Энциклопедический словарь
 
 

П






Главная > Энциклопедия > П > Термины

ПЕТРОВ-БИРЮК (наст. фам. Петров) Дмитрий Ильич (1900-77)

русский писатель. Трилогия "Сказание о казаках" (кн. 1-3, 1935-51), исторический роман "Дикое поле" ("Кондратий Булавин", 1945), дилогия о Гражданской войне ("Юг в огне", 1957; "Перед лицом Родины", 1963).

ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939)

российский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). С нач. 1910-х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов ("Играющие мальчики", 1911). Разработал т.н. сферическую перспективу, создал драматические тематические картины ("1918 год в Петрограде", 1920), аналитически строгие портреты ("А. А. Ахматова", 1922), натюрморты, выявляющие конструктивность предметного мира ("Черемуха в стакане", 1932). Работал как график и театральный художник.

ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич [24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск, ныне Саратовская область - 15 февраля 1939, Ленинград]

российский художник, теоретик искусства и писатель. Выдающийся мастер изо-искусства символизма и модерна, плодотворно продолживший традиции "серебряного века" в советский период. Родился в бедной семье сапожника. Благодаря поддержке местных купцов-хлеботорговцев смог получить художественное образование - в т.ч. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1905, где одним из его учителей был В. А. Серов), в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901), а также (1906-08) в частных академиях Парижа. В этот же период путешествовал по Италии и Северной Африке. Был членом объединений "Мир искусства" и "Четыре искусства". Жил в Ленинграде, с 1927 - в Детском селе (ныне Пушкин). Литература и живопись. "Купание красного коня" В творчестве молодого Петрова-Водкина литература (проза и драматургия в духе М. Метерлинка) соперничала с живописью. Окончательно став художником, не раз возвращался к писательству. Типическими образцами символизма по содержанию и модерна по форме явились его ранние картины, с условными персонажами в ирреальном и таинственном пространстве сна или легенды ("Сон", 1910; "Играющие мальчики", 1911; обе - Русский музей). Этапным символом творческой зрелости явилось полотно "Купание красного коня" (1912, Третьяковская галерея), где величавый, "фресковый" лаконизм форм, яркий и сильный локальный колорит превращают простой, пасторальный мотив в поэтическое иносказание о судьбах России. Та же поэтическая аллегорика животворит картины "Мать" (1913), "Девушки на Волге" (1915, обе - там же), где так же, как и в других зрелых образах мастера, проступает глубокая связь его метода не только с современным французским искусством и итальянским ранним Возрождением, но и с древнерусской живописью. Новатором русского религиозного искусства, мастером "церковного модерна" выступает художник в своей христианской иконографии ("Богоматерь с младенцем", керамическое панно на здании клиники Р. Р. Вредена в Петербурге, 1904; росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче (1910), Морском соборе в Кронштадте (1913); росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы (1915); сохранились лишь частично). Религиозные мотивы нередко одухотворяют и светские композиции Петрова-Водкина ("1918 год в Петрограде", 1920, там же). Формирование новой художественной системы В революционном порубежье окончательно складывается художественная система мастера, которую он излагал - со свойственной ему романтической восторженностью мировосприятия - в письмах, заметках и поздних автобиографических сочинениях. Открытые, по возможности чистые, не смешанные тона Петров-Водкин сочетает с особого рода "сферической перспективой", которая позволяет ему, изображая натуру в ракурсе сверху и сбоку, передавать ощущение "земли как планеты". Чувство "планетного притяжения" Петров-Водкин стремится передать даже в своих натюрмортах, что придает этим аскетически простым композициям монументальную значительность ("Селедка"; "Утренний натюрморт"; оба - 1918, Русский музей). Побывав в 1921 в Самарканде, мастер расширяет историко-культурный спектр своей живописи и графики в сторону Востока (в 1923 вышла книга Петрова-Водкина "Самаркандия" с его иллюстрациями). Искренний "попутчик" Революции, он создает эпически идеализированные образы Гражданской войны в картинах "После боя" (1923, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва) и "Смерть комиссара" (1928, Русский музей). Но в ряде его полотен усиливаются ноты тревожного отчуждения; они нарастают от картины "Землетрясение в Крыму", 1927-28, там же) до полотна "1919 год. Тревога" (1934, там же), где мотив гражданской войны - с питерским рабочим, которого среди ночи вызывают на фронт - воспринимается как предчувствие сталинского "большого террора" с его ночными арестами. Картина "Новоселье" (1937, там же) - на тему перераспределения жилплощади "бывших буржуев" -полна скрытой сатиры на новый социальный быт. Портреты Выдающийся портретист, Петров-Водкин видел в своих моделях живые вехи времени, героические воплощения человеческого достоинства и творческой чести. Таковы его "Автопортрет" (1918), портреты А. А. Ахматовой (1922; оба - там же), А. Белого (1932, Картинная галерея Армении, Ереван). Даже, казалось бы, сугубо официальный портрет В. И Ленина (1934, там же) выделяется в "Лениниане" своей удивительной, очень жесткой поэтической объективностью. В поздний период мастер особенно активно работал как писатель, запечатлев свою "жизнь в искусстве" в произведениях "Хлыновск" (1930) и "Пространство Эвклида" (1933), - ярких, по-своему красочных по стилю сочинениях, которые являются своего рода вымышленной автобиографией, сочетающей в себе черты романа, теоретического трактата и мемуарного текста. Плодотворно работал также как художник театра и педагог.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

ПЕТРОВИЧ (Petrovici) Эмил (1899-1968)

румынский языковед. Труды по диалектологии, лингвистической географии, истории, ономастике, фонетике и фонологии румынского языка и славянской диалектологии.

ПЕТРОВИЧЕВ Петр Иванович (1874-1947)

российский живописец. Передвижник, член Союза русских художников. В пейзажах утверждал поэтическую красоту русской природы и архитектуры ("Ростов Великий", 1912).

ПЕТРОВИЧИ-НЕГОШИ

см. Негоши.

ПЕТРОВСК

город (с 1780) в Российской Федерации, Саратовская обл., на р. Медведица. Железнодорожная станция (Петровск-Саратовский). 35,1 тыс. жителей (1993). Завод автозапчастей, пищевые предприятия. Краеведческий музей. Основан в 1698.

ПЕТРОВСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

распространенное название одного из ведущих сельскохозяйственных вузов России. Основана в 1865 как земледельческая и лесная академия в с. Петровско-Разумовское близ Москвы. Официальное название неоднократно менялось. С 1923 Тимирязевская сельскохозяйственная академия. С ее деятельностью связано формирование ряда крупных школ в отечественной сельскохозяйственной науке. См. Московская сельскохозяйственная академия.

ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ (до 1926 Петровский Завод)

город (с 1926) в Российской Федерации, Читинская обл. Железнодорожная станция (Петровский Завод). 27,9 тыс. жителей (1993). Металлургический, стеклянный заводы; лесная промышленность. Музей декабристов. Основан в 1789.

ПЕТРОВСКИЙ Алексей Алексеевич (1873-1942)

российский радио- и электротехник, заслуженный деятель науки и техники России (1941). Автор первого русского теоретического руководства по радиотехнике (1907). Пионер электроразведки полезных ископаемых.

ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович (р. 1924)

российский психолог, академик (1992) и президент (с 1992) Российской академии образования. Основные исследования по истории психологии, социальной психологии и психологии личности.

ПЕТРОВСКИЙ Борис Васильевич (р. 1908)

российский хирург, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1966) и Российской АМН (1957), Герой Социалистического Труда (1968). Впервые в СССР применил протезы клапанов сердца, операции пересадки почек, пластики бронхов и трахеи. Труды по хирургическому лечению рака пищевода и др. Министр здравоохранения СССР в 1965-80. Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1971).

ПЕТРОВСКИЙ Владимир Федорович (р. 1933)

российский дипломат. С 1986 заместитель, с 1991 1-й заместитель министра иностранных дел СССР. С января 1992 представитель Российской Федерации в Совете сотрудничества НАТО. С февраля 1992 заместитель Генерального секретаря ООН по политическим вопросам.

ПЕТРОВСКИЙ Григорий Иванович (1878-1958)

российский политический деятель. Депутат 4-й Государственной думы, председатель фракции большевиков. С 1917 нарком внутренних дел РСФСР. В 1919 председатель Всеукраинского ревкома. В 1919-38 председатель ВУЦИК. С 1940 заместитель директора Музея Революции СССР. Член ЦК партии в 1921-39, кандидат в члены Политбюро ЦК в 1926-39.

ПЕТРОВСКИЙ Гурий Тимофеевич (р. 1931)

российский физикохимик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1976). Труды по технологии лазерных материалов, волоконной оптики, фотооптики. Государственная премия СССР (1970).

ПЕТРОВСКИЙ ЗАВОД

название г. Петровск-Забайкальский до 1926.

ПЕТРОВСКИЙ Иван Георгиевич (1901-73)

российский математик, академик АН СССР (1946), Герой Социалистического Труда (1969). Ректор МГУ с 1951. Основные труды по теории дифференциальных уравнений, алгебраической геометрии, теории вероятностей, математической физике. Государственная премия СССР (1946, 1952).

ПЕТРОВСКОЕ (до 1920 пос. Штеровский)

город (с 1963) на Украине, Луганская обл., близ ж. -д. ст. Петровеньки. 16,7 тыс. жителей (1991). Мельничный комбинат, завод железобетонных изделий и др. Основан в 1896. Назван по имени Г. И. Петровского.

ПЕТРОВСК-ПОРТ

название г. Махачкала до 1922.

ПЕТРОВЫХ Мария Сергеевна (1908-79)

русская поэтесса. В лирике (сборники "Дальнее дерево", 1968, "Предназначение", издание 1983, "Черта горизонта", издание 1986) - исповедальная интонация, поэтизация нравственной чистоты, душевной стойкости и бескомпромиссной позиции автора. Переводы (в т.ч. армянской поэзии).

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz