|
|
Главная >
Энциклопедия >
К > Термины
КРАМСКОЙ Иван Николаевич [27 мая (8 июня) 1837, Острогожск, ныне в Воронежской области - 24 марта (5 апреля) 1887, Санкт-Петербург]российский художник, критик и теоретик искусства. Один из самых значительных мастеров русского реализма 19 в. Родился в бедной мещанской семье. Ранняя карьера Крамского сложилась "многопрофильно" - типично для интеллигентаразночинца: был канцеляристом-переписчиком, подмастерьем у иконописца, работал ретушером у странствующего фотографа. Учился в Академии художеств (1857-63). Жил и работал в Петербурге. Начало пути в искусстве Завоевав высокий авторитет уже в молодые годы, стал инициатором так называемого "бунта четырнадцати" (вспыхнувшего как утверждение права учеников самим выбирать свои сюжеты, отказываясь от навязанных извне идеалистическиотвлеченных программ), а также организатором Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным, В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др.) писал о необходимости правдивого и ответственного искусства, которое создается "не краской и кистями, а нервами" (сам Крамской о Д. Веласкесе; из письма Стасову, 1876); при этом мерилом таланта у него служит "тенденциозность", то есть умение испытывать "любовь и ненависть" к действительности (из письма к Суворину, 1885). Идеи жизненной, причем "тенденциозной" активности искусства, в той же мере отражающего, сколь и преображающего косный, фальшивый мир, сближали позиции Крамского с эстетикой революционных демократов типа Н. Г. Чернышевского. Портреты Крамской проявил себя прежде всего как замечательный портретист. Начиная с автопортрета 1867 года он утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности; при этом образы (Л. Н. Толстого, 1873; П. М. Третьякова, 1876; Н. А. Некрасова "в период "Последних песен" (1877-78); живописца А. Д. Литовченко (1878); М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879); все - Третьяковская галерея; И. И. Шишкина (1880); В. С. Соловьева, 1885; оба - Русский музей) не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. Та же мягкая живописность, четкая ясность пластической композиции выделяет и крестьянские образы Крамского ["Полесовщик", 1874, там же; "Крестьянин с уздечкой" ("Мина Моисеев"), 1883, Киевский музей русского искусства], которые по-своему значительны и внутренневеличавы. Мастер часто применял в портретах (напр., художника Ф. А. Васильева, 1871, Третьяковская галерея) монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов. Сюжетная живопись Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна Крамского. Наряду с Н. Ге он выступил как реформатор религиозной картины, придавая ей актуальнополитическое звучание. Его "Христос в пустыне" (1872, там же) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора. Тяжелая дума цепенеет, застывая на грани отчаяния в последнем большом замысле художника - неоконченной картине "Хохот" ("Радуйся, царю Иудейский", Русский музей), с тупой и самодовольной толпой стражников и фарисеев, осмеивающей Христа. Все творчество мастера пронизывает тяга к картине-символу, воплощающему "вечные темы" - такие, как чудо потустороннего мира ("Русалки" по мотивам повести Н. В. Гоголя "Майская ночь", 1871), упадок и бренность (оставшийся неоконченным "Осмотр старого дома", 1873), смерть ("Неутешное горе", 1884; все - Третьяковская галерея). В таинственные олицетворения женского начала порой превращаются его портреты (Е. А. Третьяковой в "Лунной ночи", 1880, или "Неизвестной", 1883; оба - там же). Во всех этих вещах мастер выступает как непосредственный предшественник символизма. Работал и как педагог (преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863-68), - самым знаменитым его учеником стал И. Е. Репин. Сочинения: Письма. Статьи. М., 1965-66. Т. 1-2. Литература Порудоминский В. И. И. Н. Крамской. М., 1974. Курочкина Т. И. И. Н. Крамской. М., 1980. И. Н. Крамской. 1837-1887: Выставка произведений к 150-летию со дня рождения. М., 1988. М. Н. Соколов.КРАМСУ (Kramsu) Карло Роберт (1855-95)финский поэт. Стихи и баллады о Дубинной войне (сборник "Стихотворения", 1878).КРАН (от голл. kraan)бытовое название трубопроводного вентиля.КРАН МАШИНИСТАприбор на локомотиве для управления (вручную или автоматически) тормозами подвижного железнодорожного состава.КРАНАЙв греческой мифологии один из первых царей Аттики, при котором произошел потоп. По имени умершей дочери Аттиды назвал свою страну Аттикой.КРАНАХ (Cranach) Лукас Старший (1472-1553)немецкий живописец и график. Ранние произведения (портрет И. Куспиниана, 1502-03; "Отдых на пути в Египет", 1504) отличаются свежестью реалистических образов, поэтичностью пейзажей. Позже сочетал художественные принципы Возрождения с элементами готической традиции и чертами манерности ("Источник молодости", 1546).КРАН-БАЛКА (от голл. kraanbalk)разновидность подъемного крана мостового типа, у которого таль с ручным или электрическим приводом передвигается по ездовой балке с колесами. Грузоподъемность до 5 т. Кранбалка на судах (т. н. катабалка) - простейший подъемный поворотный кран для подъема становых (носовых) якорей.КРАНДИЕВСКАЯ-ТОЛСТАЯ Наталия Васильевна (1888-1963)русская поэтесса. В 1915-35 жена А. Н. Толстого. В лирике (сборники "Стихотворения", 1913 и 1919, "От лукавого", 1922; "Вечерний свет", опубликован в 1972; "Дорога", опубликован в 1985), отмеченной строгостью и простотой формы, изяществом слога, - обнаженная искренность чувств, философические раздумья. Воспоминания. Стихи для детей.КРАНЕЦ (от голл. krans)приспособление (деревянный брус, старая автомобильная покрышка и пр.) для смягчения ударов бортов судна о причал или другое судно.КРАНЕЦ (Kranjec) Мишко (1908-83)словенский писатель. Социально-психологические романы; трилогия "Повести о власти" (1950-1956) - из жизни словенской деревни в 50-х гг. 20 в.; в тетралогии "За светлыми горизонтами" (1960-63) - события партизанской борьбы; автобиографический роман "Родня мне рассказывала" (1975).КРАНИАЛЬНЫЙ (от греч. kranion - череп)черепной, относящийся к черепу, расположенный по продольной оси тела животного в направлении к голове. Ср. Каудальный.КРАНИОЛОГИЯ (от греч. kranion - череп и... логия)в антропологии изучение вариаций размеров и формы черепа и его отдельных частей при посредстве получения контуров и рисунков черепа (краниография), измерений черепа антропологическими инструментами (краниометрия), описания особенностей деталей и строения черепа (краниоскопия). Используется в палеоантропологии и расоведении.КРАНКО (Cranko) Джон (1927-73)английский артист балета и балетмейстер. С 1946 работал в Королевском балете Великобритании. В 1961-73 возглавлял Штутгартский балет (ФРГ), где осуществил постановки, принесшие ему мировую известность: "Онегин" на музыку П. И. Чайковского (1965), "Укрощение строптивой" К. Х. Штольце по мотивам музыки Д. Скарлатти (1969) и др.КРАНМЕР (Cranmer) Томас (1489-1556)деятель английской Реформации. С 1533 архиепископ Кентерберийский. Содействовал установлению верховенства короля Генриха VIII в церковных делах (1534). После восстановления католицизма при Марии Тюдор (1533) сожжен как еретик.КРАН-УКОСИНАпростейший подъемный кран, у которого треугольный кронштейн-укосина с блоками закрепляется на колонне, стене и т.п. Через блоки пропускается канат подъемной лебедки. Грузоподъемность до 5 т.КРАН-ШТАБЕЛЕРгрузоподъемный кран со сменным оборудованием для штабелирования грузов (пакетов, тюков, лесоматериалов и др.). Грузоподъемность до 6 т, высота подъема до 10 м.КРАНЬЧЕВИЧ (Kranjcevic) Сильвие Страхимир (1865-1908)хорватский поэт. Сборники "Избранные стихи" (1898), "Терзания" (1902), "Стихотворения" (1908) социальной и гражданской направленности.КРАПИВАрод трав семейства крапивных. Стебли и листья покрыты жгучими волосками. 40-50 видов, преимущественно в умеренных поясах Северного и (реже) Южного полушарий. Широко распространена многолетняя крапива двудомная и однолетняя крапива жгучая. Листья богаты витаминами. Молодые побеги крапивы употребляют для супов и салатов, на корм домашнему скоту и птице. Лекарственное растение.КРАПИВА Кондрат (наст. имя и фам. Кондрат Кондратьевич Атрахович) (1896-1991)народный писатель Белоруссии (1956), академик (1950) и вице-президент (в 1956-82) АН Белоруссии, Герой Социалистического Труда (1975). Басни, фельетоны, рассказы, работы по белорусской лингвогеографии. Комедии "Кто смеется последним" (1939), "Поют жаворонки" (1950), "Врата бессмертия" (1973) и др. Государственная премия СССР (1941, 1951, 1971).КРАПИВНИКптица отряда воробьиных. Длина до 12 см. Единственная из птиц американского происхождения, заселившая почти всю Палеарктику. Обитает в лесной зоне и в горах (отсутствует в Западной и Центральной Сибири). Песня - громкие трели. |