|
|
Главная >
Энциклопедия >
М > Термины
МОНТАХАЕВ Калдыбай Жумагалиевич (р. 1950)казахский архитектор, народный архитектор СССР (1991). 12-этажный экспериментальный жилой дом (1976), комплекс зданий на Новой пл. (1980, с соавторами) в Алма-Ате. Государственная премия СССР (1982).МОНТВИЛА (Montvila) Витаутас (1902-41)литовский поэт. Революционные и гражданские традиции - в сборниках стихов "Ночи без ночлега" (1933), "В широкую землю" (1940). Расстрелян гитлеровцами.МОНТГОМЕРИ (Montgomery)город на юге США, административный центр шт. Алабама. 187 тыс. жителей (1990). Транспортный узел у начала судоходства по р. Алабама. Текстильная, химическая промышленность. Университет.МОНТГОМЕРИ Аламейнский (Montgomery of Alamein) Бернард Лоу (1887-1976)виконт (1946), британский фельдмаршал (1944). Во 2-ю мировую войну с 1942 командующий 8-й армией в Сев. Африке, которая в боях под Эль-Аламейном нанесла поражение итало-немецким войскам. В 1944-45 командующий 21-й группой армий в Нормандии, Бельгии и Сев. Германии. В 1946-48 начальник имперского Генштаба, в 1951-58 1-й заместитель главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе.МОНТЕ (Monteux) Пьер (1875-1964)французский дирижер. В 1911-17 руководитель оркестра Русского балета Дягилева, в 1919-24 - Бостонского оркестра, в 1935-52 - оркестра в Сан-Франциско, в 1961-64 - Лондонского оркестра. Гастролировал неоднократно в СССР.МОНТЕ-АМИАТА (Monte Amiata)рудный район в Италии (Тоскана). Объединяет св. 40 ртутных месторождений (Монте-Амиата, Аббадия, Сан-Сальваторе, Сьеле, Аргус, Корначчино и др.). Известны с начала н. э. Месторождения по происхождению вулканогенно-гидротермальные. Общие запасы в районе ок. 70 тыс. т Hg с содержанием в руде 0,5-0,75% Hg.МОНТЕВЕРДИ (Monteverdi) Клаудио (1567-1643)итальянский композитор. Один из родоначальников жанра оперы. Оперы "Орфей" (1607), "Ариадна" (1608), "Коронация Поппеи" (1642). Мадригалы, мотеты и др.МОНТЕВИДЕО (Montevideo)столица (с 1828) Уругвая, административный центр деп. Монтевидео. 1,3 млн. жителей (1992). Главный морской порт страны на зал. Ла-Плата. Международный аэропорт. Мясохладобойни, нефтеперерабатывающие, металлообрабатывающие, цементные, химические, текстильные, кожевенно-обувные предприятия. Университеты. Институт географии и истории. Национальный музей изящных искусств. Зоологический музей. Основан испанцами в 1726. В 1816-28 в составе Бразилии.МОНТЕГЮ (Montague) Уильям Пепперелл (1873-1953)американский философ, представитель неореализма; эволюционировал к неотомизму.МОНТЕЙРУ ЛОБАТУ (Monteiro Lobato) Жозе Бенту (1883-1948)бразильский писатель. Сборники рассказов и публицистических очерков "Урупис" (1918), "Мертвые города" (1919), "Негритянка" (1920) из крестьянской жизни, а также рассказов для детей (в т.ч. "Эмилия в стране грамматики", 1930; "География доны Бенты", 1935).МОНТЕ-КАРЛО (Monte Carlo)город в Монако, на Средиземном м. Ок. 12 тыс. жителей. Климатический курорт; казино; центр туризма и банковских операций. Судоремонт. Музей изящных искусств.МОНТЕКУККОЛИ (Montecuccoli) Раймунд (1609-80)граф, имперский князь и герцог (1679), австрийский фельдмаршал (1658), военный теоретик. Одержал ряд побед над шведскими и турецкими войсками. Сторонник создания постоянной, хорошо обученной армии и сильной артиллерии.МОНТЕЛИУС (Montelius) Оскар (1843-1921)шведский археолог. Разработал типологический метод археологических исследований и хронологическую классификацию неолита, эпохи бронзы и раннего железного века Европы.МОНТЕМАЙОР (Montemayor) Хорхе де (1520-61)испанский писатель. Автор пасторального романа "Диана" (1558), задавшего образец жанра.МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (1533-92)французский философ-гуманист. Книга эссе "Опыты" (1580-88), отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики и догматизма; обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет.МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (28 февраля 1533, замок Монтень близ Бордо - 13 сентября 1592, там же)французский богослов и философ, политический и общественный деятель. Жизненный путь. Образование. Родился на югозападе Франции в богатой купеческой семье Эйкемов, приобретшей дворянский титул в конце 15 в. С раннего детства в совершенстве владел латинским языком: по распоряжению отца наставником был учитель-немец, который говорил с ним только на латыни. Дальнейшее образование получил в коллеже Бордо, где изучал дисциплины гуманистического цикла. В молодые годы занимал приобретенную отцом должность советника Бордоского парламента, в 1580-е гг. два раза подряд становился мэром Бордо. В условиях затянувшихся гражданских войн выступал за восстановление во Франции мира и национального согласия. Примыкал к партии "политиков", которые отвергали религиозный фанатизм и были сторонниками веротерпимости и сильной королевской власти, способной обуздать гражданскую анархию и обеспечить государственное единство страны. Монтень решительно поддержал в борьбе за корону Генриха Наваррского (на французском престоле - Генриха IV). Основой незаурядной учености Монтеня были сочинения древних авторов - латинских и греческих; вместе с тем, он хорошо знал писателей ренессансной поры, откликался на новые книги и идеи, поддерживал общение и дружбу с выдающимися современниками - мыслителями, государственными деятелями. Творчество. К труду своей жизни, "Опытам" ("Essais"), Монтень приступил в начале 1570-х гг., удалившись от службы и затворившись в родовом замке, где оборудовал для своих занятий библиотеку. В 1580 в Бордо вышли из печати две первые книги "Опытов". В том же 1580 Монтень предпринял путешествие по Германии, Швейцарии и Италии; сохранился опубликованный лишь в 18 в. "Путевой дневник" ("Journal du voyage de Montagne en Italie par la Suisse et l Allemagne en 1580 et 1581", 1775) с наблюдениями и заметками, многие из которых перекочевали в дальнейшем на страницы "Опытов". Их переработанное издание в трех книгах увидело свет в 1588 в Париже. Монтень продолжал трудиться над "Опытами" до конца своих дней (его поправки и дополнения были учтены в публикации 1595). Жанр "Опытов""Опыты" непосредственно продолжают традицию философскоэтических и политических сочинений типа "Заметок", "Рассуждений", "Записок", "Памяток", повествующих без видимой последовательности и системы о самых разных вещах, среди которых легко находят себе место и комментарии к сообщениям и мыслям древних авторов, и автобиографические рассказы с назиданием потомкам, и реальные исторические документы. Более всего "Опыты" напоминают соответствующие произведения Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини, несомненна их связь с домашними хрониками и т.н. записными книжками горожан, особенно флорентийцев, 14-15 вв. Своими "Опытами" Монтень узаконил тип свободного философского рассуждения, не ограниченного в движении мысли никакой заранее заданной темой, никаким жестким планом. Философия. Исследуя природу человеческого знания, Монтень показывает его ограниченность, недостоверность всего, что сообщают чувства, неспособность разума на какое-либо окончательное утверждение, невозможность обоснования им веры. Скептицизм Монтеня, испытавший влияние античного пирронизма (см. Пиррон), непосредственно связан с некоторыми направлениями поздней схоластики и особенно - с религиозно-философскими идеями христианского гуманизма, разработанного в трудах Пико делла Мирандола, Эразма Роттердамского, Вивеса, Агриппы Неттесгеймского. Обоснованию скептицизма посвящена у Монтеня 12 глава 2-й книги "Опытов" - своего рода трактат в трактате, - названная "Апология Раймунда Сабундского"; беря под защиту испанского схоласта, Монтень далеко не всегда согласен с выводами его "Естественного богословия", которое по просьбе отца он перевел в 1569 на французский язык и позднее опубликовал. Так, взгляд Монтеня на человека лишен оптимизма, цель его - "заставить человека почувствовать его ничтожество и суетность, вырвать из рук его жалкое оружие разума". По Монтеню, человек не занимает центрального положения в мироздании, подобно другим живым существам, он включен в общий порядок природы; рисует человека существом испорченным и слабым, одержимым болезненным высокомерием. Труд Монтеня оказал огромное влияние на философскую и художественную культуру Позднего Возрождения и последующих эпох. Перекличка с "Опытами" слышна в "Гамлете", а также в поздних пьесах Шекспира, у которого был экземпляр "Опытов" в английском переводе 1603. Многим обязан Монтеню его младший современник, английский философ Фрэнсис Бэкон. Сочинения: Опыты. М.; Л., 1957-1960. Т. 1-3. Essais. Paris, 1962. T. 1-2. Литература: Богуславский В. М. Монтень и философия культуры // История философии и вопросы культуры. М., 1975. С. 1902-34. Moreau P. Montaigne, l homme et l oeuvre. Paris, 1958. Thibaudet A. Montaigne. Paris, 1963. О. Ф. Кудрявцев.МОНТЕРИЯгород на севере Колумбии, административный центр департамента Кордова. Порт в нижнем течении р. Сина. 266 тыс. жителей (1992). Цементная промышленность. Университет.МОНТЕ-РОЗА (Monte Rosa)горный массив в Альпах, на границе Италии и Швейцарии. Высота до 4634 м (пик Дюфур). Ледники, в т.ч. Горнер (длина 14 км). Туризм, альпинизм.МОНТЕРРЕЙ (Monterrey)город на северо-востоке Мексики, административный центр шт. Нуэво-Леон. 1,1 млн. жителей (1990). Международный аэропорт. Черная металлургия, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, текстильная, пищевая промышленность. Университеты. Основан в кон. 16 в.МОНТЕРРОСО (Monterroso) Аугусто (р. 1921)гватемальский писатель. С 1944 в эмиграции (в настоящее время - в Мексике). Книги лаконичных, отточенных по стилю, иронических притч "Полное собрание сочинений и еще несколько рассказов" (1959), "Черная овечка и другие побасенки" (1969), "Вечное движение"(1972). Пародийная, полная мистификаций биография вымышленного "гения нации" "Дальнейшее - молчанье: Жизнь и творчество Эдуардо Торреса" (1978). |