|
|
Главная >
Энциклопедия >
Д > Термины
ДЖОС ПЛАТО (Jos Plateau)горнорудный район в Нигерии. Аллювиальные, штокверковые и пегматитовые месторождения олова; разрабатываются с 1909. Общие запасы олова 280 тыс. т. Крупнейшее в мире месторождение ниобия (колумбитоносные граниты) разрабатывается с 1909. Общие запасы 1,5 млн. т Nb2О5.ДЖОСЕР (Джесер)египетский фараон ок. 2780-2760 до н. э., основатель III династии. Завершил объединение В. и Н. Египта в мощную державу со столицей в Мемфисе. С пирамиды Джосер началось строительство египетских пирамид."ДЖОТТО" (итал. Giotto - по имени Джотто ди Бондоне, который на одной из картин изобразил комету Галлея)автоматическая межпланетная станция Европейского космического агентства для исследования кометы Галлея. Масса 960 кг. Запущена 2 июля 1985, 14 марта 1986 пролетела на расстоянии ок. 600 км от ядра кометы, удаление станции от Земли в этот момент составляло ок. 150 млн. км, скорость относительно кометы достигла 68 км/с.ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ (Giotto di Bondone) (1266 или 1267-1337)итальянский живописец. Представитель Проторенессанса. Порвав со средневековыми канонами, внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1305-1308) и церкви Санта-Кроче во Флоренции (ок. 1320-25) поражают внутренней силой и величием образов, тектоничностью композиции. Автор проекта колокольни собора во Флоренции.ДЖОТТО ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266/1267, Колле да Веспиньяно, Тоскана - 8 января 1337, Флоренция)итальянский живописец, мастер флорентийской школы. Имя художника, видимо, является производным от Амброджотто (Амброджо) или Анджолотто (Анджело). Биография Согласно источникам 14 в. учился у Чимабуэ. Работал во Флоренции, Риме (ок. 1300), Падуе (ок. 1305-08), Неаполе (ок. 1328-33), Милане (ок. 1335-36) и других городах Италии. В 1327 вместе со своими учениками записался в цех флорентийских живописцев. В 1334 был назначен руководителем строительства флорентийского собора и его колокольни (кампанилы; к моменту его смерти был возведен ее первый ярус). Творчество Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций. Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам - материальности и пространственной протяженности. Использовав ряд известных в его время приемов - угловые ракурсы, упрощенную, т.н. античную, перспективу, он сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции. Капелла дель Арена В творческом наследии Джотто центральное место занимают росписи капеллы дель Арена в Падуе (ок. 1305-08) - однонефной церкви, построенной, видимо, по его же проекту. Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию "Страшный суд" на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и т.н. "триумфальной арке" алтаря. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера, построенное на насыщенных красочных тонах цветовое решение сообщает всему ансамблю праздничный характер. Земная жизнь Марии и Христа предстает в этих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапы патриархального, эпически-величественного бытия. Джотто очень скупо обозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками, светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба. Но самым замечательным открытием Джотто являются его персонажи - коренастые, широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки. Капеллы Барди и Перуцци Дальнейшую эволюцию творчества Джотто представляют пострадавшие от времени росписи небольших семейных капелл Барди и Перуцци на хорах флорентийской церкви Санта Кроче (ок. 1320-25). Живописная декорация каждой капеллы включает шесть сцен, расположенных на боковых стенах по три друг над другом и решенных более сложно, чем в капелле дель Арена. Возрастает роль архитектурного фона, ограничивающего и четко формирующего сценическое пространство, сами постройки становятся более многообразными, приобретают сходство с реальной архитектурой эпохи Джотто. В многофигурных сценах появляется больше подробностей и повествовательных моментов, наконец, Джотто интересуют сложные пространственные и оптические эффекты. Так, в росписях капеллы Перуцци, посвященных Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову, Джотто изображает архитектурную декорацию в угловом ракурсе, соответствующем точке зрения зрителя, стоящего у входа в капеллу. Другие работы. Влияние Единственная дошедшая до нас станковая работа Джотто - монументальный алтарный образ "Мадонна на троне" ("Мадонна Оньисанти", Уффици, ок. 1310). Восходящая к 14 в. традиция связывала с именем Джотто обширный живописный цикл "История св. Франциска" в базилике Сан Франческо в Ассизи (ок. 1297-99), однако многие современные исследователи отвергают авторство Джотто. Среди не дошедших до нас работ Джотто источники называют большую мозаичную композицию "Навичелла" на фасаде римской раннехристианской базилики св. Петра, снесенной в начале 16 в., живописные циклы "Знаменитые люди", выполненные для короля Неаполя Роберта и правителя Милана Аццоне Висконти. Джотто оказал влияние на формирование ведущих школ итальянской живописи 14 в., прежде всего флорентийской, а также на ряд мастеров, работавших в Сиене и Падуе. К его наследию неоднократно обращались мастера итальянского Возрождения от Мазаччо до Микеланджело.ДЖОУЛЬединица энергии, работы и количества теплоты СИ. Названа по имени Дж. П. Джоуля. Обозначается Дж. 1 Дж = 107 эрг = 0,2388 кал = 6,24. 1018 эВ.ДЖОУЛЬ (Joule) Джеймс Прескотт (1818-89)английский физик. Экспериментально обосновал закон сохранения энергии, определил механический эквивалент тепла. Установил закон, названный законом Джоуля - Ленца. Открыл (совместно с У. Томсоном) эффект, названный эффектом Джоуля - Томсона.ДЖОУЛЯ - ЛЕНЦА ЗАКОНопределяет количество теплоты Q, выделяемой в проводнике при прохождении через него электрического тока: Q прямо пропорционально квадрату силы тока, сопротивлению проводника и времени прохождения тока. Открыт Дж. Джоулем и Э. Х. Ленцем в нач. 40х гг. 19 в.ДЖОУЛЯ - ТОМСОНА ЭФФЕКТсм. Дросселирование.ДЖОУЛЯ ЗАКОНвнутренняя энергия идеального газа зависит только от температуры и не зависит от его плотности (объема); установлен Дж. Джоулем в 1843.ДЖОФРИ (Joffrey) Роберт(наст. имя и фам. Абдулла Джаффа Анвер Бей Хан, Anver Bey Khan) (1930-88), американский танцовщик, хореограф и педагог. С 1954 руководитель созданной им труппы (с 1966 названной "Сити сентер Джофри балле") и с 1952 - школы "Американ балле сентер".ДЖОХОР (Johore)штат в Малайзии, на п-ове Малакка. 19 тыс. км2. Население 2,1 млн. человек (1990). Административный центр - Джохор-Бару. С 16 в. до 1963 Джохор был султанатом.ДЖОХОР-БАРУ (Johore Bahru)город и порт в Малайзии, административный центр шт. Джохор. Ок. 246 тыс. жителей (1980). Лесопильная, пищевая промышленность; переработка каучука.ДЖОЭЛ (Joel) Билли (р. 1949)американский певец, пианист, композитор, продюсер. Дебютный альбом "Gold Spring Harbour" (1972). Альбом "The Stranger" (1977) имел большой успех и стал бестселлером. Удачно сочетает в своих работах изящные баллады и жесткий ритмический материал.ДЖУББА (Джуба)река в Эфиопии и Сомали. Впадает в Индийский ок. 1600 км, площадь бассейна 750 тыс. км2 (вместе с р. Веби-Шебели). Средний расход воды 550 м3/с.ДЖУБРАН Халиль Джубран (1883-1931)арабский писатель и художник (Ливан). Просветительская повесть "Сломанные крылья" (1912), сборник рассказов "Бури" (1920), сборник лирики "Слеза и улыбка" (1914).ДЖУГАРАоднолетнее травянистое растение рода сорго семейства злаков. Продовольственная (крупа, мука) и кормовая (сено, силос) культура. Наиболее посевная площадь в Индии, Иране, Афганистане.ДЖУГДЖУРгоры вдоль северо-западного побережья Охотского м., в Хабаровском кр. Длина ок. 700 км. Высота до 1906 м. Хвойные леса.ДЖУГДЖУРСКИЙ ЗАПОВЕДНИКв Российской Федерации, Хабаровский кр., в горах на побережье Охотского м. Основан в 1990. Площадь 860 тыс. га. На восточных склонах горная светло-хвойная тайга, заросли кедрового стланика, на пологих западных - таежные леса из ели аянской. Снежный баран, кабарга, черношапочный сурок. В прибрежных водах тюлени - морской заяц (лахтаг), ларга, полосатый тюлень (крылатка).ДЖУГЕЛИ (Квирилы)название г. Зестафони в Грузии до 1921. |