|
|
Главная >
Энциклопедия >
П > Термины
ПИКАРТЫ (назв. от Пикардии, очага еретических движений в средние века)левое течение таборитов в Чехии 1-й пол. 15 в. (название дано католическими силами). Руководители - М. Гуска, В. Коранда и др. Развивали идеи хилиазма, установили уравнительное распределение в Таборе. Весной 1421 разгромлены умеренными таборитами во главе с Я. Жижкой.ПИКАССО (Picasso) (собственно Руис, Ruiz) Пабло (1881-1973)французский живописец. По происхождению испанец. В 1900-х гг. ("голубой" и "розовый" периоды) создал обостренно-выразительные произведения, посвященные обездоленным людям ("Девочка на шаре", 1905). С 1907 основоположник кубизма, с сер. 1910-х гг. создавал произведения в духе неоклассицизма, в ряде работ близок сюрреализму. Произведения Пикассо иногда полны боли и протеста, имеют большое общественное значение ("Герника", 1937), глубокое гуманистическое содержание (рисунок "Голубь мира", 1947). Много работал как график, скульптор, керамист. Международная Ленинская премия (1962). Международная премия Мира (1950).ПИКАССО (Picasso) Пабло (Руис-и-Пикассо) (25 октября 1881, Малага - 8 апреля 1973, Мужен, Приморские Альпы)французский художник, испанец по происхождению. Годы учения Учился у своего отца - Х. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье, Барселоне и в Мадридской академии "Сан Фернандо", увлекаясь французским искусством, знакомым по репродукциям. Испытал воздействие анархизма. В 1900 Пикассо впервые приезжает в Париж, с 1904 живет там постоянно. Выставляется с 1901 у "тетушки Вейль" и у А. Воллара. В это время он уходит от влияния стиля модерн, которое еще долго сохраняется в манере подчеркивать силуэты фигур, а также в колористической монохромии. Своими "учителями" Пикассо избирает Ван Гога, Гогена, Сезанна, Тулуз-Лотрека. Он начинает писать яркими пастозными мазками в манере протофовизма (см. фовизм). "Голубой" и "розовый" периоды На годы поездок между Парижем и Барселоной (1901-04) приходится так называемый "голубой период": в палитре мастера преобладают голубые оттенки. Для картин этого периода характерны образы нищеты, меланхолии и печали (Пикассо считал - "кто грустен, тот искренен"); движения людей замедленны, они словно вслушиваются в себя ("Любительница абсента", 1901; "Свидание", 1902, обе в Эрмитаже; "Старый нищий старик с мальчиком", 1903, Музей изобразительных искусств, Москва). В следующий период, получивший название "розового", появляются сцены дружбы, любования красотой обнаженного тела. Произведение переходного периода - от "голубого" к "розовому" - "Девочка на шаре" (1905, Музей изобразительных искусств, Москва). Кубизм В 1907 Пикассо создает композицию "Авиньонские девицы" (Музей современного искусства, Нью-Йорк) - большое панно, персонажи которого - посетители и девицы публичного дома в барселонском квартале Авиньон (так полагал поэт А. Сальмон, давший название произведению) - предстают бесполыми существами, некими устрашающими идолами. В произведении сочетаются разные стилистические манеры: розовые фигуры персонажей геометризированы, лики отдельных из них написаны в штриховой манере, имитирующей приемы африканских скульпторов. "Авиньонские девицы" произвели сенсацию, картина положила начало многим экспериментам. Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века. В 1908-09 Пикассо совместно с Ж. Браком, влияя друг на друга, разрабатывают новый стиль - кубизм, ставший радикальным поворотом от поисков художественного эквивалента реальности к ее полному пересозданию. Используются нейтральные, преимущественно охристые, серые, коричневые и зеленоватые тона, характерные для живописи Сезанна, но заметно "утяжеленные", помутнелые; они комбинируются в геометрические формулы, обнажая некие изначальные "прототипы" человеческих фигур, вещей и мира природы ("Королева Изабо", "Дама с веером", обе 1909; "Портрет А. Воллара", 1910, все в Музее изобразительных искусств, Москва; "Дриада", "Фермерша", "Три женщины", ряд натюрмортов, 1909-10, Эрмитаж). Первая стадия кубизма получила впоследствии название "аналитической". С 1919 она постепенно перерождается, и в 1913 появляется "синтетическая" стадия, для которой характерны большая цветность форм, стремление к плоскостной трактовке объектов. Начинают преобладать натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином и т.п. - атрибуты, присущие образу жизни художественной богемы начала века. В композициях появляется "кубистическая тайнопись": зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. Пикассо использует коллаж - вклеивание в холст реклам, этикеток и вырезок из газет; со временем объем инородного материала в картине увеличивается (присыпки песком, вмонтирование кусочков дерева и металла, осколков стекла, использование гипса и т.п.). В "синтетический" период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. В дальнейшем увлечение кубизмом сходит на нет, однако отдельные его черты продолжают сохраняться в картинах до конца жизни художника ("Три музыканта", 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Неоклассицизм Уже в картине "Художник и его модель" (1914) и в ряде рисунков проявился интерес Пикассо к точным контурам и пластике форм. Через три-четыре года неоклассицистические и реалистические тенденции становятся явными для всех. Многих это смущает: новатор, соблазнивший стольких художников, вернулся к традициям. В прессе появились критические заметки о "художнике-хамелеоне". В 1917 Пикассо делает декорации для балета "Парад" Э. Сати (текст Ж. Кокто) в "помпейском стиле". Женитьба на балерине Ольге Хохловой, рождение сына Поля сопровождаются возвращением к миру ясных, понятных, чуждых драматической экспрессии форм. Поездка в Италию также усиливает интерес к классике. Некоторые рисунки мастер делает по фотографиям. Он отходит от гротескной манеры 1900-х гг., по-иному "активизирует" форму, словно соревнуясь со своим кумиром тех лет - Энгром (этот период нередко называют "энгровским"). Сюрреализм При этом в творчестве мастера сохраняется тенденция к одновременным поискам в разных направлениях. Так, в середине 1920-х гг. он испытывает влияние сюрреализма - пишет несколько полотен с изображением женщин на пляже, в трактовке форм которых соединяет геометрическую манеру кубизма с подчеркнуто витальными элементами. Он продолжает активно заниматься скульптурой, сочетая впечатления от африканской скульптуры с приемами кубизма и сюрреализма. В 1930 художник делает серию из 30 офортов к "Метаморфозам" Овидия. В 1930-37 создает "Сюиту Воллара"; в числе ста офортов, продолжающих традиции Рембрандта и Гойи, - сцены с человекобыком, где легендарный обитатель лабиринта Минотавр превращается в "миф Пикассо", ибо художник весьма произвольно трактует древнее сказание. Война в Испании. "Герника" В 1937 симпатии Пикассо - на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт "Мечты и ложь генерала Франко", отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов). В апреле 1937 немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герника - культурный и политический центр жизни этого свободолюбивого народа. За два месяца Пикассо создает свою "Гернику" - громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Светлые и темные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. В центре композиции, наподобие фриза, в комбинаторике кубистическо-сюрреалистических элементов показаны павший воин, подбегающая к нему женщина и раненая лошадь. Основной теме сопутствуют изображения плачущей женщины с мертвым ребенком и быком за ее спиной и женской фигуры в пламени с воздетыми вверх руками. В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь, протягивается длинная рука со светильником - символом надежды. Послевоенный период В 1944 Пикассо становится членом Французской компартии; в первом послевоенном Салоне освобождения для его произведений отводится целый зал. В 1950 он рисует знаменитого "Голубя мира", в 1951 пишет картину "Война в Корее" (собрание семьи художника). В 1947 Пикассо приезжает в городок Валлорис - традиционный центр керамики на юге Франции. Он изготавливает здесь блюда и сосуды самых разнообразных форм, способствуя возрождению традиционного ремесла. Перед старинным романским собором на торговой площади устанавливается статуя его работы "Человек с ягненком" (1942-44); в крипте храма помещаются живописные панно "Война" и "Мир" (1952). В 1956-57 Пикассо исполняет панно для здания ЮНЕСКО в Париже. Создает ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе, который вскоре получает название "музей Пикассо". В 1960-е гг. Пикассо пишет своеобразные вариации на темы прославленых картин знаменитых мастеров прошлого ("Менины" Веласкеса, "Расстрел повстанцев" Гойи, "Завтрак на траве" Мане и др.). Трактуя их в гротескнокубистическом стиле, художник дает волю своей неуемной фантазии, убирая фигуры или добавляя вымышленные. Написанные небрежно холсты "позднего Пикассо" представляют любимые им сцены: художник и модель, образы античной мифологии, натюрморты, цирковые мотивы и мотивы боя быков; часто он обращается к женскому портрету. Пикассо оказал громадное влияние на художников всех стран, став самым известным мастером в искусстве 20 в. "ПИКВИКИ" ("Пиквикский клуб"), кружок разночинной интеллигенции в Екатеринославе в 1857-60 (до 1858 "Общество самосовершенствования"). Назван в память о И. И. Введенском, переводчике одноименного романа Ч. Диккенса. Руководители - Н. П. Баллин, В. Н. Елагин, М. М. Стопановский. Социалистические взгляды. Имел связи с Харьковско-Киевским обществом, "Колоколом", "Современником".