Энциклопедический словарь
 
 

К






Главная > Энциклопедия > К > Термины

КЛАС (Klas) Эри (р. 1939)

эстонский дирижер, народный артист СССР (1986). С 1965 дирижер, с 1975 главный дирижер Эстонского театра оперы и балета, с 1985 - также Шведской королевской оперы в Стокгольме.

КЛАСС

в логике и математике - то же, что множество, т.е. произвольная (конечная или бесконечная) совокупность предметов, выделенных по какому-либо признаку и просто перечисленных. Предметы, образующие класс, называются его элементами; понятие класса возникает как абстракция от природы и порядка элементов. Абстрактные классы и операции над ними изучаются в логике классов и в ее математической модификации - множеств теории.

КЛАСС (от лат. classis - разряд, группа)

одна из высших таксономических категорий (рангов) в систематике животных и растений. В классы (иногда - сначала в подклассы) объединяют родственные отряды (животных) или порядки (растений). Напр., отряды грызунов, насекомоядных, хищных и т.д. составляют класс млекопитающих. Классы, имеющие общий план строения и общих предков, образуют типы (животных) или отделы (растений).

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

КЛАСС ОБЩЕСТВЕННЫЙ

см. Классы общественные.

КЛАСС УЧЕБНЫЙ

1) постоянный в пределах учебного года коллектив учащихся, занимающихся по единой учебной программе. 2) В художественных учебных заведениях группа учащихся, специализирующихся по какому-либо предмету (напр., класс композиции). 3) Помещение для занятий учащихся в школе.

КЛАССИКА (от лат. classicus - образцовый, первоклассный)

образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

КЛАССИФИКАТОР

аппарат для разделения смесей минеральных частиц на классы по крупности, плотности, форме. Классификаторы различают в зависимости от среды, в которой происходит разделение, - гидравлические, пневматические, механические, от используемых сил - гравитационные, центробежные, электрические.

КЛАССИФИКАЦИИ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ

системы расположения произведений печати на основе признаков содержания, формы издания и др.; различают универсальные и отраслевые. Наиболее распространены: Универсальная десятичная классификация (УДК) и отечественная Библиотечно-библиографическая классификация (ББК).

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ РОДСТВА

см. Системы родства.

КЛАССИФИКАЦИЯ

в горном деле - разделение частиц измельченных полезных ископаемых на однородные по крупности, плотности и др. продукты (классы). Классификация производится в классификаторах.

КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат. classis - разряд, класс и... фикация)

в логике - система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности. Различают естественные классификации, основания которых - существенные признаки объектов (напр., периодическая система химических элементов), и искусственные классификации, в которых используются несущественные признаки; к искусственным классификациям относятся т.н. вспомогательные классификации (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках).

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

раскрытие взаимной связи наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т.д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук; при этом важную роль играют способы ее изображения (табличные, графические); имеет важное значение для организации научной, учебно-педагогической, библиотечной деятельности.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

изучение и группировка языков мира по различным признакам: генетическая классификация языков (генеалогическая) - по признаку родства, т.е. общего происхождения из предполагаемого языка-основы (индоевропейская, тюркская, уральская семьи и др.); типологическая классификация языков - на основе сходства черт языковой структуры (морфологическая, фонологическая, синтаксическая, семантическая), независимо от генетической или территориальной близости. С этой точки зрения выделяются: изолирующий (аморфный) тип (древнекитайский, вьетнамский, йоруба), агглютинирующий (агглютинативный) тип (тюркский, многие финно-угорские языки), флектирующий (флективный) тип (русский язык). Некоторые ученые выделяют инкорпорирующие (полисинтетические) языки (некоторые палеоазиатские, кавказские языки). См. также Морфологическая классификация языков.

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый)

стиль и направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - "высоких" (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т.д.) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т.д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма "Поэтическое искусство" и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства (Мондори, Дюпарк, М. Шанмеле, А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России) характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская операсериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К. В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции.

КЛАССИЦИЗМ ВЕЙМАРСКИЙ

направление в немецкой просветительской литературе 80-90-х гг. 18 в. Представлен произведениями И. В. Гете и Ф. Шиллера периода их творческого содружества в г. Веймар, теоретическими трудами И. И. Винкельмана, И. Г. Гердера, В. Гумбольдта. Вызванный кризисом "Бури и натиска", обращался к античности как идеалу формирования гармоничной, свободной и гуманной личности. Стремился к обобщенности и естественности образов, строгой завершенности формы, сочетал рационалистическую ясность и тонкий лиризм.

КЛАССИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

изучает движение макроскопических тел со скоростями, малыми по сравнению со скоростью света, в основе лежат Ньютона законы.

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА политэкономии

направление экономической мысли (кон. 17 в. - 30-е гг. 19 в.). Главные представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбер, А. Р. Ж. Тюрго, Ф. Кенэ (Франция), Ж. Ш. Сисмонди (Швейцария). В основе теоретических построений классической школы лежало представление о том, что процессы производства, распределения и потребления богатства определяются объективными экономическими законами. Классическая школа исследовала механизм воспроизводства, денежное обращение и кредит, государственные финансы, разрабатывала трудовую теорию стоимости. Выступала за экономическую свободу, ограничение вмешательства государства в экономику. Оказала значительное влияние на развитие экономической науки.

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА

ведущее направление в науке уголовного права 18-19 вв. Представители классической школы уголовного права (Ч. Беккариа, А. Фейербах и др.) выдвинули ряд прогрессивных принципов уголовного права, сохранивших свое значение до современной эпохи (нет преступления без указания о том в законе, соразмерность наказания, равенство наказаний для всех, презумпция невиновности и др.). В России на позициях этой школы стояли З. А. Горюшкин, А. П. Куницын, В. Д. Спасович и др.

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Европейский классический танец сформировался в 16-17 вв.

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика. Возникло в Зап. Европе в эпоху Возрождения. В 19 в. учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи, и пр.) были основным типом средней школы, готовившей к поступлению в университет (см. также Реальное образование). В ряде стран классическое образование сохраняется как одно из альтернативных направлений учебы в средней школе.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz