город на западе Болгарии. 95 тыс. жителей (1985). Центр буроугольного бассейна. Металлургия, машиностроение, цементная промышленность.
обусловлена нарушением кроветворения вследствие недостатка в организме витамина B12. Проявления: яркокрасный, а затем "лакированный" язык, желудочная ахилия, малокровие с наличием патологических эритроцитов, поражение нервной системы.
официальное название г. Пярну в Эстонии до 1917.

1) инструмент для рисования жидким красящим веществом, изготовленным из металла, птичьих перьев или тростника (калам). 2) Обозначение техники рисунка, выполненного пером.
американский промышленник и политический деятель, миллионер. Основал собственную компанию "Электронные информационные системы". В 1992 баллотировался на пост президента США как независимый кандидат.
российский живописец. Один из организаторов Товарищества передвижников. Жанровые картины, обличающие нравы крепостнической России ("Сельский крестный ход на Пасхе", 1861), проникнутые горячим сочувствием к народу ("Проводы покойника", 1865, "Тройка", 1866), психологические портреты ("А. Н. Островский", 1871; "Ф. М. Достоевский", 1872).
Тобольск - 29 мая (10 июня) 1882, с. Кузьминки, ныне в Москве], российский художник. Одна из центральных фигур русского реализма 19 в., выдающийся мастер жанровой картины и портрета. Незаконный сын прокурора барона Г. К. Криденера; фамилия "Перов" возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился в Арзамасской школе живописи (1846-49) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-61), в частности у С. К. Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-64 (как пенсионер Академии художеств) - в Париже. Испытал особое влияние П. А. Федотова, а также журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы. Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Живописный "анекдот" Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически "обличительным" настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство ("Сельский крестный ход на Пасхе", "Проповедь в селе", оба - 1861; "Чаепитие в Мытищах", 1862; все - Третьяковская галерея); мастер тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохраняется у него и позже ("Приезд гувернантки в купеческий дом", 1866, там же). Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором. Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как "Проводы покойника" (1865) и "Тройка. Ученики мастеровые везут воду" (1866; обе - там же); крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об "униженных и оскорбленных", по смыслу своему общечеловеческой. Сила символикопсихологического обобщения - и соответственно параллели с прозой Ф. М. Достоевского, - еще более значительны в "Утопленнице" и в особенности в картине "Последний кабак у заставы" (обе - 1868, там же). Туманный утренний город за фигурой женщинысамоубийцы и (в "Кабаке...") закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой и низменной бытовой среде подобие земного ада. Портретная живопись Перова Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных деятелей культуры ("А. Н. Островский", 1871; "В. И. Даль", "М. П. Погодин", оба - 1872; все - Третьяковская галерея). Его портрет Ф. М. Достоевского (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя. Персонажи Перова, - в т.ч. крестьянин "Фомушкасыч" (1868) или купец И. С. Камынин (1872; оба - там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса; яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х гг. ("Птицелов", 1870; "Охотники на привале", 1871; "Рыболов", 1871; все - Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же "человечкиной" душой, Перов здесь - если говорить о литературных параллелях - приближается к Н. С. Лескову. Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине "Старики-родители на могиле сына" (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских "Отцов и детей". Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни "Тетушка Марья", 1875; "Под крестом", 1881). Исторические картины В поздний период мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова ("Суд Пугачева", 1875, Исторический музей, Москва, вариант - 1879, Русский музей; "Никита Пустосвят. Спор о вере", 1880-81, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-82) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин.
название г. Кзыл-Орда в Казахстане в 1853-1925.
революционная народница. Член кружка "чайковцев", участница "хождения в народ", член "Земли и воли", Исполкома "Народной воли", организатор и участница покушений на Александра II. Повешена в Петербурге 3.4.1881.
российский государственный деятель, граф (с 1849), генерал от инфантерии (1854), почетный член Петербургской АН (1852). С 1840 член Государственного совета, в 1841-52 министр внутренних дел, в 1852-56 министр уделов. Сторонник постепенной отмены крепостного права.
минерал подкласса сложных оксидов, CaTiO3. Примеси Се и других редкоземельных элементов (у кнопита до 10%), Nb, Fe, Na. Черный, коричнево-бурый. Твердость 5,5; плотность 4-4,3 г/см3. По происхождению контактово-метасоматический, магматический.
ферменты, катализирующие в живых клетках реакции окисления различных веществ с помощью перекиси водорода. Участвуют в дыхании растений. Пероксидаза хрена применяется в медицине при биохимическом исследовании некоторых компонентов крови и мочи.
органические и неорганические соединения, содержащие группу -О-О-. Различают пероксиды [пероксид натрия Na2O2, бензоилпероксид (С6Н5СОО-)2], надпероксиды (надпероксид натрия NaO2), озониды (озонид натрия NaO3), пероксогидраты (пероксогидрат карбоната калия К2СО3. 3Н2О2), перкислоты, называются также пероксокислотами и надкислотами, напр. пероксосерная кислота НО-SO2-ООН, пероксоуксусная (надуксусная) кислота СН3СОООН, и гидропероксиды (гидропероксид натрия NaООН, гидропероксид этила С2Н5ООН). Пероксидные соединения - окислители, отбеливатели, источники и переносчики кислорода ("кислородные батареи").
кислоты, анион которых содержит пероксогруппу -О-О-. Напр.: пероксоборная НВО3, пероксофосфорная Н3РО5, пероксосерная Н2SО5 (т. н. кислота Каро), пероксодисерная Н2S2О8 (надсерная) кислоты, пероксоуксусная кислота СН3СОООН. Пероксокислоты и их соли - сильные окислители. Пероксосульфаты (персульфаты) аммония (NН4)2S2О8 и калия К2S2О8 - отбеливающие вещества, инициаторы полимеризации.
президент Аргентины в 1946-55 (в 1949-55 фактический диктатор) и в 1973-74; генерал. В 1947 создал Перонистскую партию, деятельность которой основана на принципах хустисиализма (с 1958 называется Хустисиалистская партия). В 1943-45 министр труда, военный министр, вице-президент В 1955-73 в эмиграции.
то же, что ложная мучнистая роса.
прямая, пересекающая данную прямую (плоскость) под прямым углом. В этом случае обе прямые (соответственно прямая и плоскость) называют взаимно перпендикулярными. Две плоскости называют взаимно перпендикулярными, если они образуют прямой двугранный угол.
в греческой мифологии место во Фригии (М. Азия), где происходил Суд Париса.
1) то же, что вечный двигатель. 2) Название инструментальной пьесы, мелодия которой развертывается в непрерывном быстром движении мелкими длительностями.
город на юго-востоке Франции, на р. Тет, административный центр деп. Вост. Пиренеи и исторической пров. Руссильон. 130 тыс. жителей (1982). Виноделие. Торговый центр сельскохозяйственного района (фрукты, ранние овощи). Основан в 11-12 вв.