|
|
Главная >
Энциклопедия >
К > Термины
КОНФЛИКТ (от лат. conflictus - столкновение)столкновение сторон, мнений, сил.КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (коллизия художественная)противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. Непосредственно раскрывается в сюжете, а также в композиции. Обычно составляет ядро темы и проблематики, а характер его разрешения - один из определяющих факторов художественной идеи. Будучи основой (и "энергией") развивающегося действия, конфликт художественный по его ходу трансформируется в направлении кульминации и развязки и, как правило, находит в них свое сюжетное разрешение.КОНФОРМАЦИИ (от лат. conformatio - форма, расположение)различные пространственные формы, принимаемые молекулами в результате свободного вращения отдельных фрагментов вокруг простых связей, изгиба связей и др. Соединения, отличающиеся только конформацией, называются поворотными изомерами (конформерами); последние в обычных условиях легко переходят друг в друга и поэтому их, как правило, разделить нельзя.КОНФОРМИЗМ (от позднелат. conformis - подобный, сообразный)приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.КОНФОРМИСТЫ (англ. conformist, букв. - согласный)распространенное название сторонников государственной англиканской церкви в Англии.КОНФОРМНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ (от позднелат. conformis - подобный)отображение одной поверхности на другую, при котором две любые кривые, пересекающиеся под некоторым углом на первой поверхности, преобразуются в кривые, пересекающиеся под тем же углом на второй поверхности. Простейший пример конформного отображения - подобие.КОНФОРМНОСТЬв психологии - усвоение индивидом определенных групповых норм, привычек, ценностей; необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы.КОНФОРМНЫЕ ПРОЕКЦИИто же, что равноугольные проекции.КОНФРОНТАЦИЯ (франц. confrontation)противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений (напр., политика конфронтации, военная конфронтация, конфронтация взглядов).КОНФУЦИАНСТВОэтико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. до н. э. и до Синьхайской революции 1911-1913 конфуцианство являлось официальной государственной идеологией. См. также Неоконфуцианство.КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.)древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения").КОНФУЦИЙ (латинизированная форма от кит. Кун Фу-цзы - учитель Кун), Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжун-ни [552/551, Цзоу в царстве Лу (современный город Цюйфу провинции Шаньдун) - 479 до н. э., там же]древнекитайский мыслитель. Жизнь Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать - когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этикополитического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока книг "Ши цзин" и "Шу цзин", ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов - "Лунь юй" (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства). Учение Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: "Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее" (Лунь юй, 7. 1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: "О как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна" (Лунь юй, 7. 5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип "человечности"), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип "справедливости"). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность"). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед "ритуалом" (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: "Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном" (Лунь юй, 12. 11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого "благородного мужа" (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений. Культ Конфуция. Конфуцианство Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: "Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?" (Лунь юй, 11. 11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как "наука" вообще, а конфуцианцы - "жу", т.е. просто как "ученые", "образованные"). Уже первый император ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу Конфуция на его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. В 267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь Конфуция. В начале 20 в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом. Литература: Малявин В. В. Конфуций. М., 1992. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993. Демененко И. И. Конфуций. М., 1995. Г. А. Ткаченко.КОНФЬЯН (Confiant) Рафаэль (р. 1951)мартиникский писатель. Пишет на французском языке. Автор романов "Негр и Адмирал" (1988), "Аллея Вздохов" (1994), "Богоматерь великого возвращения" (1996).КОНХА (от греч. konche - раковина)полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических в плане частей (апсид, ниш и др.) зданий.КОНХИОЛОГИЯ (конхилиология) (от греч. konche, konchylion - раковина и... логия)раздел зоологии, изучающий раковины (главным образом моллюсков).КОНХОБАРв ирландской мифологии легендарный король племени уладов, правивший в крепости Эмайн Маха; время правления Конхобара было ознаменовано изобилием, процветанием и миром. Дядя Кухулина.КОНХОИДА Никомеда (от греч. konchoeides - похожий на раковину)алгебраическая кривая 4-го порядка; множество точек М и М, получающееся при увеличении или уменьшении каждого радиус-вектора точек данной прямой х = а на одну и ту же величину d. Рассмотрена древнегреческим геометром Никомедом (3-2 вв. до н. э.) КОНЦЕВОЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ (конечный выключатель) аппарат, размыкающий или переключающий электрическую цепь питания какой-либо машины или механизма, когда их подвижные части достигают крайнего положения.КОНЦЕВЫЕ МЕРЫ плоскопараллельныемеры длины, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда или цилиндра с 2 плоскими параллельными измерительными поверхностями. Для получения требуемых размеров составляют блоки из нескольких "притертых" одна к другой концевых мер.КОНЦЕНТРАТ (от новолат. concentratus - сосредоточенный, концентрированный)1) в пищевой промышленности обезвоженные прессованные пищевые продукты и полуфабрикаты, удобные для хранения и быстрого приготовления пищи. 2) В сельском хозяйстве концентраты (концентрированные корма) - корма (зерновые, комбикорм, жмых, шрот, отруби и др.) с высоким содержанием питательных веществ. Входят в состав рационов всех видов сельскохозяйственных животных. 3) Концентрат, в горном деле - продукт обогащения полезных ископаемых, в котором содержание ценных минералов выше, чем в исходном сырье.КОНЦЕНТРАТОР АКУСТИЧЕСКИЙ (ультразвуковой)устройство для увеличения интенсивности звука. Бывают фокусирующие и волноводные концентраторы акустические. |