|
|
Главная >
Энциклопедия >
Р > Термины
РОДОСЛОВНАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХзапись о происхождении животных с указанием родителей и более далеких предков. Используется в племенной работе при оценке животных по происхождению в записи в Книгу племенных животных.РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО (филогенетическое древо)в биологии - изображение родственных отношений внутри любой таксономической группы организмов или всего органического мира в виде дерева, в основании которого помещены предковые формы, а на разветвлениях ствола - потомки.РОДОСЛОВНЫЕ КНИГИгенеалогические записи, содержащие сведения о происхождении, родственных связях и службе предков княжеских и боярских фамилий в России. Велись с 40-х гг. 16 в. После отмены местничества составлялись родословные книги всего русского дворянства. В кон. 18 - нач. 20 вв. - в губернских дворянских собраниях.РОДОССКИЙ МОРСКОЙ ЗАКОНсборник правил торгового мореплавания, составленный в Византии в 7-8 вв. По традиции связан с названием о. Родос - крупного торгового центра.РОДОХРОЗИТ (марганцевый шпат)минерал класса карбонатов, MnCO3. Обычно шаровидные и почковидные розовые агрегаты. Твердость 3,5-4; плотность 3,7 г/см3. Встречается в гидротермальных месторождениях. В крупных скоплениях - руда марганца.РОДРИГЕС ДЕ ЛА КАМАРА (Rodriguez de la Camara)Родригес дель Падрон (1395 - ок. 1450), галисийский писатель. Автор песен, вошедших в "Песенник Баэны", и романа в стихах и прозе "Вольный раб любви" (ок. 1435).РОДРИГЕС ЛОБО (Rodriguez Lobo) Франсиско (ок. 1591-1621)португальский писатель. Пасторальные романы со стихами "Пастух-странник" (1608), "Разочарованный" (1614), сонеты, стансы и песни.РОДРИГЕС ФРЕЙЛЕ (Rodriguez Freile) Хуан (1566 - ок. 1640)колумбийский писатель. Искатель приключений. Автор плутовского романа "Теленок" (между 1636 и 1638).РОДС (Rhodes) Сесил Джон (1853-1902)организатор захвата англичанами (на рубеже 1880-90-х гг.) территорий в Юж. и Центр. Африке, часть которых составила колонию Родезия. В 1890-96 премьер-министр Капской колонии, один из главных инициаторов англо-бурской войны 1899-1902.РОДСТВОв праве - кровная связь между людьми, с наличием которой закон связывает определенные права и обязанности.РОДСТВО ЯЗЫКОВналичие общих черт и регулярных соответствий на разных языковых уровнях у языков, происшедших от одного языка-основы.РОДЧЕНКО Александр Михайлович (1891-1956)российский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Член объединения Левого фронта искусства (ЛЕФ), представитель конструктивизма и производственного искусства, оформитель книги, один из зачинателей рекламы в СССР, фотомонтажа.РОДЧЕНКО Александр Михайлович [23 ноября (5 декабря) 1891, Петербург - 3 декабря 1956, Москва]российский живописец, график, скульптор, дизайнер, фотограф. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник нового вида искусства - дизайна. Живописец и график. Родченко учился в Казанской художественной школе (1911-1914) у Н. И. Фешина, затем поступил в Строгановское училище в Москве. К этому времени относилось его сближение с деятелями русского авангарда, такими, как В. Е. Татлин, К. С. Малевич, Л. С. Попова и другими. С 1916 началась совместная жизнь Родченко и художницы В. Ф. Степановой, его верной соратницы до конца дней. В 1916 художник был призван в армию, работал в санитарном поезде. Начиная с выставки "Магазин", организованной в 1916 Татлиным, экспонировал свои работы на многих выставках. В 1917 один из организаторов профессионального союза художников-живописцев, где был избран секретарем "молодой федерации". Вместе с Г. Б. Якуловым, Татлиным и другими работал над оформлением кафе "Питтореск" в Москве (1917). С 1918 по 1921 служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро, был членом художественной коллегии. В конце 1919 вступил в общество "Живскульптарх" (Комиссия по разработке вопросов живописноскульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 был одним из организаторов Рабиса. В 1920-30 преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина (в 1928 факультеты были объединены в один - Дерметфак). С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя. В 1930 был одним