Энциклопедический словарь
 
 

М






Главная > Энциклопедия > М > Термины

МИКЕЛАДЗЕ Евгений Семенович (1903-37)

грузинский дирижер, педагог, заслуженный деятель искусств Грузии (1936). С 1933 главный дирижер Грузинского театра оперы и балета. Выступал в симфонических концертах. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564)

итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях ("Оплакивание Христа", ок. 1497-98; "Давид", 1501-04; картон "Битва при Кашине", 1504-06). Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12), статуя "Моисей" (1515-16) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520-34), во фреске "Страшный суд" (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах "Оплакивания Христа" (ок. 1550-55) и др. В архитектуре Микеланджело господствуют пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции, 1523-34). С 1546 руководил строительством собора св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.

МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475, Капрезе - 1564, Рим)

итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, один из ведущих мастеров Высокого Возрождения. Юность. Годы учения Первоначальное образование получил в латинской школе во Флоренции. Учился живописи у Гирландайо, скульптуре у Бертольдо ди Джованни в основанной Лоренцо Медичи художественной школе в Садах Медичи. Копировал фрески Джотто и Мазаччо, изучал скульптуру Донателло, а в 1494 в Болонье познакомился с работами Якопо делла Кверча. В доме Лоренцо, где Микеланджело прожил два года, он познакомился с философией неоплатонизма, оказавшей в дальнейшем сильное влияние на его миропонимание и творчество. Тяготение к монументальной укрупненности форм сказалось уже в первых его работах - рельефах "Мадонна у лестницы" (ок. 1491, Каза Буонарроти, Флоренция) и "Битва кентавров" (ок. 1492, там же). Первый римский период (1496-1501) В Риме Микеланджело продолжил начатое в Садах Медичи изучение античной скульптуры, ставшей одним из источников его богатой пластики. К первому римскому периоду относятся антикизированная статуя Вакха (ок. 1496, Национальный музей, Флоренция) и скульптурная группа "Пьета" (ок. 1498-99), свидетельствующая о начале творческой зрелости мастера. Флорентийский период (1501-06). Статуя Давида Вернувшись в 1501 во Флоренцию, Микеланджело получил от правительства республики заказ на создание 5,5-метровой статуи Давида (1501-04, Академия, Флоренция). Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (ныне заменена копией), она должна была стать символом свободы республики. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера 15 в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita - устрашающая). Одновременно в 1501-05 Микеланджело работал над другим заказом правительства - картоном к фреске "Битва при Кашине", которая вместе с росписью Леонардо да Винчи "Битва при Ангьяри" должна была украсить зал Палаццо Веккио. Росписи не были осуществлены, однако сохранилась зарисовка картона Микеланджело, предвещающая динамикой поз и жестов росписи Сикстинского плафона. Второй римский период (1505-16) В 1505 папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, поручив ему работу над своим надгробием. Проект Микеланджело предусматривал создание, в отличие от традиционных для Италии этого времени пристенных надгробий, величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуями больше человеческого роста. Быстрое охлаждение Юлия II к этому замыслу и прекращение финансирования работ вызвало ссору мастера с папой и демонстративный отъезд Микеланджело во Флоренцию в марте 1506. В Рим он вернулся только в 1508, получив от Юлия II заказ на роспись Сикстинской капеллы. Росписи Сикстинской капеллы. Фрески Сикстинского плафона (1508-12) - самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей, до сих пор вызывающую различные толкования. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40,93 х 13,41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия - от "Сотворения мира" до "Всемирного потопа", 12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл "Предки Христа" в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темы чудесного избавления иудейского народа. Десятки величественных персонажей, населяющих этот грандиозный универсум, наделенные титаническим обликом и колоссальной духовной энергией, являют необыкновенное богатство сложнейших, пронизанных мощным движением жестов, поз, контрапостов, ракурсов. Надгробие папы Юлия IIПосле смерти Юлия II (1513) Микеланджело снова приступает к работе над его надгробием, создает в 1513-16 три статуи - "Умирающий раб", "Восставший раб" (оба в Лувре) и "Моисей". Первоначальный проект, неоднократно пересматривавшийся наследниками Юлия II, не был осуществлен. Согласно шестому по счету договору, заключенному с ними, в 1545 в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи было установлено двухъярусное пристенное надгробие, включившее "Моисея" и 6 статуй, выполненных в начале 1540-х гг. в мастерской Микеланджело. Четыре незаконченные статуи "Рабов" (ок. 1520-36, Академия, Флоренция), первоначально предназначавшиеся для надгробия, дают представление о творческом методе Микеланджело. В отличие от современных ему скульпторов он обрабатывал глыбу мрамора не со всех сторон, а только с одной, как бы извлекая фигуры из толщи камня; в своих стихах он неоднократно говорит о том, что скульптор лишь высвобождает изначально скрытый в камне образ. Представленные в напряженнодраматических позах "Рабы" как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы. Капелла Медичи. В 1516 папа Лев X Медичи поручил Микеланджело разработать проект фасада церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, построенной в 15 в. Брунеллески. Микеланджело хотел сделать фасад этой приходской церкви рода Медичи "зеркалом всей Италии", но работы были прекращены из-за недостатка средств. В 1520 кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII, поручил Микеланджело превратить Новую сакристию церкви Сан-Лоренцо в грандиозную усыпальницу рода Медичи. Работа над этим проектом, прерванная восстанием против Медичи 1527-30 (Микеланджело был одним из руководителей трехлетней обороны осажденной Флоренции), не была завершена к моменту отъезда Микеланджело в Рим в 1534; выполненные им статуи были установлены только в 1546. Капелла Медичи - сложный архитектурно-скульптурный ансамбль, образное содержание которого породило различные толкования. Статуи герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи, сидящих в неглубоких нишах на фоне архитектурной антикизированной декорации и облаченных в доспехи римских императоров, лишены портретного сходства и, возможно, символизируют Жизнь деятельную и Жизнь созерцательную. С графически легкими очертаниями саркофага контрастирует пластическая мощь огромных статуй Дня и Ночи, Утра и Вечера, лежащих на покатых крышках саркофага в мучительно-неудобных позах, как бы готовых соскользнуть с них. Драматический пафос этих образов Микеланджело выразил в четверостишии, написанном им как бы от имени Ночи: Мне сладко спать, а пуще - камнем быть,Когда кругом позор и преступленье: Не чувствовать, не видеть - облегченье. Умолкни ж, друг, к чему меня будить? (Пер. А. Эфроса)Библиотека Лауренциана. В годы работы во Флоренции в 1520-34 сложился стиль Микеланджело-архитектора, отличающийся повышенной пластичностью и живописным богатством. Смело и неожиданно решена лестница библиотеки Лауренциана (проект ок. 1523-34, осуществлен уже после отъезда Микеланджело в Рим). Монументальная мраморная лестница, почти целиком заполняя обширный вестибюль, начинаясь прямо у порога расположенного на втором этаже читального зала, как бы вытекает из дверного проема узким маршем крутых ступеней и, стремительно расширяясь, образуя три рукава, столь же круто спускается вниз; динамический ритм больших мраморных ступеней, направленный навстречу поднимающимся в зал, воспринимается как некая сила, требующая преодоления. Третий римский период. "Страшный суд"Переезд Микеланджело в Рим в 1534 открывает последний, драматический период его творчества, совпавший с общим кризисом флорентийско-римского Возрождения. Микеланджело сближается с кружком поэтессы Виттории Колонна; идеи религиозного обновления, волновавшие участников этого кружка, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение этих лет. В колоссальной (17 х 13,3 м) фреске "Страшный Суд" (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело отступает от традиционной иконографии, изображая не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселенную. Если в Сикстинском плафоне источником движения были титанические человеческие фигуры, то теперь их увлекает, словно вихрь, внешняя, превосходящая их сила; персонажи утрачивают свою красоту, их титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающими гармонию линий; полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны; увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников. По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. собирался сбить фреску, но вместо этого художнику Даниэле да Вольтерра было поручено "одеть" святых или прикрыть набедренными повязками их наготу (эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993). Трагическим пафосом проникнуты и последние живописные работы Микеланджело - фрески "Распятие апостола Петра" и "Падение Савла" (1542-50, капелла Паолина, Ватикан). В целом поздняя живопись Микеланджело оказала определяющее влияние на формирование маньеризма. Поздние скульптуры. Поэзия. Драматическая сложность образного решения и пластического языка отличает поздние скульптурные работы Микеланджело: "Пьета с Никодимом" (ок. 1547-55, собор Флоренции) и "Пьета Ронданини" (неоконченная группа, ок. 1555-64, Кастелло Сфорцеско). В последний римский период написано большинство из дошедших до нас почти 200 стихотворений Микеланджело, отличающихся философской глубиной мысли и напряженной выразительностью языка. Собор св. Петра. В 1546 Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. Петра, строительство которого было начато Браманте, успевшим возвести к моменту смерти (1514) четыре гигантских столба и арки средокрестия, а также частично один из нефов. При его преемниках - Перуцци, Рафаэле, Сангалло, частично отошедших от плана Браманте, строительство почти не продвинулось. Микеланджело вернулся к центрическому плану Браманте, одновременно укрупнив все формы и членения, придав им пластическую мощь. Микеланджело успел при жизни закончить восточную часть собора и тамбур огромного (42 м в диаметре) купола, возведенного после его смерти Джакомо делла Порта. Ансамбль Капитолия Вторым грандиозным архитектурным проектом Микеланджело стал завершенный только в 17 в. ансамбль Капитолия. Он включает перестроенный по проекту Микеланджело средневековый дворец Сенаторов (ратушу), увенчанный башенкой, и два величественных дворца Консерваторов с одинаковыми фасадами, объединенными мощным ритмом пилястров. Установленная в центре площади античная конная статуя Марка Аврелия и широкая лестница, спускающаяся к жилым кварталам города, довершили это ансамбль, который связал новый Рим с расположенными по другую сторону Капитолийского холма грандиозными руинами древнего Римского форума. Похороны во Флоренции. Несмотря на неоднократные приглашения герцога Козимо Медичи, Микеланджело отказывался вернуться во Флоренцию. После его смерти тело его было тайно вывезено из Рима и торжественно погребено в усыпальнице знаменитых флорентийцев - церкви Санта-Кроче. Литература: Микеланджело. Жизнь. Творчество / Сост. В. Н. Гращенков; вступительная статья В. Н. Лазарева. М., 1964. Ротенберг Е. И. Микеланджело. М., 1976. Микеланджело и его время / Под ред. Е. И. Ротенберга, Н. М. Чегодаевой. М., 1978. Дажина В. Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. М., 1986. Tolnay K. Michelangelo. Princeton, 1943-60. V. 1-5. И. А. Смирнова.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

МИКЕЛИНСКАС (Mikelinskas) Йонас (р. 1922)

литовский писатель. Сборники рассказов и повестей, социально-психологические романы "Водоноска" (1964, в русском переводе "Мы - люди"), "А часы идут" (1966), "Дятел - пестр..." (1976, в русском переводе "Не поле перейти"), "За горизонтом - свобода" (1978), "Среди ровных полей" (1981), "В стране черных елей" (1987).

МИКЕЛОЦЦО ди Бартоломмео (Michelozzo di Bartolommeo) (1396-1472)

итальянский архитектор и скульптор. Представитель Раннего Возрождения. Создал классические типы дворца (Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции, 1444-60) и виллы (ряд вилл близ Флоренции).

МИКЕЛЬСЕН (Миккельсен) (Michelsen) Кристиан (1857-1925)

в 1905-07 премьер-министр правительства Норвегии, которое разорвало шведсконорвежскую унию (1905). Правый либерал.

МИКЕНАС Юозас (1901-64)

литовский скульптор, народный художник СССР (1961), член-корреспондент АХ СССР (1954). Для произведений Микенаса характерны обобщенность объемов, тонкая одухотворенность образов (памятник "Победа" в Калининграде, 1946, и М. Мельникайте в г. Зарасай, 1947-55). Государственная премия СССР (1947).

МИКЕНЫ

древний город в Арголиде (южная Греция), крупный центр эгейской культуры. В 3-м тыс. до н. э. поселение, с 17 в. столица одного из государств ахейцев. Расцвет Микен в 1400-1200. Ок. 1200 до н. э. Микены погибли от пожара. Раскопками (с 1876) обнаружены дворец, усыпальницы - толосы, циклопические стены, дома ремесленников и др.

МИКЕШИН Михаил Осипович (1835-96)

российский скульптор. Проекты памятников: "Тысячелетие России" в Новгороде (1862), Богдану Хмельницкому в Киеве (1870-88). Известен и как график-иллюстратор.

МИКИВЕР (Mikiver) Микк (р. 1937)

эстонский эстрадный актер, режиссер, народный артист СССР (1990). В 1961-65 актер, с 1974 постановщик (в 1977-85 главный режиссер) в Театре драмы им. В. Кингисеппа (с 1989 Эстонский драматический театр). Поставил: "В вихре ветров" А. Китцберга (1979), "Цвета облаков" Я. Круусвалла (1984; Государственная премия СССР, 1988) и др.

МИКИТЕНКО Иван Кондратьевич (1897-1937)

украинский писатель. Повесть "Уркаганы" (1928), роман "Утро" (1933); пьесы "Диктатура" (1929), "Светите нам, звезды!" (1930, другое название "Кадры"), "Соло на флейте" (1933-36), "Когда всходило солнце" (опубликована в 1962). Репрессирован; реабилитирован посмертно.

МИКИША Михаил Венедиктович (1885-1971)

украинский певец (драматический тенор), народный артист Украины (1971). На сцене с 1914; пел в оперных театрах Киева, Москвы (1923-30, Большой театр), Харькова. Профессор Киевской консерватории (с 1946).

МИККОЛА (Mikkola) Иосиф Юлиус (1866-1946)

финский языковед-славист, иностранный член-корреспондент АН СССР (1925). Основные труды в области сравнительной грамматики славянских языков, связей славянских языков с прибалтийско-финскими, германскими и др.

МИКЛАШЕВСКИЙ Александр Николаевич (1864-1911)

российский экономист, специалист по вопросам денежного обращения, сторонник монометаллизма. Поддерживал теорию предельной полезности. Перевел на русский язык труды Ф. Кенэ, А. Тюрго и Д. Рикардо.

МИКЛАШЕВСКИЙ Иван Николаевич (1858-1901)

российский историк-экономист и статистик. Работы по истории русских аграрных отношений.

МИКЛОШИЧ Франц (Франьо) (1813-91)

австрийский и словенский языковед, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1856). Один из основоположников сравнительно-исторического изучения грамматики и лексики славянских языков.

МИКЛУХО-МАКЛАЙ Николай Николаевич (1846-88)

российский этнограф. Изучал коренное население Юго-Вост. Азии, Австралии и Океании (1870-80-е гг.), в т.ч. папуасов северо-восточного берега Нов. Гвинеи (ныне Берег Миклухо-Маклая). Выступал против расизма.

МИКЛУХО-МАКЛАЯ БЕРЕГ

участок северо-восточного побережья о. Нов. Гвинея, между зал. Астролейб и повом Хуен (государство Папуа - Нов. Гвинея). Ок. 300 км. Тропические леса, плантации тропических культур.

МИКМАКИ

индейский народ группы алгонкинов в Канаде (резервации в пров. Квебек, Нов. Шотландия, Ньюфаундленд и Остров Принс-Эдуард). 12,5 тыс. человек (1987). Верующие протестанты и католики.

МИКОБАКТЕРИИ (от греч. mykes - гриб и бактерии)

семейства актиномицетов. Палочки, часто слегка искривленные и ветвящиеся. Грамположительны. Неподвижны. Широко распространены в почве. Участвуют в минерализации органических остатков, окисляют углеводороды нефти. Некоторые микробактерии вызывают болезни человека (туберкулез, проказу), животных и растений.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz