государственная организация культуры (в 1968-91 Центральный музей Революции СССР), Москва, создан в 1924 в здании бывшего Английского клуба (построено в 1780, перестроено после 1812 архитектором А. А. Менеласом). Крупнейшее собрание исторических памятников революционного движения (с 90-х гг. 19 в.) и политической истории России 1920 вв.
Киев, основан в 1936. Собрание украинской живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства 13-20 вв. (в т.ч. коллекция украинских портретов 17-18 вв.). Размещен в здании, возведенном для Городского музея древностей и искусств, решенном в формах древнегреческого храма (1900, архитектор Г. П. Бойцов, В. В. Городецкий).
музей, в состав которого помимо экспозиций входят расположенные на территории заповедников архитектурные, исторические, а также природные памятники, напр. историкоархитектурные, культурные музеи-заповедники "Абрамцево", "Михайловское", "Ясная Поляна".

совокупность памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, находящихся в ведении музеев, постоянно действующих выставок, научных учреждений и учебных заведений; в музейный фонд входят также коллекции и отдельные предметы, собираемые различными экспедициями и имеющие музейную ценность.
немецкий писатель. Его переработка германских, романских и славянских преданий (сборник "Народные сказки немцев", 1782-86) предвосхитила сказки романтиков Л. Тика, Э. Т. А. Гофмана, А. Шамиссо.
австрийский писатель. Рассматривал распад Австро-Венгрии как "модель" общего кризиса Европы в романе "Человек без свойств" (т. 1-3, 1930-43), соединяющем философский анализ, гротеск и иронию. Сборники повестей и рассказов. Пьесы.
молдавский и румынский композитор и хоровой дирижер. Руководитель хора митрополии (с 1876) и профессор консерватории (с 1872) в Яссах. Способствовал развитию профессиональной молдавской и румынской хоровой культуры. Сочинения для хора, романсы, песни.
хребет на Вост. Памире, в Таджикистане. Длина 110 км. Высота до 6233 м (пик Советских офицеров). Ледники.
дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1949), генерал-майор-инженер (1945). В 1939-47 директор Уралмашзавода. В 1955-74 директор НИИ. Способствовал организации отечественной оборонной промышленности и созданию новой военной техники. Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1951, 1953).
в греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины, богини - покровительницы наук, поэзии и искусств: Евтерпа - лирической поэзии, Клио - истории, Талия - комедии, Мельпомена - трагедии, Терпсихора - танцев, Эрато - любовной поэзии, Полигимния - гимнов, Урания - астрономии, Каллиопа - эпической поэзии.
вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая (древнейшая из сохранившихся ныне - музыка буддистского ритуала). С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную (см. Музыкальные инструменты) и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется: на роды и виды - театральная (опера, и т.п.), симфоническая, камерная и др.; на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др. Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры (см. Музыкальная форма).
издательство, Москва (отделение в Санкт-Петербурге). Основано в 1918 как Музыкальный отдел Наркомпроса РСФСР, с 1931 - Музгиз, с 1964 - "Музыка". Нотная и книжная музыкальная литература.
см.
Гармония сфер.
наука, изучающая объективные физические закономерности музыки, раздел музыковедения и общей акустики. Исследует соотношения высот (частот колебаний), громкость (см. Динамика в музыке) музыкальных звуков (см. Звук музыкальный), явление консонанса и диссонанса, музыкальные строи, музыкальный слух (см. Слух музыкальный), человеческий голос (см. Голос певческий) и музыкальные инструменты. Опирается на данные и методы физической акустики. Связана с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса.
начальный музыкально-теоретический учебный курс. Включает нотную грамоту и первоначальные сведения о музыке, ее элементах и выразительных средствах.
1) одно из ранних названий оперы, в 19 в. вышедшее из употребления. 2) Опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и отсутствует деление на законченные номера. Р. Вагнер в своих операх, начиная с "Лоэнгрина" (1848), стремился осуществить идею музыкальной драмы. 3) Драматическое произведение, в котором видное место занимает музыка; такие музыкальные драмы в средние века создавались в Индии, Китае, некоторых европейских странах; распространены в Ср. Азии.
термин, применяемый к оперетте, а также к др. видам музыкально-сценического произведения комедийного характера (комическая опера, зингшпиль и т.п.).
1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание. 2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют ее относительно устойчивые типы различного масштаба - период, простая и сложная двухчастная, простая и сложная трехчастная формы, вариации, рондо, сонатная форма и др. Наименьшая смысловая и структурная единица музыкальной формы - мотив; два и более мотива образуют фразу, из фраз складывается предложение; два предложения часто образуют период (обычно 8 или 16 тактов). В форме периода обычно излагаются темы музыкального произведения. Основные принципы формообразования - изложение тематического материала (экспозиция), его точное или варьированное повторение, разработка, сопоставление с новыми темами; повторение ранее изложенного материала после раздела, развивающего его или основанного на новом материале (реприза). Эти принципы часто взаимодействуют.
см.
Механические музыкальные инструменты.
трюковое исполнение музыки на обычных или на эксцентрических музыкальных инструментах (бокалах с водой, стиральных досках и др.).