из организаторов фотогруппы "Октябрь". Живопись и графика главенствовали у Родченко на первом этапе его художественной биографии; к 1913 относятся ранние работы символико-стилизаторского толка, к 1915 - графические произведения, выполненные при помощи циркуля, линейки и трафарета. Беспредметные картины Родченко родились под влиянием супрематических идей Малевича, но очень скоро он осознал свою индивидуальность, указавшую ему путь, диаметрально противоположный метафизической абстрагированности супрематизма. Период конструктивизма. В 1918-21 художником были сделаны серии объемных конструкций, основанные на принципе использования стандартных элементов; на второй выставке Обмоху (Общества молодых художников, 1921) была представлена серия из свободно висящих пространственных конструкций, состоящих из врезанных друг в друга плоскостей различной конфигурации (это были сборноразборные вещи, легко поддающиеся демонтажу и складированию). В первые послереволюционные годы были осуществлены также серии картин и рисунков, развивавших аналитические идеи Родченко о взаимоотношениях цвета, линии и конструкции (циклы "Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей", "Концентрация цвета и форм", "Линии", "Линизм", цикл рисунков "Композиция и конструкция"). Выставленные в 1921 на групповой выставке "5 х 5" картины Родченко из серии "Гладкие доски" - "Чистый красный цвет", "Чистый желтый цвет" и "Чистый синий цвет" - ознаменовали конец для художника станковой живописи и начало конструктивизма. Конечной целью графических и живописных экспериментов Родченко был переход к конструированию реальных вещей: создание новых предметов превратилось для него в самую существенную художественную задачу. Родченко и Степанова были среди родоначальников конструктивизма, откристаллизовавшегося в самостоятельное направление в русском авангарде. Еще в 1919 Родченко представил на конкурс три варианта киоска, где стремился выявить художественные возможности новой функционально-конструктивной основы сооружения (в частности, он одним из первых увидел в оголенном каркасе новаторскую архитектурную форму); затем был черед проектов Дома Советов (1920), общественного здания принципиально нового типа. Производственное и агитационное искусство. С начала 1920-х гг. внимание мастера переключилось на проблемы производственного и агитационного искусства. Родченко приступил к работе в полиграфии; вместе со Степановой он сформировал новый стиль, став классиком конструктивистского оформления книг, журналов, печатной продукции. Им были созданы образцы типографских шрифтов и иллюстрации для ряда издательств, а также для журналов "Кино-фот", "Огонек", Смена", "Книга и Революция", "Пионер", "Современная архитектура" и др.; с 1923 был оформителем журнала "ЛЕФ", в 1927-28 - "Нового ЛЕФ а"; в 1933-41 работал совместно со Степановой над оформлением журнала "СССР на стройке". Фотомонтаж стал одним из важнейших художественных средств периода полиграфического конструктивизма Родченко - шедевром мастера может быть признано издание поэмы Маяковского "Про это" (1923), оформленное фотомонтажами. Тогда же началось сотрудничество художника и поэта в области советской рекламы (плакаты, вывески, упаковка, значки, марки и т.д.). Стиль конструктивистского оформления Родченко наложил отпечаток на всю предметно-бытовую среду 1920-х гг. Вскоре доминирующее место в его творчестве заняла фотография; начало этому было положено в 1924 исполнением ряда портретов (В. В. Маяковского, Н. Н. Асеева, А. М. Довженко, портрета матери и др.). Мастер портрета, репортажной съемки, жанровых снимков, художник отличался новаторским использованием контрастной светотени, а композиционное построение кадров вызвало появление терминов "перспектива Родченко" и "ложная перспектива Родченко". В 1925 Родченко участвовал в Международной выставке декоративного искусства и художественной индустрии в Париже по четырем разделам и по каждому из них получил серебряную медаль: искусство книги, искусство улицы, театр и ансамбль мебели (проект оборудования Рабочего клуба). Первый опыт сценографии относится к 1920, когда художник спроектировал оформление пьесы А. М. Гана "Мы" (постановка не осуществлена); в 1928-32 