Энциклопедический словарь
 
 

Ж






Главная > Энциклопедия > Ж > Термины

ЖОРЕС (Jaures) Жан (1859-1914)

руководитель Французской социалистической партии, затем СФИО (с 1905). Основатель газеты "Юманите" (1904). Активно выступал против колониализма, милитаризма и войны. Убит 31 июля 1914, в канун 1-й мировой войны. Исследования по истории Французской революции кон. 18 в.

ЖОРЖ (George) (наст. фам. Веймер, Weimer) Маргерит Жозефин (1787-1867)

французская актриса. На сцене с 1802 (в "Комеди Франсез" и других театрах Парижа). В 1808-12 выступала в Санкт-Петербурге и Москве.

ЖОРЖ САНД

см. Санд

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

ЖОСКЕН ДЕПРЕ (Josquin Despres) (ок. 1440-1521 или 1524)

франко-фламандский композитор. Обобщил достижения полифонической нидерландской школы. Его гуманистическое искусство оказало большое влияние на развитие западноевропейской музыки.

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ. Возникновение промысла Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папьемаше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине (см. Федоскинская миниатюра). В 1825 художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папьемаше, позже лакирное производство по папье-маше было переведено в селе Осташково. Организация артелей В последующие годы промысел распространился по окрестным деревням, появились мелкие крестьянские мастерские. В нач. 20 в. спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась "Новосильцевская трудовая артель", выпускавшая металлические лакированные подносы. Позднее аналогичные артели организовались в других селах: в Жостове - в 1924 "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь", в 1925 "Лакировщик"; в Троицком - "Свой труд". В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово. Формирование жостовской манеры росписи К середине 19 в. в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера, приемы и технологические особенности росписи. Основным мотивом жостовской росписи становится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений жостовских мастеров. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Особенности производства Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу. Особенности росписи При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Первая - "подмалевок", когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит. Затем поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу. Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места - наносит "тенежку", после чего осуществляет "бликовку" - выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы. Завершают работы по выявлению основных форм букета "чертежка" и "посадка семенцов" - прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И наконец в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор - делается "привязка". Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция - наводка зеркального блеска - выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка. Старейшие мастера Важная роль в развитии жостовской росписи принадлежит старейшим жостовским мастерам: И. С. Леонтьеву, М. Р. Митрофанову, П. И. Плахову, А. Е. Вишнякову, А. И. Лезнову, А. П. Гогину. В 1960-е гг. спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и др. Будущие художники-жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище.

ЖОТРАН (Jottrand) Люсьен Леопольд (1804-77)

деятель Бельгийской революции 1830, один из основателей и председатель Брюссельской демократической ассоциации.

ЖОФФР (Joffre) Жозеф Жак (1852-1931)

маршал Франции (1916). В 1911-14 начальник Генштаба. В 1-ю мировую войну главнокомандующий французской армией (1914-16), добился победы в Марнском сражении (1914).

ЖОФФРУА СЕНТ-ИЛЕР (Geoffroy Saint-Hilaire)

французские зоологи, отец и сын: 1) Этьен (1772-1844), эволюционист, один из предшественников Ч. Дарвина. Развивал учение о единстве плана строения всех животных, которое объяснял общностью их происхождения; критиковал учение Ж. Кювье о неизменяемости видов (публичная дискуссия, 1830). Положил начало экспериментальной тератологии и учению об акклиматизации животных. 2) Изидор (1805-61), академик (1833) и президент (1856-57) Парижской АН, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1856). Труды по тератологии, приручению и акклиматизации сельскохозяйственных животных. Автор первого курса общей биологии (1840).

ЖОХОВА ОСТРОВ

в архипелаге Де-Лонга (Российская Федерация), в Восточно-Сибирском море. Ок. 58 км2. Высота до 123 м. Тундровая растительность. Полярная станция (с 1955).

ЖОШУЙ (Эдзин-Гол, в верховьях - Хэйхэ)

река в Китае. Ок. 900 км. Истоки в горах Наньшань; протекает через пустыни Алашань и Гоби, впадает несколькими рукавами в озера Гашун-Нур и Сого-Нур. Летнее половодье.

ЖРД

см. Жидкостный ракетный двигатель.

ЖРЕЧЕСТВО

общественная группа, занимавшаяся отправлением культов в архаических религиях (жертвоприношениями, молитвами и т.д.); сохранилась у некоторых народов Африки, Юж. Америки, Океании. В мировых религиях преемником жречества стало духовенство.

ЖУАН I (1357-1433)

португальский король с 1385. Основатель Ависской династии. Разгромил кастильские войска при Алжубарроте (1385), таким образом отстояв независимость Португалии от Кастилии. Завоеванием в 1415 Сеуты положил начало экспансии в Африке.

ЖУАН II (1455-95)

португальский король с 1481, из Ависской династии. Инициатор Тордесильясского договора 1494.

ЖУАН VI (1767-1826)

португальский король с 1816, из династии Бурбонов, регент в 1799-1816; фактически (из-за психической болезни его матери Марии I) правил с 1792.

ЖУАНДО (Jouhandeau) Марсель (1888-1979)

французский прозаик. Автор романов "Юность Теофиля" (1921), "Брак господина Годо" (1933), автобиографических произведений "Опыт о самом себе" (1946), "Размышления о старости и смерти" (1956), "Бревиарий, портрет Дон Жуана" (опубликовано в 1981).

ЖУАН-ПЕСОА (до 1930 Параиба)

город на северо-востоке Бразилии, административный центр шт. Параиба. 398 тыс. жителей (1985). Порт в устье р. Параиба. Цементная, текстильная, сахарная промышленность. Университет.

ЖУБАНОВ Ахмет Куанович (1906-68)

музыковед, композитор, дирижер, народный артист Казахстана (1944), академик АН Казахстана (1946). Один из основоположников казахского профессионального музыкального искусства и музыковедения. Опера "Абай" (совместно с Л. А. Хамиди; 1944) инструментальные и вокальные произведения, музыка к спектаклям и фильмам. Организатор и дирижер Государственного оркестра им. Курмангазы (в 1934-45). Профессор Алма-Атинской консерватории (с 1947).

ЖУБАНОВА Газиза Ахметовна (р. 1927)

казахский композитор, народный артист СССР (1981). Дочь А. К. Жубанова. Оперы "Енлик и Кебек" (1975), "Двадцать восемь" (1981), "Курмангазы" (совместно с А. К. Жубановым, 1987), балеты "Легенда о белой птице", "Хиросима" (1966), вокально-симфонические и симфонические произведения. Профессор Алма-Атинской консерватории (с 1978; в 1975-87 ректор).

ЖУБЕР (Joubert) Жозеф (1754-1824)

французский мыслитель и писатель. Автор максим и афоризмов о морали, искусстве, душевной жизни, составивших его "Дневники", изданные лишь посмертно (1838, затем 1842) и вошедшие в круг основополагающих произведений раннего романтизма во Франции.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz