первое известное прозаическое произведение на фарси, собрание нравоучительных притч, написанное Унсуром аль-Маали (1021-98).
опьяняющий напиток из корня дикого перца у народов Океании. Часто играет ритуальную роль.
японский писатель. Своеобразие художественного стиля восходит к эстетике дзэн. Повести "Снежная страна" (1937), "Тысячекрылый журавль" (1951), романы "Стон горы" (1953), "Старая столица" (1961) отличаются психологизмом и лиризмом. Нобелевская премия (1968).

город в Японии, на о. Хонсю. 295 тыс. жителей (1987). Машиностроение, легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленность.
город в Японии, на о. Хонсю. 448 тыс. жителей (1992). Машиностроение. Ремесленное литейное производство.
царь государства Сасанидов в 488-496 и с 499.
пастушеский духовой музыкальный инструмент, род продольной флейты. Распространен в Молдавии, Румынии, Болгарии, Албании.
1) в средние века - член рыцарского ордена; рыцарь; дворянский титул в Италии и Испании. 2) Награжденный орденом (напр., кавалер ордена Славы).
кавалерийская часть в русской гвардии в 18 - нач. 20 вв. Первоначально (с 1724) почетная стража императора во время торжеств, с 1800 - гвардейский кавалерийский полк, который отличился в Аустерлицком сражении, Отечественной войне 1812, Заграничных походах русской армии 1813-14, участвовал в 1-й мировой войне. В ноябре 1917 полк расформирован.
конница, род сухопутных войск, в котором для передвижений и действий в бою использовалась верховая лошадь. В средние века являлась главным родом войск, с сер. 19 в. роль кавалерии снижалась, к сер. 50-х гг. 20 в. как род войск была упразднена.
польский кинорежиссер. Фильмы: "Настоящий конец большой войны" (1957, в советском прокате - "Этого нельзя забыть"), "Поезд" (1959, в советском прокате - "Загадочный пассажир"), "Мать Иоанна от ангелов" (1961), "Фараон" (1966), "Игра" (1969), "Смерть президента" (1977), "Аустерия" (1989) и др.
во время Английской революции 17 в. бранная кличка роялистов, распространенная среди сторонников парламента.
бразильский кинорежиссер. Фильмы: "На рейде" (1927), "Песнь моря" (1954), "Чудовище Хайгетского пруда" (1960) и др.
итальянский композитор. Представитель венецианской оперной школы. Оперы "Дидона" (1641), "Ксеркс" (1654) и др.
итальянский живописец. Представитель Проторенессанса. Первым отошел от византийских канонов, придав материальную осязаемость и объемную пластичность изображениям (мозаики церкви Санта-Мария ин Трастевере, 1291, фрески церкви Санта-Чечилия ин Трастевере, ок. 1293, в Риме).
итальянский математик. Сочинение Кавальери (1635) о вычислении площадей и объемов фигур с помощью т.н. "неделимых" метода способствовало формированию интегрального исчисления.
итальянский композитор, дипломат. Участник Флорентийской камераты, наряду с Я. Пери и Дж. Каччини один из создателей стиля монодии и оперного жанра - музыкальной пасторали ("Отчаяние Филена" и "Сатир" (1590), священнодействие "Представление о душе и теле" (1600, первый образец духовной оперы и сценической оратории).
группа всадников, едущих вместе.
итальянский поэт. Представитель "Дольче стиль нуово". Любовно-философская лирика. Друг Данте.
итальянский кинорежиссер, сценарист. Начинала в кино как документалистка. В игровом кино исследует исторические сюжеты ("Галилео Галилей", 1968; "Франциск", 1988) и психологические, не лишенные болезненных проблем, человеческие взаимоотношения ("Ночной портье", 1974 - один из самых скандальных фильмов 1970-х гг., повлекший на собой судебное разбирательство по обвинению авторов в непристойности; "Берлинский роман", 1985).