российский живописец, передвижник. Ярко запечатлел противоречия и драматические стороны народной жизни, народные типы и характеры ("Ремонтные работы на железной дороге", 1874; "Встреча иконы", 1878).
российский военный летчик, инженер. Во время Гражданской войны командовал авиаотрядом. Инициатор организации производства парашютов в СССР. Был директором парашютного завода. Международная авиационная федерация удостоила его диплома П. Тиссандье.
белорусский живописец, народный художник СССР (1978), действительный член АХ СССР (1983). Публицистическое, эмоционально-экспрессивное раскрытие исторических и современных тем ("Песня", 1957; циклы "Героическая Белоруссия", 1967, "Цифры на сердце", 1976). Государственная премия СССР (1973).

русский экономист, географ, социолог. Ученик П. Б. Струве и В. И. Вернадского, один из основателей и лидеров евразийского движения. Окончил Политехнический институт в Петрограде (1917). Участвовал в белом движении, эмигрировал в Болгарию, один из авторов сборника "Исход к Востоку" (София, 1921), положившего начало евразийству, в 1922-45 жил и преподавал в Праге. В 1945-54 в заключении в мордовских концлагерях, с 1956 в Праге.
российский астроном, академик Петербургской АН (1868). Труды по определению орбит комет, планет и их спутников, астрономической рефракции, барометрическому нивелированию, применению теории вероятности к обработке наблюдений.
русский писатель. Роман "Воображаемый собеседник" (1928) о судьбе маленького человека. Проза (сборники "Короткое замыкание", "Плавучий остров", оба 1927) отмечена орнаментальностью и фрагментарностью. В книге "Люди интернациональных бригад" (1938), в воспоминаниях "Два года в Испании" (1961) - личный опыт автора - участника Гражданской войны в Испании.
югославский физик и химик, академик (1947) и президент (в 1971-81) Сербской академии наук и искусств, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1958). Труды по ядерной физике, низким температурам, высоким давлениям. Организатор и директор (1947-60) Института ядерных исследований им. Б. Кидрича. Золотая медаль им. Ломоносова АН СССР (1982).
восстание скифского населения Боспорского государства 107 до н. э. под руководством Савмака. Подавлено войсками Понтийского государства.
династия правителей Савойи (графов с 11 в. до 1416, герцогов в 1416-1720), королей Сардинского королевства (в 1720-1861), королей объединенного королевства Италии (в 1861-1946).
двулетнее травянистое растение рода капуста семейства крестоцветных. В пищу употребляют кочаны из нежных гофрированных листьев. Урожайность 170-300 ц с 1 га.
феодальное государство в 1416-1720 (в 11 в. - 1416 имело статус графства) со столицей в Шамбери (на территории современной Франции), с 1563 - в Турине (на территории современной Италии). В состав Савойского герцогства входил Пьемонт. По Лондонскому договору 1720 к Савойскому герцогству взамен Сицилии (утраченной им в 1718) перешла Сардиния, после этого государство получило название Сардинское королевство.
историческая область во Франции, в Альпах. На территории Савойи - департамент Савойя и Верх. Савойя. 4,9 тыс. км2. Население 950 тыс. человек (1992). Главный г. - Шамбери.
итальянский живописец Высокого Возрождения. Картинам Савольдо присущи простота и демократизм образов, поэтическое восприятие жизни и природы, сочный колорит ("Магдалина", 1520-е гг.).
настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции. Выступал против тирании Медичи, обличал папство, призывал церковь к аскетизму, осуждал гуманистическую культуру (организовывал сожжение произведений искусства). После изгнания Медичи из Флоренции в 1494 способствовал установлению республиканского строя. В 1497 отлучен от церкви, по приговору приората казнен.
российский певец (драматический баритон), народный артист России (1934). В 1912-44 в Большом театре. Профессор Московской консерватории (с 1952).
российский живописец, передвижник. Один из родоначальников русского реалистического пейзажа, передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов ("Грачи прилетели", 1871).
российский художник. Выдающийся пейзажист, заложивший основы лирического пейзажа (или "пейзажа настроения") в русском искусстве. Выходец из семьи мелкого купца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1844-54). В 1860-е гг. дважды побывал во Франции, посетил ряд других западноевропейских стран. В 1870-75 совершал ежегодные поездки на Волгу. Жил и работал в Москве. Раннее творчество Раннее творчество Саврасова ("Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду", 1851, Третьяковская галерея) развивается всецело в рамках романтизма - с его любовью к бурным метеорологическим эффектам, к резким контрастам переднего и заднего планов. Наиболее зрелым произведением этого периода является "Вид в окрестностях Ораниенбаума" (1854, там же), за который Саврасов получил звание академика. Последующие поиски, интенсивные натурные "штудии" приводят к более спокойным, гармонически ясным колористическим и композиционным решениям ("Пейзаж с рекой и рыбаком", 1859, Латвийский художественный музей, Рига; "Сельский вид", 1867, Третьяковская галерея). Все большее значение в образе получают тонкие светоцветовые эффекты, связывающие воедино почву переднего плана и природные дали ("Лосиный остров в Сокольниках", 1869, там же; "Лунная ночь. Болото", 1870, Серпуховский историкохудожественный музей), умение виртуозно передать круговращение влаги в гео- и атмосфере ландшафта ("Волга", 1870-е гг, Третьяковская галерея). Зрелое творчество. "Грачи прилетели"В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ ("Печерский монастырь под Нижним Новгородом", Нижегородский художественный музей; "Разлив Волги под Ярославлем", Русский музей), в т.ч. знаменитую картину "Грачи прилетели" (Третьяковская галерея), ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Этюдная работа над "Грачами" шла в марте, в с. Молвитино (ныне Сусанино) Буйского уезда Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и древняя церквушка на фоне стылых дальних лугов, - все сплавилось в образ удивительного поэтического обаяния. Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, "уже виденного" (deja-vue, говоря языком психологии) - причем не только где-то близ Волги, где писались "Грачи", а чуть ли не в любом уголке страны. Здесь "настроение" как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем - окончательно превращается в совершенно особый компонент образа; это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (в письме к Ф. А. Васильеву, 1871), касаясь других пейзажей на выставке: "все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в "Грачах". Незримо зримая "душа", настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с величавыми далями ("Сухарева башня", 1872, Исторический музей, Москва; "Вид на Московский Кремль. Весна", 1873, Русский музей), виртуозный по передаче влаги и светотени "Проселок" (1873, Третьяковская галерея), сентиментальную "Могилу над Волгой" (1874, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную "Радугу" (1875, Русский музей), меланхолическую картину "Зимний пейзаж. Иней" (1876-77, Воронежский музей изобразительных искусств). В поздний период мастерство Саврасова резко слабеет. Житейски опустившись, страдая алкоголизмом, он живет за счет копий со своих лучших работ, прежде всего с "Грачей". Оставил о себе память и как замечательный педагог. Вел в 1857-82 пейзажный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Литература: Новоуспенский Н. Н. А. К. Саврасов: Альбом. Л., 1981. Добровольский О. Саврасов. М., 1983. Мальцева Ф. А. К. Саврасов. Л., 1984. М. Н. Соколов.
кочевые скотоводческие племена, родственные скифам, в степях Поволжья и Приуралья (7-4 вв. до н. э.). В общественной жизни значительную роль играли женщины (вожди, жрицы). Объединение савроматов и других племен стало называться сарматами.
белорусский певец (баритон), народный артист СССР (1985). С 1960 солист Белорусского театра оперы и балета.
российский патолог, иммунолог и микробиолог. Труды по инфекционной патологии, онкологии, исследованию иммунитета и фагоцитоза. В опытах на себе (1893, совместно с Д. К. Заболотным), показал, что введение ослабленной холерной вакцины через рот предохраняет от заболевания холерой. Для получения противоскарлатиновой сыворотки в 1905 предложил метод иммунизации лошадей.