ПИКЕ (франц. pique)плотная хлопчатобумажная, реже шелковая ткань, лицевая поверхность которой выработана в виде рубчиков различной формы.ПИКЕЛЕВАНИЕ (нем. Pickeln, от нидерл. pekelen - солить)в кожевенном и меховом производствах обработка голья и шкур раствором (пикелем), содержащим кислоту (обычно H2SO4) и соль (NaCl), для консервирования, а также придания им мягкости и пластичности.ПИКЕЛЬНЕР Соломон Борисович (1921-75)российский астрофизик, профессор МГУ (с 1959). Основные труды по космической электродинамике, физике межзвездной среды, звездных атмосфер, Солнца, космогонии. Автор книг: "Физика межзвездной среды" (1959), "Межзвездная среда" (совместно с С. А. Капланом, 1963), "Основы космической электродинамики" (1966). Именем Пикельнера назван кратер на Луне.ПИКЕРИНГ (Pickering) Эдуард Чарлз (1846-1919)американский астроном, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1908). основные труды по астрофотометрии и астроспектроскопии. Руководил составлением фотометрического звездного каталога, разработкой т.н. гарвардской классификации звездных спектров.ПИКЕТ (франц. piquet)1) элемент сторожевого охранения в некоторых европейских армиях 18-19 вв. В русской армии с 80-х гг. В 19 в. пикеты стали называть сторожевыми заставами. 2) Группа бастующих рабочих, патрулирующая в районе забастовки.ПИКЕТ (от франц. piquet - кол)в геодезии - точка на местности (обозначенная колышком), служащая ориентиром для установки рейки при нивелировании и для закрепления трассы на местности.ПИКЕТна российских железных дорогах длина пути, равная 100 м.ПИКИНЕРЫвид пехоты в европейских армиях 16 - нач. 18 вв., вооруженной пиками; в русской армии пикинеров называли копейщиками.ПИКИРОВАНИЕ [от франц. piquer (une tete) - падать вниз головой]движение самолета по наклонной к горизонту траектории от 30 до 90°. Применяется при атаках воздушных целей, бомбометании, поражении наземных целей снарядами, при необходимости быстрой потери высоты.ПИКИРОВКА (от франц. piquet - колышек)пересадка овощных, плодовых, декоративных и некоторых технических культур в молодом возрасте. После пикировки растения получают большую площадь питания.ПИККАР (Пикар) (Piccard) Огюст (1884-1962)швейцарский физик. В полетах на стратостатах собственной конструкции достиг высоты 15 780 м (1931) и 16 370 м (1932). На батискафах собственной конструкции опускался на глубину 1380 м (1948) и 3160 м (1953).ПИККОЛО (от итал. piccolo - маленький)название наименьшего по размерам и наиболее высокого по звучанию музыкального инструмента какого-либо семейства. Пикколо обычно называют флейту-пикколо.ПИКНИДА1) орган бесполого спороношения сумчатых и некоторых низших грибов; имеет форму кувшина, в котором развиваются пикноспоры и конидии; образуется на мицелии. 2) Плодовое тело некоторых несовершенных грибов.ПИКНИДА1) орган бесполого спороношения сумчатых и некоторых низших грибов; имеет форму кувшина, в котором развиваются пикноспоры и конидии; образуется на мицелии. 2) Плодовое тело некоторых несовершенных грибов.ПИКНОМЕТР (от греч. pyknos - плотный и... метр)стеклянный сосуд специальной формы и определенной вместимости для измерений плотности газов, жидкостей и твердых тел. Плотность определяется по массе заключенного в пикнометре вещества (ее находят взвешиванием) и объему вещества, равному объему пикнометра.ПИКО... (от исп. pico - малая величина)приставка для образования наименований дольных единиц, равных 10-12 исходных единиц. Обозначается п. Пример: 1 пФ (пикофарад) = 10-12 Ф.ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (1463-94)итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. "900 тезисов" Пико делла Мирандола (введение к ним - "Речь о достоинстве человека"), в которых он стремился к всеобщему "примирению философов" (все религиозные и философские школы - частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. С 1488 во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников (Фичино); испытал воздействие Савонаролы. |