|
|
Главная >
Энциклопедия >
Н > Термины
НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ УРАВНЕНИЕ в теории чиселуравнение, содержащее более одного неизвестного. Разыскиваются решения неопределенных уравнений, удовлетворяющие тем или иным арифметическим условиям (обычно ищут решения неопределенных уравнений в целых или рациональных числах). Изучение таких решений составляет предмет теории диофантовых уравнений.НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИНЦИПфундаментальное положение квантовой теории, утверждающее, что характеризующие физическую систему т.н. дополнительные физические величины (напр., координата и импульс) не могут одновременно принимать точные значения; отражает двойственную, корпускулярно-волновую природу частиц материи (электронов, протонов и т.д.). Неточности при одновременном определении дополнительных величин связаны соотношением неопределенностей, которое для неточностей и в определении координаты х и проекции на нее импульса P имеет вид: , где - Планка постоянная. Соотношение неопределенностей для энергии E и времени t:НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕГРАЛсм. Интегральное исчисление.НЕОПРЕНторговое название хлоропреновых каучуков, выпускаемых в США.НЕОПТОЛЕМ (Пирр)в греческой мифологии сын Ахилла и Деидамии, родился на о. Скирос. По предсказанию, Троянская война не могла закончиться без его участия, поэтому греки в последний год войны привезли юношу под Трою. Неоптолем в доспехах Ахилла участвовал в последнем штурме Трои, во время которого убил скрывавшегося у алтаря Зевса Приама. Дочь Приама царевну Поликсену он принес в жертву тени Ахилла. Из Трои в качестве добычи Неоптолем увез Андромаху, которая родила ему Молосса. Убит Орестом, когда пытался похитить у него Гермиону. Имя Пирр позднего происхождения.НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯизучает химические элементы и образуемые ими простые и сложные вещества (кроме органических соединений углерода, которые изучаются органической химией). История развития неорганической химии тесно связана с общей историей химии (результатом изучения неорганических веществ явились важнейшие достижения химии кон. 18 - нач. 19 вв., напр. создание кислородной теории горения, открытие законов стехиометрии). Теоретические основы неорганической химии - периодический закон и периодическая система элементов Менделеева. Современная неорганическая химия изучает строение и свойства неорганических веществ с использованием не только химических, но и физических методов (напр., спектроскопии). Неорганическая химия - научная база основной химической промышленности (производство солей, кислот, щелочей) и металлургии. Число неорганических веществ составляет десятки тысяч. Достижения неорганической химии обеспечивают создание материалов новейшей техники - сверхчистых металлов, сплавов, пьезоэлектриков, полупроводников, сверхпроводников, облегченных стройматериалов, окислителей и горючего для космических ракет.НЕОРГАНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫнеорганические вещества с функциональными свойствами. Различают металлические, неметаллические и композиционные материалы. Примеры - сплавы, неорганические стекла, полупроводники, керамика, керметы, диэлектрики.НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫполимеры, молекулы которых имеют неорганические главные цепи и не содержат органических боковых радикалов (обрамляющих групп). В природе широко распространены трехмерные сетчатые неорганические полимеры, которые в виде минералов входят в состав земной коры (напр., кварц). В отличие от органических полимеров такие неорганические полимеры не могут существовать в высокоэластичном состоянии. Синтетически могут быть получены, напр., полимеры серы, селена, теллура, германия. Особый интерес представляет неорганический синтетический каучук - полифосфонитрилхлорид.НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ ИНСТИТУТ (ИНХ) Сибирского отделения РАНорганизован в 1957 в Новосибирске. Исследования по проблемам разделения, очистки и синтеза неорганических веществ, химии полупроводников и координационных соединений.НЕОРЕАЛИЗМ1) направление в итальянском кино и литературе сер. 40-х - сер. 50-х гг. 20 в. Фильмы, основанные на документальнх фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. Художественный манифест - фильм "Рим - открытый город" (1945, режиссер Р. Росселлини). Главные представители в киноискусстве - Ч. Дзаваттини, Л. Висконти, В. Де Сика, Дж. Де Сантис, П. Джерми; в литературе - В. Пратолини, К. Леви, Э. Де Филиппо. Неореализм оказал большое влияние на развитие кинематографии Италии, кино других стран. 2) В изо-искусстве зарубежных стран конца 1940-х-1950-х гг. Художники этого круга (напр., Б. Таслицкий, А. Фужерон во Франции) программно противопоставляли свое искусство авангардизму, создавая образы народной жизни и социальной борьбы. Их деятельность обычно была тесно связана с культурной политикой компартий. Позднее они (подобно Р. Гуттузо, крупнейшему мастеру такого рода) значительно расширили диапазон своих стилистических поисков.НЕОРЕАЛИЗМнаправление в философии 20 в. Основные идеи выдвинули Дж. Э. Мур и Б. Рассел, в особую доктрину был развит в США (Р. Перри, У. Монтегю, Э. Холт, Э. Сполдинг, У. Марвин, У. Питкин). Выдвинул положение о непосредственной "данности" познаваемой вещи в сознании, ведущее к растворению внешнего мира в мышлении. Основа космологии неореализма - теория эмерджентной эволюции. В 1930-х гг. утратил влияние.НЕОРОМАНТИЗМусловное наименование комплекса разнообразных течений в европейской художественной культуре на рубеже 19-20 вв., возникших главным образом как реакция на позитивизм в идеологии и натурализм в искусстве и возродивших ряд принципов романтизма (пафос личной воли, отрицание обыденного, культ иррационального, тяга к фантастике и др.). К неоромантизму относят, напр., французский символизм, постимпрессионизм; более строго - течение в английской литературе того же времени (Дж. Конрад, Р. Киплинг). В музыке под неоромантизмом обычно понимается поздний романтизм (Ф. Лист, Р. Вагнер), а также творчество композиторов 70-80-х гг. 20 в., обратившихся к стилистике романтизма.НЕОСХОЛАСТИКАсобирательное понятие, объединяющее различные течения католической философии, стремящиеся к реставрации средневековой схоластики. Возникла в нач. 19 в., получила особое развитие с кон. 19 в., когда главным течением неосхоластики стал неотомизм. В Испании (с сер. 20 в. и в Германии) развивался суаресизм (см. Суарес Ф.). Ряд школ пытается синтезировать томизм с новейшими философскими течениями (лувенская школа в Бельгии, пуллахская школа в Германии).НЕОТЕКТОНИКА (новейшая тектоника)раздел тектоники, изучающий тектонические процессы, проявившиеся в кайнозойскую эру.НЕОТЕНИЯ (от греч. neos - незрелый, юный и teino - растягиваю, удлиняю)способность организмов размножаться на ранних стадиях развития (напр., в личиночном состоянии). Неотения характерна, напр., для аксолотля, некоторых членистоногих, червей и многих растений (мхов, папоротников и др.).НЕОТОМИЗМнаиболее влиятельная философская школа в католицизме, исходит из учения Фомы Аквинского, провозглашенного в 1879 в энциклике папы Льва XIII единственной истинной философией; современный этап в развитии томизма. Распространен в Италии, Испании, Франции, Бельгии, Германии, США, странах Лат. Америки. Представители - Э. Жильсон, Ж. Маритен, М. Грабман и др. Главный центр - Высший институт философии при университете в Лувене (основан Д. Мерсье в 1888).НЕОТРОПИЧЕСКОЕ ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ ЦАРСТВОзанимает большую часть Южной Америки и всю Центр. Америку и прилегающие к ним тропические острова. Преобладают мезофильные лесные растения; многочисленны каучуконосы (гевея и др.), какао, пальмы, бромелиевые и др. Много водных растений (напр., виктория). В Андах - хинное дерево, чилийский бук, араукарии.НЕОФАШИЗМпонятие, объединяющее современные правые, наиболее реакционные движения, которые являются в политическом и идейном отношении преемниками распущенных после 2-й мировой войны фашистских организаций. См. Фашизм.НЕОФИТ (от греч. neophytos - новообращенный)1) новый приверженец какой-либо религии. 2) Новый сторонник какого-либо учения или общественного движения; новичок в чем-либо."НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО"в изо-искусстве - художественные течения, лишенные выхода к широкой публике изза запретов, налагаемых официальной цензурой. В СССР разделение искусства на "официальное" и "неофициальное" окончательно закрепилось после 1932 после разгона всех художественных группировок и началом образования единого Союза художников, поставленного под строгий идеологический контроль. В "подполье" оказались все направления, не отвечающие канонам социалистического реализма: как авангардистские, так и более традиционные, но неприемлемые в "идейно-тематическом" отношении. В периоды "оттепели" и "застоя" мастерам "неофициального искусства" удавалось выходить к зрителю, что обычно было сопряжено с трудностями (напр. разогнанная "бульдозерная выставка" в Москве 1974); они все более активно взаимодействовали с "полуофициальными" художественными тенденциями (типа карнавализма). После 1985 в связи с перестройкой и гласностью "неофициальное искусство" окончательно заняло свое законное место в издательских планах, на выставках и в музеях. |