Энциклопедический словарь
 
 

Р






Главная > Энциклопедия > Р > Термины

РУБАКИН Николай Александрович (1862-1946)

российский книговед, библиограф и писатель. С 1907 жил в Швейцарии. Разрабатывал проблемы пропаганды книги, руководства чтением, самообразования. Основные библиографические труды - "Среди книг" (2 издание, т. 1-3, М., 1911-15). С 1930 получал пенсию от правительства СССР. Похоронен в Москве (1948).

РУБАКОВ Валерий Анатольевич (р. 1955)

российский физик-теоретик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Основные труды по физике элементарных частиц, космологии, гравитации.

РУБАНЕНКО Борис Рафаилович (1910-85)

российский архитектор, народный архитектор СССР (1980), действительный член АХ СССР (1979). Работы в области массового жилищного строительства: планировка и застройка жилого района Тропарево в Москве (1961-64), новой части г. Тольятти (1967-72), г. Набережные Челны (1969). Государственная премия СССР (1973).

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

РУБАНОК

ручной деревообрабатывающий инструмент для получения строганием плоских или фигурных поверхностей. Состоит из колодки со сквозным гнездом (летком), в которое вставляется стальной резец. Различают рубанки: горбачи, зензубели, калевки, фальцгобели, цинубели, шерхебели, шпунтубели и др.

РУБАТО (темпо рубато) (от итал. tempo rubato, букв. - похищенное время)

в музыке - свободно отклоняющееся от ровного темпа исполнение музыкального произведения.

РУБАШКИН (наст. фам. Чернорубашкин) Борис Семенович (р. 1932)

российский певец (баритон). Начинал творческую деятельность как танцор. С 1967 солист Зальцбургского оперного театра. Известен как исполнитель произведений русского и цыганского фольклора. Снимается в кино.

РУББИА (Rubbia) Карло (р. 1934)

итальянский физик, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1988). Руководил экспериментальной группой, открывшей промежуточные векторные бозоны (W и Z0) - переносчики слабых взаимодействий (Нобелевская премия, 1984, совместно с С. ван дер Мером), а также t-кварки.

РУБЕ (Roubaix)

город на севере Франции. 102 тыс. жителей (1982). Старинный центр шерстяной и хлопчатобумажной промышленности. Производство кружев. Текстильное машиностроение.

РУБЕЖНОЕ

город (с 1934) на Украине, Луганская обл. Железнодорожная станция. 74,1 тыс. жителей (1989). ПО "Краситель", котельно-механический завод, производство стройматериалов и др.

РУБЕЛЛИТ

минерал, розовая прозрачная разновидность турмалина. Драгоценный камень II класса.

РУБЕНИДЫ

династия правителей Киликийского армянского государства (1080-1375). Основатель - Рубен I. Наиболее известны: Левон I (1129-41), Левон II (1187-1219), Левон III (1271-89), Левон V (1320-41).

РУБЕНС (Rubens) Питер Пауль (1577-1640)

фламандский живописец. Работал в Антверпене, в 1600-08 в Италии. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Картины на религиозные и мифологические сюжеты ("Снятие со креста", ок. 1611-14, "Персей и Андромеда", ок. 1620-21), историко-аллегорические полотна (цикл "История Марии Медичи", ок. 1622-25), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни ("Возвращение жнецов", ок. 1635-40), полные живого обаяния портреты ("Камеристка", ок. 1625). Живописи Рубенса присущи уверенная свободная манера, выразительная пластическая лепка, тонкость красочных градаций. В мастерской Рубенса работали А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс.

РУБЕНС (точнее Рюбенс, Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия - 30 мая 1640, Антверпен)

фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко. Проявил себя также как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. По мощи таланта и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры 17 в. Современники называли его королем художников и художником королей. Родился в семье антверпенского адвоката Яна Рубенса, эмигрировавшего во время гражданской войны в Нидерландах в Германию. После смерти отца в 1589 мать Рубенса с детьми вернулась в Антверпен, где Рубенс окончил латинскую школу, получив прекрасное гуманитарное образование. Рано заинтересовавшись живописью, учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. 1591-99), О. Вениуса (ван Вена; ок. 1594-98). В 1598 принят в Антверпене в гильдию живописцев св. Луки. Итальянский период В 1600-08 Рубенс жил и работал в Италии (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). В 1600 он стал придворным живописцем мантуанского герцога Винченцо Гонзаго, пославшего его в 1603 с дипломатическим поручением в Испанию. Годы, проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами ("Автопортрет с мантуанскими друзьями", ок. 1606, музей Вальраф-Рихартц, Кельн; "Маркиза Бриджида Спинола-Дориа", 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, Микеланджело, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Корреджо, Караваджо, современных ему болонских живописцев. Антверпенский период. Мастерская Рубенса Быстро завоеванная известность, обилие заказов, работа придворным живописцем испанских наместников Южных Нидерландов, брак по любви с Изабеллой Брант ("Автопортрет с Изабеллой Брант", 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) открывают блестящий период его творчества 1610-20-х гг. Уже в первые годы пребывания Рубенса в Антверпене возникла его мастерская, своего рода художественная Академия, примечательная не только колоссальным числом созданных здесь полотен, призванных украсить дворцы и храмы Фландрии и других столиц Европы, но и тягой молодых талантов к совместной работе с Рубенсом. Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционной гравюры, воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга. Техника письма Рубенс обычно создавал небольшой эскиз будущей картины, нанося на светлый грунт основной рисунок коричневатыми мазками и строя цветовую композицию при помощи немногочисленных светлых красок. Эскизы Рубенса - великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) - писались быстро, запечатлевая замысел мастера; после того как картина при помощи учеников была готова, он проходил ее своей кистью. Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. Рубенс нередко придерживался старонидерландского обычая писать на деревянных досках, покрытых по светлому грунту тонким красочным слоем и создававших эффект зеркально полированной сияющей поверхности. Темы и жанры Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображению святых, к античной мифологии и историческим сюжетам, к аллегории, бытовому жанру, портрету, пейзажу. Великий живописец, он был также великим мастером рисунка (этюды с натуры, самостоятельные композиции, портреты, зарисовки; сохранилось около 300 рисунков). Искусство Рубенса, отличающееся живым и мощным ощущением натуры и неистощимой фантазией, насыщено разнообразными сюжетами, действием, обилием фигур и аксессуаров, патетическими жестами. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты. Свойственные барокко черты условности и внешней, иногда ложной, экзальтации отступают у Рубенса перед могучим напором живой реальности. Живопись 1610-х гг. Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: "Страшный суд", "Малый Страшный суд", "Падение грешников", "Битва амазонок" (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). Стихия первозданного хаоса подчинена безупречно организованной композиции, построенной по диагонали, эллипсу, спирали, на контрастах темных и светлых силуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененных живописных масс, сложной игре ритмических созвучий. Яростная схватка людей с дикими животными воплощена в сценах охот - новом, созданном Рубенсом жанре фламандской живописи, который отличался то более условным характером ("Охота на крокодила и гиппопотама", Художественная галерея, Аугсбург; "Охота на кабана", 1615, Музей истории искусств, Марсель; "Охота на львов", 1615-18, Старая пинакотека, Мюнхен), то приближением к реальности, сочетанием анималистического жанра и пейзажа ("Охота на кабана", ок. 1618-20, Картинная галерея, Дрезден). Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника ("Возчики камней", ок. 1620, Эрмитаж). Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью ("Статуя Цереры", между 1612 и 1614; "Венера и Адонис", 1615; "Союз Земли в Воды", ок. 1615 - все в Эрмитаже; "Возвращение Дианы с охоты", ок. 1615-16, Картинная галерея, Дрезден; "Венера перед зеркалом", 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены "Вакханалий", прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли ("Вакханалия", 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; "Шествие Силена", 1618, Старая пинакотека, Мюнхен). Живопись 1620-х гг. В 1620-е гг. Рубенс достигает единства цветового звучания картин, которое строится на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок ("Персей и Андромеда", 1620-21, Эрмитаж). Совместно с мастерской "художник королей" выполняет крупнейшие заказы королевских дворов Европы. Он посещает Францию, создает цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже, посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-25, Лувр). Это новый тип исторической картины, достоверной по изображению обстановки и конкретных персонажей, но облаченной в пышную аллегорическую форму. В 1620-е гг. Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо). Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж). Тяжело пережив смерть Изабеллы Брант в 1622, Рубенс ищет отвлечения в активной дипломатической деятельности, посещает Испанию, Англию, Голландию. Поздний период Женитьба Рубенса в 1630 на шестнадцатилетней Елене Фоурмент стала новым этапом его жизни, исполненным безмятежного семейного счастья. Он приобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода - "стеновский"). Разочаровавшись в придворной карьере и дипломатической деятельности, он целиком отдается творчеству. Мастерство позднего Рубенса с блеском проявляется в сравнительно небольших, собственноручно исполненных произведениях. Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Идеал белокурой красавицы с пышным чувственным телом и красивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастера задолго до того, как Елена вошла в его жизнь, превратившись, наконец, в зримое воплощение этого идеала. Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры ("Суд Париса", ок. 1638), одной из трех граций (ок. 1639), включает ее изображение в картину "Сад любви" (ок. 1635 - все в Прадо), словно наполненную смехом и возгласами молодых пар, собравшихся в парке, шелестом шелковых платьев, трепетом света и воздуха. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Художник создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой ("Шубка", ок. 1630-40, Музей истории искусств, Вена). Пейзажи позднего Рубенса воспроизводят эпический образ природы Фландрии с ее просторами, далями, дорогами и населяющими ее людьми ("Радуга", 1632-35, Эрмитаж; "Возвращение с поля", 1636-38, галерея Питти, Флоренция). Художник изображает полные жизнерадостной стихии народные праздники ("Крестьянский танец", 1636-40, Прадо; "Кермесса", ок. 1635, Лувр). Творчество Рубенса - основополагающее в развитии национального искусства Фландрии - не раз становилось знаменем в борьбе с безжизненными академическими канонами.

РУБЕРОИД

рулонный кровельный и гидроизоляционный материал, изготовляемый пропиткой кровельного картона легкоплавкими нефтяными битумами с последующим покрытием его (с обеих сторон) слоем тугоплавкого битума и защитной посыпкой асбестом, тальком и т.п.

РУБЕЦ

в анатомии - начальный, самый большой отдел 4-камерного желудка жвачных животных. В рубце пища подвергается действию пищеварительных ферментов и перемешиванию.

РУБЕЦ

плотная соединительная ткань, развивающаяся на месте бывших ран, язв, гнойников и т.п. Образование рубца - конечный этап восстановительного процесса при нарушении целости тканей.

РУБИДИЙ (лат. Rubidium)

Rb, химический элемент I группы периодической системы Менделеева, атомный номер 37, атомная масса 85,4678. Относится к щелочным металлам. Название от лат. rubidus - темнокрасный (открыт по линиям в красной части спектра). Серебристо-белый металл пастообразной консистенции. Плотность 1,5248 г/см3, tпл39,5°С, tкип 685°С. На воздухе мгновенно воспламеняется, с водой реагирует со взрывом. В природе рассеян, сопутствует калию и литию и добывается из их минералов. Применяется ограниченно (катоды для фотоэлементов, добавка в газоразрядные трубки, катализатор в органическом синтезе).

РУБИКОН

река на Апеннинском п-ове; до 42 до н. э. граница между Италией и римской пров. Цизальпинская Галлия. В 49 до н. э. Цезарь из Галлии перешел с войском Рубикон, тем самым нарушив закон, и начал гражданскую войну. Отсюда выражение "перейти Рубикон", означающее принятие бесповоротного решения.

РУБИЛО

раннепалеолитическое каменное орудие миндалевидной формы.

РУБИЛЬНИК

простейший электрический выключатель с ручным приводом и металлическими ножевыми контактами, входящими в неподвижные пружинящие контакты (гнезда). Применяется в электрических цепях напряжением до 500 В.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz