэзии и пути его художественного утверждения" (1983), "Анализ художественного произведения" (1987).

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812-91)

русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В романе "Обломов" (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное ("обломовщина"), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего "прогресса". В романе "Обыкновенная история" (1847) конфликт между "реализмом" и "романтизмом" предстает как существенная коллизия русской жизни. В романе "Обрыв" (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков "Фрегат "Паллада" (1855-57) - своеобразный "дневник писателя"; литературно-критические статьи ("Мильон терзаний", 1872).

ГОНЧАРОВ Юрий Данилович (р. 1923)

русский писатель. В прозе обращается к военной (повесть "Неудача", 1964) и деревенской темам. В 1960-е гг. неоднократно подвергался критике за правдивое изображение советской действительности. Сборники повестей и рассказов: "Любимая наша земля" (1952), "Нужный человек" (1973), "Ожидания" (1985), "Большой марш" (1986) и др.

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (1881-1962)

российский живописец. С 1915 в Париже. Близким к примитивизму произведениям Гончаровой ("Мытье холста", 1910) присущи лубочная экспрессия и яркая декоративность образов. Выступала как художник театра (спектакли "Русских сезонов").

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна [21 июня (2 июля) 1881, село Нагаево под Тулой - 17 октября 1962, Париж]

живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор. Выдающийся представитель русского авангарда начала 1910-х гг., один из самых ярких сценографов 20 века. Наталия Гончарова происходила из рода пушкинских Гончаровых (двоюродная правнучка жены поэта). В 1901 поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры к С. М. Волнухину и П. П. Трубецкому, однако вскоре обратилась к занятиям живописью (класс К. А. Коровина); затем оставила училище, но поддерживала с ним связь до 1909. В начале творческого пути художница, по собственным словам, "более всего училась у современных французов"; выйдя замуж за выдающегося живописца М. Ф. Ларионова, она полностью разделила его устремления и художественные взгляды, всегда оставаясь, однако, самостоятельной величиной в искусстве. В 1907-11 гг. живопись Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива. Художница сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего лубка церковного. В 1911 Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль "Евангелисты" из четырех полотен, масло, Русский музей, серии "Сбор винограда" и "Жатва", каждая из девяти картин). Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах "Жатвы" главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия ("Птица-Феникс", "Ангелы, мечущие камни на город", обе в Третьяковской галерее). Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме - привязанность к обобщеннодекоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество. С начала 1910-х гг. Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма ("Аэроплан над поездом", масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань). После кубофутуристического периода разрабатывала новое направление - изобретенный Ларионовым лучизм. Но и в "лучистских" полотнах художница исходила из фигуративности, живописными построениями цветотоновых лучей стремясь создать живописноабстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного мира ("Лучистское построение", масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, Германия, "Лес", масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария). В графике данного периода Гончарова чаще всего сочетала приемы лучизма и кубофутуризма - в этом ключе проиллюстрированы некоторые футуристические книги А. Е. Крученых и В. Хлебникова ("Мирсконца", М., 1912; "Игра в аду", М., 1912; "Взорваль", СПб., 1913; "Пустынники", М., 1913). Начав выставляться с 1904, Гончарова в 1906 была участницей Русского отдела в Осеннем Салоне в Париже. В 1910 вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества "Бубновый валет". В 1911-12 - член группы "Ослиный хвост", в 1913 входила в группу "Мишень". Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском "Синем всаднике" (1912). В 1914 Гончарова по заказу С. П. Дягилева создала эскизы оформления опернобалетной постановки "Золотой петушок" Н. А. Римского-Корсакова. Спектакль имел шумный успех в Париже; в 1915, приняв предложение Дягилева постоянно работать в антрепризе, она вместе с Ларионовым покинула Москву. В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939). Центр французского периода Гончаровой - театр. Вплоть до смерти Дягилева в 1929 она была одним из ведущих художников его антрепризы ("Испания" М. Равеля, 1916; "Ночь на Лысой горе" М. П. Мусоргского, 1923, "Жар-птица" И. Ф. Стравинского, 1926 и др.). Многие ее станковые вещи 1920-30-х гг. были связаны с миром театральной декорации или костюма. В 1920-е гг. и позднее занималась живописью, иллюстрировала книги и работала как художник-декоратор над театральными постановками. В 1950-е гг. писала многочисленные натюрморты и полотна "космического цикла". Возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой началось с 1960-х гг. - их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. Работы Гончаровой представлены во всех крупных музейных собраниях мира.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz