|
|
Главная >
Энциклопедия >
П > Термины
ПЕТРОВ-БИРЮК (наст. фам. Петров) Дмитрий Ильич (1900-77)русский писатель. Трилогия "Сказание о казаках" (кн. 1-3, 1935-51), исторический роман "Дикое поле" ("Кондратий Булавин", 1945), дилогия о Гражданской войне ("Юг в огне", 1957; "Перед лицом Родины", 1963).ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939)российский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). С нач. 1910-х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов ("Играющие мальчики", 1911). Разработал т.н. сферическую перспективу, создал драматические тематические картины ("1918 год в Петрограде", 1920), аналитически строгие портреты ("А. А. Ахматова", 1922), натюрморты, выявляющие конструктивность предметного мира ("Черемуха в стакане", 1932). Работал как график и театральный художник.ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич [24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск, ныне Саратовская область - 15 февраля 1939, Ленинград]российский художник, теоретик искусства и писатель. Выдающийся мастер изо-искусства символизма и модерна, плодотворно продолживший традиции "серебряного века" в советский период. Родился в бедной семье сапожника. Благодаря поддержке местных купцов-хлеботорговцев смог получить художественное образование - в т.ч. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1905, где одним из его учителей был В. А. Серов), в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901), а также (1906-08) в частных академиях Парижа. В этот же период путешествовал по Италии и Северной Африке. Был членом объединений "Мир искусства" и "Четыре искусства". Жил в Ленинграде, с 1927 - в Детском селе (ныне Пушкин). Литература и живопись. "Купание красного коня" В творчестве молодого Петрова-Водкина литература (проза и драматургия в духе М. Метерлинка) соперничала с живописью. Окончательно став художником, не раз возвращался к писательству. Типическими образцами символизма по содержанию и модерна по форме явились его ранние картины, с условными персонажами в ирреальном и таинственном пространстве сна или легенды ("Сон", 1910; "Играющие мальчики", 1911; обе - Русский музей). Этапным символом творческой зрелости явилось полотно "Купание красного коня" (1912, Третьяковская галерея), где величавый, "фресковый" лаконизм форм, яркий и сильный локальный колорит превращают простой, пасторальный мотив в поэтическое иносказание о судьбах России. Та же поэтическая аллегорика животворит картины "Мать" (1913), "Девушки на Волге" (1915, обе - там же), где так же, как и в других зрелых образах мастера, проступает глубокая связь его метода не только с современным французским искусством и итальянским ранним Возрождением, но и с древнерусской живописью. Новатором русского религиозного искусства, мастером "церковного модерна" выступает художник в своей христианской иконографии ("Богоматерь с младенцем", керамическое панно на здании клиники Р. Р. Вредена в Петербурге, 1904; росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче (1910), Морском соборе в Кронштадте (1913); росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы (1915); сохранились лишь частично). Религиозные мотивы нередко одухотворяют и светские композиции Петрова-Водкина ("1918 год в Петрограде", 1920, там же). Формирование новой художественной системы В революционном порубежье окончательно складывается художественная система мастера, которую он излагал - со свойственной ему романтической восторженностью мировосприятия - в письмах, заметках и поздних автобиографических сочинениях. Открытые, по возможности чистые, не смешанные тона Петров-Водкин сочетает с особого рода "сферической перспективой", которая позволяет ему, изображая натуру в ракурсе сверху и сбоку, передавать ощущение "земли как планеты". Чувство "планетного притяжения" Петров-Водкин стремится передать даже в своих натюрмортах, что придает этим аскетически простым композициям монументальную значительность ("Селедка"; "Утренний натюрморт"; оба - 1918, Русский музей). Побывав в 1921 в Самарканде, мастер расширяет историко-культурный спектр своей живописи и графики в сторону Востока (в 1923 вышла книга Петрова-Водкина "Самаркандия" с его иллюстрациями). Искренний "попутчик" Революции, он создает эпически идеализированные образы Гражданской войны в картинах "После боя" (1923, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва) и "Смерть комиссара" (1928, Русский музей). Но в ряде его полотен усиливаются ноты тревожного отчуждения; они нарастают от картины "Землетрясение в Крыму", 1927-28, там же) до полотна "1919 год. Тревога" (1934, там же), где мотив гражданской войны - с питерским рабочим, которого среди ночи вызывают на фронт - воспринимается как предчувствие сталинского "большого террора" с его ночными арестами. Картина "Новоселье" (1937, там же) - на тему перераспределения жилплощади "бывших буржуев" -полна скрытой сатиры на новый социальный быт. Портреты Выдающийся портретист, Петров-Водкин видел в своих моделях живые вехи времени, героические воплощения человеческого достоинства и творческой чести. Таковы его "Автопортрет" (1918), портреты А. А. Ахматовой (1922; оба - там же), А. Белого (1932, Картинная галерея Армении, Ереван). Даже, казалось бы, сугубо официальный портрет В. И Ленина (1934, там же) выделяется в "Лениниане" своей удивительной, очень жесткой поэтической объективностью. В поздний период мастер особенно активно работал как писатель, запечатлев свою "жизнь в искусстве" в произведениях "Хлыновск" (1930) и "Пространство Эвклида" (1933), - ярких, по-своему красочных по стилю сочинениях, которые являются своего рода вымышленной автобиографией, сочетающей в себе черты романа, теоретического трактата и мемуарного текста. Плодотворно работал также как художник театра и педагог.ПЕТРОВИЧ (Petrovici) Эмил (1899-1968)румынский языковед. Труды по диалектологии, лингвистической географии, истории, ономастике, фонетике и фонологии румынского языка и славянской диалектологии.ПЕТРОВИЧЕВ Петр Иванович (1874-1947)российский живописец. Передвижник, член Союза русских художников. В пейзажах утверждал поэтическую красоту русской природы и архитектуры ("Ростов Великий", 1912).ПЕТРОВИЧИ-НЕГОШИсм. Негоши.ПЕТРОВСКгород (с 1780) в Российской Федерации, Саратовская обл., на р. Медведица. Железнодорожная станция (Петровск-Саратовский). 35,1 тыс. жителей (1993). Завод автозапчастей, пищевые предприятия. Краеведческий музей. Основан в 1698.ПЕТРОВСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯраспространенное название одного из ведущих сельскохозяйственных вузов России. Основана в 1865 как земледельческая и лесная академия в с. Петровско-Разумовское близ Москвы. Официальное название неоднократно менялось. С 1923 Тимирязевская сельскохозяйственная академия. С ее деятельностью связано формирование ряда крупных школ в отечественной сельскохозяйственной науке. См. Московская сельскохозяйственная академия.ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ (до 1926 Петровский Завод)город (с 1926) в Российской Федерации, Читинская обл. Железнодорожная станция (Петровский Завод). 27,9 тыс. жителей (1993). Металлургический, стеклянный заводы; лесная промышленность. Музей декабристов. Основан в 1789.ПЕТРОВСКИЙ Алексей Алексеевич (1873-1942)российский радио- и электротехник, заслуженный деятель науки и техники России (1941). Автор первого русского теоретического руководства по радиотехнике (1907). Пионер электроразведки полезных ископаемых.ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович (р. 1924)российский психолог, академик (1992) и президент (с 1992) Российской академии образования. Основные исследования по истории психологии, социальной психологии и психологии личности.ПЕТРОВСКИЙ Борис Васильевич (р. 1908)российский хирург, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1966) и Российской АМН (1957), Герой Социалистического Труда (1968). Впервые в СССР применил протезы клапанов сердца, операции пересадки почек, пластики бронхов и трахеи. Труды по хирургическому лечению рака пищевода и др. Министр здравоохранения СССР в 1965-80. Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1971).ПЕТРОВСКИЙ Владимир Федорович (р. 1933)российский дипломат. С 1986 заместитель, с 1991 1-й заместитель министра иностранных дел СССР. С января 1992 представитель Российской Федерации в Совете сотрудничества НАТО. С февраля 1992 заместитель Генерального секретаря ООН по политическим вопросам.ПЕТРОВСКИЙ Григорий Иванович (1878-1958)российский политический деятель. Депутат 4-й Государственной думы, председатель фракции большевиков. С 1917 нарком внутренних дел РСФСР. В 1919 председатель Всеукраинского ревкома. В 1919-38 председатель ВУЦИК. С 1940 заместитель директора Музея Революции СССР. Член ЦК партии в 1921-39, кандидат в члены Политбюро ЦК в 1926-39.ПЕТРОВСКИЙ Гурий Тимофеевич (р. 1931)российский физикохимик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1976). Труды по технологии лазерных материалов, волоконной оптики, фотооптики. Государственная премия СССР (1970).ПЕТРОВСКИЙ ЗАВОДназвание г. Петровск-Забайкальский до 1926.ПЕТРОВСКИЙ Иван Георгиевич (1901-73)российский математик, академик АН СССР (1946), Герой Социалистического Труда (1969). Ректор МГУ с 1951. Основные труды по теории дифференциальных уравнений, алгебраической геометрии, теории вероятностей, математической физике. Государственная премия СССР (1946, 1952).ПЕТРОВСКОЕ (до 1920 пос. Штеровский)город (с 1963) на Украине, Луганская обл., близ ж. -д. ст. Петровеньки. 16,7 тыс. жителей (1991). Мельничный комбинат, завод железобетонных изделий и др. Основан в 1896. Назван по имени Г. И. Петровского.ПЕТРОВСК-ПОРТназвание г. Махачкала до 1922.ПЕТРОВЫХ Мария Сергеевна (1908-79)русская поэтесса. В лирике (сборники "Дальнее дерево", 1968, "Предназначение", издание 1983, "Черта горизонта", издание 1986) - исповедальная интонация, поэтизация нравственной чистоты, душевной стойкости и бескомпромиссной позиции автора. Переводы (в т.ч. армянской поэзии). |