Энциклопедический словарь
 
 

Р






Главная > Энциклопедия > Р > Термины

РЕПС (англ. reps)

хлопчатобумажная или шелковая ткань, у которой лицевая сторона и изнанка покрыты рубчиками, образующимися из-за значительно меньшей толщины и большей плотности нитей в основе, чем в утке. Используют для пошива одежды и обуви, а также как декоративный материал.

РЕПТИЛИИ

то же, что пресмыкающиеся.

РЕПУЛЬСИОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

однофазный двигатель переменного тока с трансформаторной связью между обмотками статора и ротора. Частоту вращения можно регулировать в широких пределах. Применяют в регулируемых электроприводах небольшой мощности.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

РЕПУТАЦИЯ (франц. reputation)

создавшееся общее мнение о качестве, достоинствах и недостатках кого-либо, чего-либо.

РЕПЧАТЫЙ ЛУК

травянистое растение рода лук, овощная культура. В пищу употребляют луковицы и зеленые листья.

РЕРБЕРГ Георгий Иванович (р. 1937)

российский кинооператор, народный артист Российской Федерации (1988). Дебютировал в фильме "Первый учитель" как оператор-постановщик. Среди других работ: "Дворянское гнездо" (1969), "Отец Сергий" (1978), "Зеркало" (1980), "Плюмбум, или Опасная игра" (1986) и др.

РЕРБЕРГ Иван Иванович (1869-1932)

российский архитектор, заслуженный деятель науки и техники России (1932). Киевский вокзал (1914-17) и Центральный телеграф (1925-27) в Москве.

РЕРИХ (урожденная Шапошникова) Елена Ивановна (1879-1955)

русский религиозный философ. Жена Н. К. Рериха, участвовала в его Трансгималайской и Центрально-Азиатской экспедициях. С 1924 в Индии, разработала "агни-йогу", или учение "живой этики", на основе индийской духовной традиции.

РЕРИХ Николай Константинович (1874-1947)

российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Отец востоковеда Ю. Н. Рериха и художника С. Н. Рериха. Член "Мира искусства". С 20-х гг. жил в Индии. Эмоциональные, красочно-декоративные композиции, навеянные историей Др. Руси ("Гонец", 1897), индийской и тибетской природой и мифологией ("Помни", 1945). Рерих рассматривал историю и природу как процесс единой "космической эволюции". В 1924-28 совместно с Ю. Н. Рерихом и в 1934-35 совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны Центр. и Вост. Азии (книги "Сердце Азии", 1929, "Врата в будущее", 1936). Инициатор движения в защиту памятников культуры (в 1954 заключен Международный пакт Рериха по охране культурных ценностей); основал Институт гималайских исследований в Нигаре - "Урусвати" (1929-42; совместно с Ю. Н. Рерихом). Сборник стихов "Цветы Мории", 1921; прозаические книги эссеистского и дневникового характера: "Пути Благословения", 1924, "Твердыня Пламенная", 1932, "Нерушимое", 1936, "Алтай-Гималаи", на русском языке - 1974, и др. В Москве создан Международный центр Рерихов (1992; преобразован из Советского фонда Рерихов). РЕРИХ Николай Константинович [27 сентября (9 октября) 1874, Петербург - 13 декабря 1947, Наггар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], российский художник, археолог, писатель и философ-мистик. Один из самых ярких и популярных мастеров русского символизма и модерна, человек-легенда. Родился в семье нотариуса. Учился в Академии художеств (1893-97) у А. И. Куинджи, а также в студии Ф. Кормона в Париже (1900-01). Был членом объединения "Мир искусства", занимая пост его председателя в 1910-18. На рубеже веков активно занимался археологическим изучением славянских и угрофинских древностей в Петербургской, Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской губерниях. В 1899-1904 написал большой цикл архитектурно-исторических живописных этюдов Пскова, Ростова Великого, Смоленска, Изборска и др. русских городов; в национальной романтике этих образов, своей красочной лепкой проникновенно воссоздающих фактуру древних пейзажей и построек, органично соединил археологию с искусством. Охрана памятников старины становится для него насущной философской проблемой, обеспечивающей верную историческую перспективу, "искания будущей жизни" (как он пишет в очерке "Иконы", 1910). Начало пути. В исторических картинах молодого мастера ["Гонец" ("Восста род на род"), 1897; "Заморские гости", 1901; "Город строят", 1902; "Бой", 1906; все - Третьяковская галерея] палитра со временем становится все ярче, эпизоды минувшего претворяются в подобия символических откровений о судьбах мировых культур, являющих свои общие архаические корни. Историческое развитие все чаще предстает как цепь вселенских катаклизмов ("Небесный бой", 1912, Русский музей, - где грозная игра тяжелых облаков словно дублирует битву на земле), средоточием образов нередко становятся легендарные фигуры героев и святых ("Пантелеймон-целитель", 1916, Третьяковская галерея; "Три радости", 1916, Русский музей). Свои феерические красочные видения художник плодотворно воплощает и в сценографии (оформление спектаклей: "Пер Гюнт" Г. Ибсена (1912, в Московском Художественном театре), "Тристан и Изольда" Р. Вагнера (1912, неосуществленная постановка), "Весна священная" И. Ф. Стравинского (1913, антреприза С. П. Дягилева в Париже), "Князь Игорь" А. П. Бородина (1914, антреприза Дягилева в Лондоне). В этот период Рерих также активно работает и в монументально-декоративном искусстве, став одним из самых ярких представителей "церковного модерна", обновляющего традиционную византийскую иконографию. Однако наиболее крупные его монументальные работы - росписи церкви св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911-14, с композицией "Царица Небесная на берегу Реки Жизни", где мастер соединил христианскую и древнеязыческую природную символику), а также панно "Сеча при Керженце" и "Покорение Казани" для Казанского вокзала в Москве (1915-16) не сохранились. Литературное творчество. На смену ранним археологическим научным публикациям и художественно-критическим обзорам Рериха приходит его зрелое литературное творчество, представленное в первом (и единственном) томе собрания сочинений (1914) и сборнике стихов "Цветы Мории" (1921). Он создает свои (по выражению М. Горького) "письмена" об исторических судьбах Востока и Запада, их глубинной взаимосвязи, обращаясь к самым различным жанрам - к сказке, легенде и притче, поэме и былине, философскому эссе, дидактической проповеди, наконец, к поэтическим комментариям о собственных картинах. Трансгималайская экспедиция. После Октябрьской революции у Рериха устанавливается достаточно сложное и противоречивое отношение к новой власти. С одной стороны, он резко осуждает революционное насилие и вандализм, с другой стороны принимает все случившее с Россией как знамение исторических судеб, неизбежную мировую катастрофу - и стремится наладить сотрудничество с большевиками. С 1920 он живет за рубежом, главным образом в США. С 1923 начинает из Сиккима свою знаменитую Трансгималайскую экспедицию с целью исторического, этнографического и топографического исследования Внутренней Азии. Постоянно находясь на скрещении геополитических интересов различных государств, Рерих в процессе экспедиции закрепляет свой все более значительный международный авторитет - в роли своего рода мирового посредника. В 1925 он через Синцзян приезжает в Москву и передает советским руководителям "послание махатм", духовных учителей Востока, в котором приветствуются социалистические преобразования в России. В 1926-28 через Алтай, Монголию и Тибет возвращается в Сикким. Для обработки результатов экспедиции и дальнейших изысканий - как гуманитарных, так и естественнонаучных - Рерих в 1929 учреждает Институт гималайских исследований (или Институт Урусвати - от санскритского слова, означающего "утренняя заря") в долине Кулу (Западные Гималаи), сделав его постоянной своей резиденцией. Духовным итогом путешествий по Внутренней Азии стали книги "Алтай-Гималаи" (1927), "Сердце Азии" (1929) и "Шамбала" (1930). Классический художественный стиль Рериха. Но гораздо более известны живописнохудожественные итоги этих лет. В конце 1910-20-х гг. закрепляется классический стиль Рериха-художника. Обладая фантастическим трудолюбием, он (работая теперь почти исключительно темперой) пишет сразу несколько картин, которые слагаются в единые циклы, "подчиненные одной сущности", "спаянные в незыблемом соответствии красок и формы" как "ожерелья из самоцветов" (по его собственным словам из притчи "Пламя", 1918). Сквозь сильные, яркие по цвету, как бы "космические" образы величественной природы, древних монастырей и символических монументов (наскальные знаки, оживающие фигуры богов и героев) проступают религиозно-буддийские или фольклорные лейтмотивы - Будды-Майтрейи как олицетворения грядущего всесовершенного мирового порядка или Гэсэра, воина-освободителя из монгольского эпоса. Горные вершины воспринимаются как монументальная граница Шамбалы, мистического царства справедливости с царямижрецами. Лишь одним из многих примеров может служить цикл "Майтрейя", который Рерих в 1926 подарил М. Горькому (Нижегородский художественный музей). Все больше сил Рерих - вместе с женой, Е. И. Шапошниковой, создавшей в 1920-30-е гг. учение Агни-Йоги ("Огненной йоги"), - отдает теософии, понимаемой не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рериха во многих странах мира увлекает провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди он издает в книгах "Держава Света" (1931) и "Твердыня пламенная" (1933), а мистическое кредо живописно выражает в картинах "Матерь Мира" (1924) и "Мадонна Орифламма" ("Владычица Знамени Мира", 1933). Культуроохранительные идеи Рериха, идеи "Мира через Культуру" воплощаются в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, заключенной в Гааге в 1954. Продолжая активно работать как живописец, Рерих в поздний свой период пишет также и огромные циклы автобиографических очерков - "Листы дневника" (1934-35) и "Моя жизнь" (1936-47). Поддерживая дружеские связи с выдающимися деятелями индийской культуры - в т.ч. с Р. Тагором и Дж. Неру - он вносит большой вклад в развитие русско-индийских отношений. Среди верных соратников мастера были его жена Е. И. Шапошникова, а также сыновья, востоковед Ю. Н. Рерих и художник С. Н. Рерих. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве (с 1992) существует Международный Центр Рерихов. Ряд наиболее значительных книг Рериха в последнее время переиздан. Сочинения: Из литературного наследия. М., 1974. Зажигайте сердца. М., 1975. Литература: Беликов П. Ф. Библиография произведений Н. К. Рериха // "Уч. зап. Тартуского гос. ун-та". Тарту, 1968. Выпуск 217. С. 265-282. Держава Рериха. М., 1993. Утренняя Звезда.: Альманах Международного центра Рерихов. 1993 -. М. Н. Соколов.

РЕРИХ Святослав Николаевич (1904-93)

живописец, почетный член АХ СССР (1978). Сын Н. К. Рериха. Жил в Индии. Писал портреты, пейзажи ("Гималаи. Закат солнца", 1937), символические композиции, стилистически близкие поздним произведениям отца.

РЕРИХ Юрий Николаевич (1902-60)

российский востоковед. Сын Н. К. Рериха. Св. 30 лет прожил в Индии. В 1957 возвратился в СССР. Труды по тибетологии, буддийской философии и религии.

"РЕРУМ НОВАРУМ" (первые слова лат. текста: "Rerum novarum..." - "Новых вещей...")

энциклика римского папы Льва XIII (1891). Провозглашала извечность частной собственности и классов. Призывала к отказу от классовой борьбы и к созданию рабочих организаций, действующих под контролем церкви. Осуждала социализм.

РЕС

в греческой мифологии фракийский царь, союзник троянцев, обладатель волшебных коней, от которых зависела неприступность Трои. Диомед и Одиссей убили Реса и захватили его коней. Миф обработан в трагедии "Рес" (4 в. до н. э.), приписываемой Еврипиду.

РЕСИВЕР (англ. receiver, букв. - получатель)

сосуд для скапливания газа или пара; предназначается главным образом для сглаживания колебаний давления, вызываемых пульсирующей подачей и прерывистым расходом. В компрессорной установке ресивер служит также для охлаждения газа и отделения капель масла и влаги. В паровых машинах ресивер - теплоизолированная труба, соединяющая цилиндры высокого и низкого давлений.

РЕСИСТЕНСИЯ (Resistencia)

город на северо-востоке Аргентины, административный центр пров. Чако. 218 тыс. жителей (1991). Международный аэропорт. Хлопкоочистительная, маслобойная, деревообрабатывающая промышленность.

РЕСИФИ (Recife) (Пернамбуку)

город и порт на северо-востоке Бразилии, административный центр шт. Пернамбуку. 2,9 млн. жителей (1991, с пригородами). Международный аэропорт. Пищевкусовая, текстильная, цементная, химическая промышленность, машиностроение. Университеты. Филологическая академия. Музеи. Архитектурные памятники колониального периода и 19 в. Центр туризма.

РЕСКИН (Раскин) (Ruskin) Джон (1819-1900)

английский писатель, теоретик искусства. Романтический протест Рескина против современного общества обусловил его призыв к возрождению средневековых форм организации художественного творчества и ремесел. Идеолог прерафаэлитов. Произведения Рескина о проблемах культуры ("Сезам и Лилии", 1865; "Королева эфира", 1869) отличаются изысканностью слога.

РЕСКРИПТ (лат. rescriptum, от rescribo - письменно отвечаю)

1) в Др. Риме имевший силу закона ответ императора на направленный ему для разрешения вопрос. 2) Акт монарха в форме конкретного предписания министру или какому-либо другому лицу.

РЕСНИЦЫ

короткие жесткие волосы, расположенные в 2-3 ряда по краю век у человека и млекопитающих животных. У человека 100-150 ресниц на верхнем веке и 50-70 на нижнем. Защищают роговицу от пыли.

РЕСНИЧКИ

тонкие ните- или щетинковидные выросты клеток, способные совершать ритмические движения. Характерны для инфузорий, ресничных червей, у позвоночных и человека - для эпителиальных клеток дыхательных путей, яйцеводов, матки. Движения ресничек обеспечивают перемещение клетки в жидкой среде или способствуют току окружающей жидкости.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz