российский художник, критик и теоретик искусства. Один из самых значительных мастеров русского реализма 19 в. Родился в бедной мещанской семье. Ранняя карьера Крамского сложилась "многопрофильно" - типично для интеллигентаразночинца: был канцеляристом-переписчиком, подмастерьем у иконописца, работал ретушером у странствующего фотографа. Учился в Академии художеств (1857-63). Жил и работал в Петербурге. Начало пути в искусстве Завоевав высокий авторитет уже в молодые годы, стал инициатором так называемого "бунта четырнадцати" (вспыхнувшего как утверждение права учеников самим выбирать свои сюжеты, отказываясь от навязанных извне идеалистическиотвлеченных программ), а также организатором Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным, В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др.) писал о необходимости правдивого и ответственного искусства, которое создается "не краской и кистями, а нервами" (сам Крамской о Д. Веласкесе; из письма Стасову, 1876); при этом мерилом таланта у него служит "тенденциозность", то есть умение испытывать "любовь и ненависть" к действительности (из письма к Суворину, 1885). Идеи жизненной, причем "тенденциозной" активности искусства, в той же мере отражающего, сколь и преображающего косный, фальшивый мир, сближали позиции Крамского с эстетикой революционных демократов типа Н. Г. Чернышевского. Портреты Крамской проявил себя прежде всего как замечательный портретист. Начиная с автопортрета 1867 года он утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности; при этом образы (Л. Н. Толстого, 1873; П. М. Третьякова, 1876; Н. А. Некрасова "в период "Последних песен" (1877-78); живописца А. Д. Литовченко (1878); М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879); все - Третьяковская галерея; И. И. Шишкина (1880); В. С. Соловьева, 1885; оба - Русский музей) не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. Та же мягкая живописность, четкая ясность пластической композиции выделяет и крестьянские образы Крамского ["Полесовщик", 1874, там же; "Крестьянин с уздечкой" ("Мина Моисеев"), 1883, Киевский музей русского искусства], которые по-своему значительны и внутренневеличавы. Мастер часто применял в портретах (напр., художника Ф. А. Васильева, 1871, Третьяковская галерея) монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов. Сюжетная живопись Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна Крамского. Наряду с Н. Ге он выступил как реформатор религиозной картины, придавая ей актуальнополитическое звучание. Его "Христос в пустыне" (1872, там же) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора. Тяжелая дума цепенеет, застывая на грани отчаяния в последнем большом замысле художника - неоконченной картине "Хохот" ("Радуйся, царю Иудейский", Русский музей), с тупой и самодовольной толпой стражников и фарисеев, осмеивающей Христа. Все творчество мастера пронизывает тяга к картине-символу, воплощающему "вечные темы" - такие, как чудо потустороннего мира ("Русалки" по мотивам повести Н. В. Гоголя "Майская ночь", 1871), упадок и бренность (оставшийся неоконченным "Осмотр старого дома", 1873), смерть ("Неутешное горе", 1884; все - Третьяковская галерея). В таинственные олицетворения женского начала порой превращаются его портреты (Е. А. Третьяковой в "Лунной ночи", 1880, или "Неизвестной", 1883; оба - там же). Во всех этих вещах мастер выступает как непосредственный предшественник символизма. Работал и как педагог (преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863-68), - самым знаменитым его учеником стал И. Е. Репин. Сочинения: Письма. Статьи. М., 1965-66. Т. 1-2. Литература Порудоминский В. И. И. Н. Крамской. М., 1974. Курочкина Т. И. И. Н. Крамской. М., 1980. И. Н. Крамской. 1837-1887: Выставка произведений к 150-летию со дня рождения. М., 1988. М. Н. Соколов.
финский поэт. Стихи и баллады о Дубинной войне (сборник "Стихотворения", 1878).
бытовое название трубопроводного вентиля.

прибор на локомотиве для управления (вручную или автоматически) тормозами подвижного железнодорожного состава.
в греческой мифологии один из первых царей Аттики, при котором произошел потоп. По имени умершей дочери Аттиды назвал свою страну Аттикой.
немецкий живописец и график. Ранние произведения (портрет И. Куспиниана, 1502-03; "Отдых на пути в Египет", 1504) отличаются свежестью реалистических образов, поэтичностью пейзажей. Позже сочетал художественные принципы Возрождения с элементами готической традиции и чертами манерности ("Источник молодости", 1546).
разновидность подъемного крана мостового типа, у которого таль с ручным или электрическим приводом передвигается по ездовой балке с колесами. Грузоподъемность до 5 т. Кранбалка на судах (т. н. катабалка) - простейший подъемный поворотный кран для подъема становых (носовых) якорей.
русская поэтесса. В 1915-35 жена А. Н. Толстого. В лирике (сборники "Стихотворения", 1913 и 1919, "От лукавого", 1922; "Вечерний свет", опубликован в 1972; "Дорога", опубликован в 1985), отмеченной строгостью и простотой формы, изяществом слога, - обнаженная искренность чувств, философические раздумья. Воспоминания. Стихи для детей.
приспособление (деревянный брус, старая автомобильная покрышка и пр.) для смягчения ударов бортов судна о причал или другое судно.
словенский писатель. Социально-психологические романы; трилогия "Повести о власти" (1950-1956) - из жизни словенской деревни в 50-х гг. 20 в.; в тетралогии "За светлыми горизонтами" (1960-63) - события партизанской борьбы; автобиографический роман "Родня мне рассказывала" (1975).
черепной, относящийся к черепу, расположенный по продольной оси тела животного в направлении к голове. Ср. Каудальный.
в антропологии изучение вариаций размеров и формы черепа и его отдельных частей при посредстве получения контуров и рисунков черепа (краниография), измерений черепа антропологическими инструментами (краниометрия), описания особенностей деталей и строения черепа (краниоскопия). Используется в палеоантропологии и расоведении.
английский артист балета и балетмейстер. С 1946 работал в Королевском балете Великобритании. В 1961-73 возглавлял Штутгартский балет (ФРГ), где осуществил постановки, принесшие ему мировую известность: "Онегин" на музыку П. И. Чайковского (1965), "Укрощение строптивой" К. Х. Штольце по мотивам музыки Д. Скарлатти (1969) и др.
деятель английской Реформации. С 1533 архиепископ Кентерберийский. Содействовал установлению верховенства короля Генриха VIII в церковных делах (1534). После восстановления католицизма при Марии Тюдор (1533) сожжен как еретик.
простейший подъемный кран, у которого треугольный кронштейн-укосина с блоками закрепляется на колонне, стене и т.п. Через блоки пропускается канат подъемной лебедки. Грузоподъемность до 5 т.
грузоподъемный кран со сменным оборудованием для штабелирования грузов (пакетов, тюков, лесоматериалов и др.). Грузоподъемность до 6 т, высота подъема до 10 м.
хорватский поэт. Сборники "Избранные стихи" (1898), "Терзания" (1902), "Стихотворения" (1908) социальной и гражданской направленности.
род трав семейства крапивных. Стебли и листья покрыты жгучими волосками. 40-50 видов, преимущественно в умеренных поясах Северного и (реже) Южного полушарий. Широко распространена многолетняя крапива двудомная и однолетняя крапива жгучая. Листья богаты витаминами. Молодые побеги крапивы употребляют для супов и салатов, на корм домашнему скоту и птице. Лекарственное растение.
народный писатель Белоруссии (1956), академик (1950) и вице-президент (в 1956-82) АН Белоруссии, Герой Социалистического Труда (1975). Басни, фельетоны, рассказы, работы по белорусской лингвогеографии. Комедии "Кто смеется последним" (1939), "Поют жаворонки" (1950), "Врата бессмертия" (1973) и др. Государственная премия СССР (1941, 1951, 1971).
птица отряда воробьиных. Длина до 12 см. Единственная из птиц американского происхождения, заселившая почти всю Палеарктику. Обитает в лесной зоне и в горах (отсутствует в Западной и Центральной Сибири). Песня - громкие трели.