|
|
Главная >
Энциклопедия >
Р > Термины
РУССКО-ЯПОНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ (секретная) (заключена 8.7.1912 в Санкт-Петербурге)о разделе сфер влияния в Северо-Вост. Китае и Внутренней Монголии, которая делилась по пекинскому меридиану на русскую (западную) и японскую (восточную) сферы влияния.РУССКО-ЯПОНСКИЕ ДОГОВОРЫ1) 1855, о мире и дружбе. Определил морскую границу, японское правительство открыло для русских судов порты Симода, Хакодате, Нагасаки. 2) 1867, о мирном разрешении конфликтов при колонизации Сахалина и свободе передвижения русских и японцев по острову. 3) 1875, о признании Сахалина русской территорией. 4) 1895, о "взаимной свободе торговли и мореплавания" и режиме наибольшего благоприятствования для подданных одной страны на территории другой. 5) 1905, см. Портсмутский мир.РУССКО-ЯПОНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ1) 1907, по общеполитическим вопросам (заключено 30 июля в Санкт-Петербурге): гласная конвенция об уважении территориальной целостности сторон, независимости и целостности Китая и равных правах в торговле с ним; договор о разделе Маньчжурии на русскую (северная) и японскую (южная) сферы влияния. Корея признавалась сферой специальных интересов Японии, Внешняя Монголия - России. 2) 1910 (заключено 4 июля в Петербурге), о выработке общих мер в случае нарушения статус-кво в Китае или угрозе специальным интересам сторон в Маньчжурии. Фактически означало согласие России на аннексию Кореи Японией. 3) 1916 (заключено 3 июля в Петрограде) (гласное и секретное), фактически устанавливало русско-японский военный союз для охранения Китая от политического господства 3й державы.РУССЛО (Roussеlot) Жан Пьер (1846-1924)аббат, французский языковед. Один из создателей лингвистической географии. Заложил основы экспериментальной фонетики. Основал французское диалектологическое общество (1893).РУССО (Russo) Алеку (1819-59)молдавский и румынский писатель, публицист. Сатирическая пьеса "Жикничерул Вадрэ" (1846), поэма "Песнь Румынии" (1850), прославлявшие борьбу народа за свободу; очерки, статьи направлены против остатков феодализма.РУССО (Rousseau) (прозвище Таможенник - Le Douanier) Анри (1844-1910)французский живописец. Самоучка. Представитель примитивизма. Фантастические пейзажи, жанровые сцены, портреты отличаются наивностью мировосприятия.РУССО (Russo) Винченцио (1770-99)итальянский просветитель; деятель Партенопейской республики (член законодательной комиссии). Казнен после ее падения.РУССО (Rousseau) Жан Жак (1712-78)французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. В сочинениях "Рассуждение о начале и основаниях неравенства..." (1755), "Об общественном договоре" (1762) и др. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей (см. Общественный договор). Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате "Эмиль, или О воспитании" (1762). Роман в письмах "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), а также "Исповедь" (издание 1782-89), ставящие в центр повествования "частную", духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. "Пигмалион" (издание 1771) - ранний образец мелодрамы. Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.РУССО (Rousseau) Жан Жак (28 июня 1712, Женева - 2 июля 1778, Эрменонвиль)французский мыслитель и писатель эпохи Просвещения. Детство. Мать Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла через несколько дней после рождения Жан-Жака, а отец - часовщик Изак Руссо - в 1722 был вынужден уехать из Женевы. 1723-24 Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. Не стерпев тирании хозяина, юный Руссо в 1728 покинул родной город. Мадам де Варанс. В Савойе он познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительное влияние на всю его последующую жизнь. Привлекательная 28-летняя вдова из старинного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользовалась покровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в 1720 королем Сардинии. Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился в Турин в обитель Святого Духа. Здесь он принял католичество, утратив тем самым женевское гражданство. В 1729 Руссо поселился в Аннеси у мадам де Варанс, которая решила продолжить его образование. Она побудила его поступить в семинарию, а затем в хоровое училище. В 1730 Руссо возобновил свои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де Варанс, на сей раз в Шамбери, и стал одним из ее любовников. Их связь, продолжавшаяся до 1739, открыла Руссо путь в новый, прежде недоступный мир. Отношения с мадам де Варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры, привили вкус к интеллектуальному общению. Благодаря своей покровительнице он получил в 1740 место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли, старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка. Хотя воспитателя детей Мабли из Руссо не вышло, приобретенные связи помогли ему по приезде в Париж. Руссо в Париже. В 1742 Руссо переселился в столицу Франции. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей. Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затем апеллировал к публике, издав "Диссертацию о современной музыке" (1743). К этому времени относится и его встреча с Дидро, в котором он сразу распознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям. В 1743 Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомился с Терезой Левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницей его жизни. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом. "Энциклопедия"В конце 1749 Дидро привлек Руссо к работе над "Энциклопедией", для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки. Репутация Руссо как музыканта возросла после его комической оперы "Сельский колдун", поставленной при дворе в 1752 и в парижской опере в 1753. В 1749 Руссо принял участие в конкурсе на тему "Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?", организованном Дижонской Академией. В "Рассуждениях о науках и искусствах" (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии - конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работа принесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность. В 1754 на второй конкурс Дижонской Академии Руссо представил "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755). В нем он противопоставил т.н. первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному). Конфликт с энциклопедистами. В 1750-х гг. Руссо все более отдалялся от парижских литературных салонов. В 1754 он побывал в Женеве, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданских правах. По возвращении во Францию Руссо избрал уединенный образ жизни. 1756-62 он провел в сельской местности близ Монморанси (под Парижем), сначала в павильоне, отведенном ему мадам д Эпине (подругой Фридриха Мельхиора Гримма, автора знаменитой "Литературной корреспонденции", с которым Руссо близко сошелся еще в 1749), затем в загородном доме маршала де Люксембурга. Однако отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенно охлаждались. В пьесе "Побочный сын" (1757) Дидро высмеял отшельников, а Руссо воспринял это как личное оскорбление. Затем Руссо воспылал страстью к невестке мадам д Эпине, графине Софи д Удето, которая была любовницей Жана-Франсуа де Сен-Ламбера, энциклопедиста, близкого друга Дидро и Гримма. Друзья сочли поведение Руссо недостойным, сам он не считал себя виновным. Преклонение перед мадам д Удето вдохновило его на "Новую Элоизу" (1761), шедевр сентиментализма, роман о трагической любви, воспевавший искренность в человеческих отношениях и счастье простой сельской жизни. Нараставшее расхождение Руссо с энциклопедистами объяснялось не только обстоятельствами личной жизни, но и различиями в их философских взглядах. В "Письме к Д Аламберу о спектаклях" (1758) Руссо утверждал, что атеизм и добродетель несовместимы. Вызвав возмущение многих, в том числе Дидро и Вольтера, он поддержал критиков статьи "Женева", опубликованной Д Аламбером за год перед этим в 7 томе "Энциклопедии". Теория нравственных чувств. В педагогическом романе "Эмиль или о Воспитании" (1762) Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества. "Общественный договор"Между тем, именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо - "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762). Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Руссо возлагал на т.н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих его прежних друзей. Последние годы. Проповедь Руссо была встречена одинаково враждебно в самых различных кругах. "Эмиль" был осужден Парижским парламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции. В Женеве были сожжены и "Эмиль" и "Общественный договор", а Руссо был объявлен вне закона. В 1762-67 он скитался вначале по Швейцарии, затем оказался в Англии. В 1770, достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж, где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над "Исповедью" (1782-1789). Обуреваемый манией преследования, Руссо удалился в Эрменонвиль под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни на попечении маркиза де Жирардена, который и похоронил его на острове в собственном парке. В 1794, в период Якобинской диктатуры, останки Руссо были перенесены в Пантеон. Якобинцы обосновали с помощью его идей не только культ Верховного Существа, но и террор. Сочинения: Избр. соч. М., 1961. Т. 1-3. Юлия или Новая Элоиза. М., 1968. Трактаты. М., 1969. Euvres completes / Еd. B. Gagnebin, М. Raymond. Paris, 1959. (Вышло 5 томов, издание продолжается). Euvres completes / Еd. М. Launay. Paris, 1967-71. V. 1-3. Correspondance complete / Еd. R. A. Leigh. Oxford, 1965. (Из 53 вышел 51 том, издание продолжается). Литература: Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976. Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М., 1978. Green F. C. Jean-Jacques Rousseau: a critical study of his life and writings. Cambridge, 1955. Crocker L. G. Jean-Jacques Rousseau. New York, 1968-1973. V. 12. Trousson R. Jean-Jacques Rousseau. Paris, 1988-1989. V. 1-2. Mustel C. Rousseau dans le monde russe et sovietique. Montmorency, 1995. С. Я. Карп.РУССО Теодор (1812-67)французский живописец. Глава барбизонской школы. Изображения сельских местностей Франции ("В лесу Фонтенбло") отличаются плотностью и материальностью тональной живописи, интересом к свету и воздуху."РУССО-БАЛТ"марка автомобилей, выпускавшихся в 1908-15 Русско-балтийским вагоноремонтным заводом в Риге. Мощность двигателей спортивных и легковых автомобилей 11-48 кВт (1565 л. с.), скорость до 100 км/ч, грузоподъемность грузовых автомобилей 1-4 т. Всего выпущено ок. 700 машин.РУССОВ (Рюссов) (Russow) Бальтазар (ок. 1542-1602)ливонский хронист. Составил "Хронику Ливонской провинции" (до 1582).РУССОВ Эдмунд Фридрихович (1841-97)российский ботаник, член-корреспондент Петербургской АН (1885). Основные труды по физиологии и анатомии растений, изучал флору Эстонии.РУСТ (Rust) Маттиас (р. 1968)немецкий летчик-любитель, который в мае 1987 совершил на спортивном самолете перелет из Финляндии в Москву, приземлившись на Красной площади. Был осужден советским судом на 4 года заключения, но через 14 месяцев был выпущен на свободу. Впоследствии в Германии был осужден за другие противоправные действия.РУСТАВЕЛИ Шотагрузинский поэт 12 в. Был государственным казначеем царицы Тамары. Автор поэмы "Витязь в тигровой шкуре", вошедшей в сокровищницу мировой литературы. Предвосхитил гуманистические идеи Раннего Возрождения. Провозглашал свободу личности, воспел возвышенную любовь, товарищество, патриотизм, поэзию как "отрасль мудрости". Родоначальник нового грузинского литературного языка.РУСТЕМАС Йонас (1762-1835)литовский живописец и рисовальщик. Портреты, жанровые сцены в духе раннего романтизма ("Бабушка и внучка"), рисунки из городской и сельской жизни.РУСТИКА (от лат. rusticus - простой, грубый)облицовка стен сооружения камнями с грубооколотой или выпуклой лицевой поверхностью ("рустами") либо имитирующая ее рельефная кладка."РУСЬ"литературно-политическая славянофильская газета, 1880-86, Москва. Издавалась 2 раза в месяц. Вела полемику с либеральными конституционалистами. Редактор-издатель - И. С. Аксаков.РУСЬ (Русская земля)название государственного образования восточных славян 9 в. на среднем Днепре, распространившееся на всю территорию Киевской Руси. В 12-13 вв. Русь - название древнерусских земель и княжеств. Возникают названия: Белая Русь, Малая Русь, Черная Русь, Червонная Русь и др. Термин "Русь" закрепляется за землями северо-восточной территории бывшего Древнерусского государства и становится основой понятия "русские".РУТ (Root) Элиу (1845-1937)американский юрист и государственный деятель. Военный министр США (1899-1904), государственный секретарь (1905-09). Президент международного Фонда мира имени Карнеги (1910-24). Труды в области международного арбитража, сотрудничества и мира в Западном полушарии. Нобелевская премия мира (1912). |