исполнил эскизы театральных декораций и костюмов для московских театров, в том числе для постановки пьесы Маяковского "Клоп" в театре им. Вс. Мейерхольда (1929). Возвращение к живописи, фотографии. В 1930-е гг., после декретирования социалистического реализма в качестве единственного стиля и метода, творчество Родченко все чаще и чаще подвергалось шельмованию (травля закончилась исключением мастера из членов Союза советских художников в 1951; восстановлен в 1954). В середине 1930-х гг. возвратился к живописи, написав серию картин на тему цирка и циркачей, со второй половины 1930-х гг. и на протяжении 1940-х гг. создавал декоративно-беспредметные работы. С 1934 оформлял совместно со Степановой репрезентативные альбомы и фотоальбомы, выпускаемые по случаю юбилеев и торжественных мероприятий ("10 лет Узбекистана", 1934; "Первая Конная", 1935-37; "Красная Армия", 1938; "Советская авиация", 1939, и др.). Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован вместе с семьей в городе Очер, затем в Пермь; возвратился в Москву в 1942, работал над проектом художественного оформления выставок. В 1943-45 был главным художником московского Дома техники. В конце 1940-х гг. проектировал серию монографических плакатов о В. В. Маяковском, в 1955-56 создал эскизы оформления поэмы Маяковского "Хорошо!" совместно со Степановой. Сочинения: Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. М., 1982. Литература: Александр Родченко. Варвара Степанова. Будущее - единственная наша цель...: Каталог выставки: Вена, Австрийский музей прикладного искусства; Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Мюнхен, 1991. Karginov G. Rodcsenko. Budapest, 1975. (Переведена на франц. и англ. яз.). А. С. Шатских РОДЫ сложный физиологический акт изгнания плода и последа из полости матки. У человека нормальные роды наступают в среднем после 10 акушерских месяцев беременности (280 сут, 40 нед), когда плод становится зрелым и способным к внеутробному существованию. Различают 3 периода родов: 1-й - раскрытие шейки матки, 2-й - изгнание плода, 3й - рождение последа. В начале родов появляются регулярные сокращения матки - схватки. Во 2-м и 3-м периодах к ним присоединяются потуги (сокращения мускулатуры матки с одновременным сокращением мышц брюшного пресса и диафрагмы). В конце 1-го периода родов обычно изливаются околоплодные воды. В процессе родов женщину называют роженицей, после родов - родильницей. У млекопитающих животных сроки наступления родов зависят от вида животного; в течении родов различают те же три периода.РОЕНИЕ ПЧЕЛразмножение пчелиной семьи. Естественное (отлет из улья матки с частью молодых пчел) и искусственное (отделяют от семьи часть пчел и подсаживают к ним матку или дают им зрелый маточник, т.е. образуют новую семью).РОЖА (от польск. roza, букв. - роза)инфекционное заболевание, вызываемое стрептококком прогрессирующее воспаление преимущественно кожи (резко отграниченная краснота, припухлость, болезненность), чаще на лице, голове или конечностях; повышение температуры тела.РОЖА СВИНЕЙинфекционная болезнь. Симптомы: септицемия и характерная сыпь на коже. Заражение через желудочно-кишечный тракт, кожу, органы дыхания. Болеет и человек (эризипелоид).РОЖАНИЦЫженские божества славяно-русской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага. Ср. Род (в мифологии).РОЖАНСКИЙ Дмитрий Аполлинариевич (1882-1936)российский физик, основатель отечественной школы радиофизиков и радиотехников, членкорреспондент АН СССР (1933). Брат Н. А. Рожанского. Руководил разработкой первых КВ передатчиков, исследованием распространения КВ излучения, разработкой первых советских импульсных локаторов. Труды по электрическим разрядам в газах.РОЖАНСКИЙ Николай Аполлинариевич (1884-1957)российский физиолог, академик АМН (1945). Брат Д. А. Рожанского. Предложил показатель питательной ценности белков. Исследовал физико-химические свойства крови. Труды по физиологии аппетита, труда, кровообращения.РОЖДАЕМОСТЬчастота рождений в определенной группе населения: количество живорожденных детей на 1 тыс. населения за 1 год. Наряду со смертностью, детской смертностью и продолжительностью жизни - важный показатель естественного движения населения. |