Энциклопедический словарь
 
 

Л






Главная > Энциклопедия > Л > Термины

ЛЕНЧ (псевд.; наст. фам. Попов) Леонид Сергеевич (1905-91)

русский писатель. Юмористические и сатирические рассказы, комедии, фельетоны (сборник "Душеспасительная беседа", 1979).

ЛЕО (наст. фам. Бабаханян) Аракел Григорьевич (1860-1932)

армянский историк, писатель. Картины разорения армянской деревни, борьба против турецкой тирании - в повестях "Странник" (1887), "Пропавшие" (1899), "Вардананк" (1917). Труды по истории Армении и ее культуры.

ЛЕОБЕН (Leoben)

город на юго-востоке Австрии, на р. Мур, земля Штирия. Св. 30 тыс. жителей (1989). Крупный металлургический комбинат (городской район Донавиц); машиностроительная, деревообрабатывающая, швейная, пищевая промышленность. Архитектурные памятники 18 в.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

ЛЕОВА (Leova) (Леово)

город (с 1940) в Республике Молдавии, в 22 км от ж. -д. ст. Яргара. 12,2 тыс. жителей (1991). Пищевкусовая промышленность, производство ковров. Ист. -краеведч. музей.

ЛЕОДР

в древнерусском счете 1 млн.

ЛЕОН

город в Испании, административный центр авт. обл. Кастилия-Леон. 138 тыс. жителей (1990). Добыча угля. Машиностроение, химическая, фармацевтическая, пищевая промышленность. Провинциальный музей. Основан римлянами. В 10-13 вв. столица королевства Леонид. Собор (13 в.), церковь Сан-Исидоро (11-12 вв.), монастырь Сан-Маркос (16 в.).

ЛЕОН

город на западе Никарагуа, административный центр деп. Леон. 101 тыс. жителей (1985). Пищевая, кожевенно-обувная, мебельная промышленность. Университет. Леон основан в 1524. Церкви 16 - нач. 19 вв.

ЛЕОН

город в Центр. Мексике. 872 тыс. жителей (1990). Главный центр кожевенно-обувной промышленности страны. Пищевкусовая, текстильная, металлообрабатывающая, химическая, целлюлозно-бумажная, мебельная, стекольная промышленность. Осн. в 1576.

ЛЕОН

королевство 10-13 вв. на северо-западе Пиренейского п-ова; образовалось в 909-910. В 914 в состав Леона вошла Галисия. В 924 Леон и Астурия объединились в единое королевство Леон со столицей в г. Леонид. В 1035 от Леона отошла Кастилия, став самостоятельным королевством. В 1037-65, 1072-1157 Леон и Кастилия были объединены в единое королевство (Кастилия, или Кастилия и Леон); окончательное их объединение произошло в 1230.

ЛЕОН (Leon) Луис Понсе де (1527-91)

испанский религиозный мыслитель и писатель-мистик. Монах ордена августинцев, биограф св. Терезы Авильской, переводчик и комментатор античных авторов, библейских книг, стихов Петрарки. Преследовался инквизицией. Трактаты "Об именах Христа", "Совершенная жена" (оба 1583), духовные оды и сатиры (изданы Ф. Кеведо-и-Вильегасом в 1631), поэтические переложения Псалтыри, Песни Песней, Книги Иова.

ЛЕОНАР (18 в.)

французский парикмахер, придворный "куафер" королевы Марии Антуанетты. Автор прически, украшенной моделью фрегата (в России известна под названием "прическа с корабликом"), и механического устройства, позволявшего "сжимать" и "разжимать" прическу для того, чтобы дама могла легко входить в карету.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (1452-1519)

итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи "Тайная вечеря" (1495-97, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы (т. н. "Джоконда", ок. 1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, ок. 7 тыс. листов).

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (15 апреля 1452, Винчи близ Флоренции - 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция)

итальянский художник, ученый, инженер и философ. Родился в семье богатого нотариуса. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467-72). Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо. В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение", около 1474, оба в Уффици, "Мадонна Бенуа", около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой. В "Поклонении волхвов" (1481-82, не закончена; подмалевок - в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств. Свыше 10 лет он работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную величину не сохранилась (разрушена при взятии Милана французами в 1500) и известна лишь по подготовительным наброскам. "Мадонна в скалах" На этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В "Мадонне в скалах" (1483-94, Лувр; второй вариант - 1487-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень ("сфумато") предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане. "Тайная вечеря" В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись "Тайная вечеря" (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали "Тайную вечерю" одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства. Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного храма. Последующие годы мастер проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-02, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507-13; Рим - 1513-16). С 1517 живет во Франции, куда был приглашен королем Франциском I. "Битва при Ангьяри". Джоконда (Портрет Моны Лизы) Во Флоренции Леонардо работает над росписью в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503-06; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона, а также по недавно обнаруженному эскизу - частное собрание, Япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схватке всадников. В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой "Джоконды", около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке. Поздние картины К поздним произведениям Леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12), роспись "Св. Анна с Марией и младенцем Христом" (ок. 1500-07, Лувр). В последней как бы подводится итог его поискам в области световоздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции; вместе с тем это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей, спаянных семейной близостью, представлена на краю пропасти. Последняя картина Леонардо, "Св. Иоанн Креститель" (около 1515-17, там же) полна эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (т. н. цикл с "Потопом", итальянский карандаш, перо, около 1514-16, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими, предвосхищающими "вихревую" космологию Р. Декарта представлениями о цикличности природных процессов. "Трактат о живописи" Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. "Трактат о живописи", подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. Для самого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени. "Живопись, - пишет Леонардо, - наука и законная дочь природы..., родственница Бога". Изучая природу, совершенный художникестествоиспытатель тем самым познает "божественный ум", скрытый под внешним обликом натуры. Вовлекаясь в творческое соревнование с этим божественно-разумным началом, художник тем самым утверждает свое подобие верховному Творцу. Поскольку он "имеет сначала в душе, а затем в руках" "все, что существует во вселенной", он тоже есть "некий бог". Леонардо - ученый. Технические проекты Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее "раем математических наук" и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта. Оптика Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для него с представлением об однородности Вселенной. Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю "точкой в мироздании". Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения. Анатомия, ботаника, палеонтология В анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец "природной механики". Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о "всемирном потопе". Явив собою идеал ренессансного "универсального человека", Леонардо да Винчи осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет Леонардо создан Д. С. Мережковским в романе "Воскрешенные боги" (1899-1900).

ЛЕОНАРДО ПИЗАНСКИЙ (Leonardo Pisano) (Фибоначчи, Fibonacci) (1180-1240)

итальянский математик. В основном труде "Книга абака" (1202) первым систематически изложил достижения арабской математики, чем способствовал знакомству с ними в Зап. Европе.

ЛЕОНЕ (Leone) Серджо (1921-89)

итальянский кинорежиссер и сценарист. Получил известность как родоначальник т.н. "спагетти-вестерна", т.е. фильмов в традиционном голливудском жанре, снимавшихся в Европе (трилогия "За пригоршню долларов", 1964; "За несколько лишних долларов", 1965 и "Хороший, плохой, злой", 1966). В 1984 снял в Голливуде гангстерскую сагу "Однажды в Америке".

ЛЕОНИД (508/507-480 до н. э.)

спартанский царь с 488. В греко-персидских войнах в 480 возглавил греческое войско против персидского царя Ксеркса. Погиб в сражении у Фермопил, прикрывая с небольшим отрядом спартанцев отступление греческого войска. В античных преданиях Леонид - образец патриота и воина.

ЛЕОНИД

в миру Лев Александрович Кавелин (1822-91), русский духовный писатель, архимандрит; наместник Троице-Сергиевой лавры. Составил ряд каталогов и описаний старопечатных книг и рукописей.

ЛЕОНИД Коринфский (ум. 251 или 258)

христианский мученик, пострадавший в Коринфе в гонение императора Деция; ученик Кодрата. Память в Православной церкви 10 (23) марта и 16 (29) апреля.

ЛЕОНИДЗЕ Георг Николаевич (1899-1966)

грузинский поэт, народный поэт Грузинской ССР (1959), академик АН Грузии (1944). Поэмы "Самгори" (1950), "Портохала" (1951), лирика. Сборник "Волшебное дерево. Воспоминания" (1962). Государственная премия СССР (1941, 1950, 1952).

ЛЕОНИДОВ Иван Ильич (1902-59)

российский архитектор. Представитель конструктивизма, разрабатывал формы, отвечающие социальным задачам архитектуры (неосуществленные проекты Института библиотековедения им. Ленина, 1927, дома Центросоюза, 1928, - в Москве; поселка нового типа при Магнитогорском горно-металлургическом комбинате, 1930).

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz