|
|
Главная >
Энциклопедия >
Н > Термины
НОВГОРОДСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТАпамятник права Новгородской республики 15 в. Список редакции 1471. Использованы Русская правда, местное новгородское право и др. Устанавливала компетенцию суда архиепископа, посадника, тысяцкого и др.НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА (2-я треть 12 - нач. 16 вв.)одна из главных школ древнерусского искусства. Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор, 1045-50; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. Демократизм искусства новгородской школы ярко проявился в психологически напряженных фресках церкви Спаса на Нередице (1199), в поражающих одухотворенной патетикой и драматической экспрессией фресках церкви Спаса на Ильине ул. (1378, Феофан Грек), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390), в иконах, замечательных мажорной красочностью, лаконизмом силуэтов.НОВГОРОДСКИЕ ЛЕТОПИСИсписки летописных сводов, посвященные истории Новгородской и других русских земель с 11 до 17 вв. Изданные новгородские летописи обозначены № I-V. В состав Новгородской первой летописи входят Краткая редакция Русской правды, часть летописного свода, предшествовавшего "Повести временных лет", и др.НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕвоенных поселенцев Новгородской губ., июль 1831. Началось "холерным бунтом" в Ст. Руссе. Восставшие расправились с начальством, разгромили помещичьи имения. Подавлено войсками. Свыше 4,5 тыс. человек предано военному суду.НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1071возглавлялось волхвом. Защищая епископа, князь Глеб Святославич убил волхва и усмирил восстание.НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1136с участием ладожан и псковичей, было важнейшим этапом формирования Новгородской республики.НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1650вызвано ростом налогов, злоупотреблениями администрации и хлебной спекуляцией крупных купцов. Восставшие (низшие и средние слои горожан, стрельцы) установили выборную власть в середине марта, конфисковали имущество крупных торговцев. Подавлено карательной армией князя И. Н. Хованского 13 апреля.НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ 864полулегендарное, против князя Рюрика и его дружины, руководимое Вадимом Храбрым. Подавлено варягами.НОВГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ (жидовствующие)движение кон. 15 - нач. 16 вв. в Новгороде и Москве. Отрицала авторитет церкви и церковные обряды, отвергала многие догматы православия. Сторонники ереси использовались Иваном III в борьбе с боярством и церковью; с укреплением самодержавной власти подверглись гонениям.НОВГОРОДСКО-ПСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ (стригольники)движение в Новгороде и Пскове во 2-й пол. 14 - нач. 15 вв. Была направлена против социального неравенства, церковного гнета, монастырского землевладения, покупки и продажи церковных должностей и духовного сана духовенством; отвергала таинства, церковную иерархию.НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866-1924)российский правовед, философ, социолог, глава школы "возрожденного естественного права" в России. Профессор Московского университета (1904-06), ректор Высшего коммерческого института (1906-18). Член партии кадетов (с 1905) и ее ЦК (1917). С 1920 в эмиграции, с 1921 в Праге, где основал и возглавлял Русский юридический факультет при Пражском университете. Главные труды: "Введение в философию права"; "Кризис современного правосознания" (1909); "Об общественном идеале" (1917).НОВЕЛЛА (итал. novella)малый повествовательный жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами символики ("Пиковая дама" А. С. Пушкина, "Легкое дыхание" И. А. Бунина).НОВЕЛЛИ (Novelli) Эрмете (1851-1919)итальянский актер. С 1884 возглавлял собственную труппу. Играл в пьесах К. Гольдони, Э. Скриба, а также И. С. Тургенева ("Нахлебник" - Кузовкин)."НОВЕЛЛИНО"анонимный сборник новелл, ранний (кон. 13 - нач. 14 вв.) памятник итальянской прозы. Засвидетельствовал ряд "бродячих" сюжетов.НОВЕР (Noverre) Жан Жорж (1727-1810)французский балетмейстер, реформатор и теоретик хореографического искусства. Основываясь на эстетике французских просветителей, создавал спектакли, в которых содержание раскрывалось в драматически выразительных пластических образах, сделал балет самостоятельным видом сценического искусства. Автор кн. "Письма о танце и балетах" (1766).НОВЕЧЕНТО (итал. novecento, букв. - двадцатый век)стиль изо-искусства, характерный для фашистской Италии. Возник как реакция на футуризм, тяготея к классической гармонии, большему традиционализму образов. Получил статус официального стиля (проявляясь в сюжетах "трудового героизма", "единства народа и власти" и т.д.), но в отличие от "Третьего Рейха искусства", не достиг абсолютной монополии в художественной жизни (сосуществуя, в частности, с авангардистским рационализмом в архитектуре).НОВИ (Novi)город в Сев. Италии, юго-восточнее Алессандрии. Во время Итальянского похода русские и австрийские войска под командованием генерал-фельдмаршала А. В. Суворова 4(15).8.1799 нанесли при Нови поражение французской армии генерала Б. Жубера, которая отступила к Генуе.НОВИКв Русском государстве 16-17 вв. молодой дворянин, впервые поступающий на службу."НОВИК"1) русский легкий крейсер, в строю с 1901. Успешно действовал при обороне Порт-Артура во время русско-японской войны 1904-05; в августе 1904 прорвался в Тихий ок. и после боя у о. Сахалин был затоплен своим экипажем. 2) Эсминец Балтийского флота, в строю с 1913. Явился образцом для строительства эсминцев в России и других странах. Участвовал в 1-й мировой войне. После Октябрьской революции модернизирован и назван "Яков Свердлов". Погиб в августе 1941 при переходе из Таллина в Кронштадт.НОВИКОВ Александр Александрович (1900-76)главный маршал авиации (1944), дважды Герой Советского Союза (1945), профессор. В Великую Отечественную войну командующий ВВС ряда фронтов, в 1942-46 командующий ВВС Красной Армии. В 1953-55 командующий Дальней авиацией. |