|
|
Главная >
Энциклопедия >
С > Термины
СЕДЫХ Юрий Георгиевич (р. 1955)российский спортсмен, заслуженный мастер спорта (1976). Чемпион Олимпийских игр (1976, 1980), мира (1991), Европы (1978, 1982, 1986), СССР (1976, 1978-81) в метании молота.СЕЗАМОВОЕ МАСЛОто же, что кунжутное масло.СЕЗАНН (Cezanne) Поль (1839-1906)французский живописец. Представитель постимпрессионизма. В натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных построений неизменные качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство ее форм ("Берега Марны", 1888; "Персики и груши", 1888-90).СЕЗАНН (Cezanne) Поль (19 января 1839, Экс-ан-Прованс - 22 октября 1906, там же)французский живописец. Юность. Годы учения. Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. После завершения учебы в 1858 работал в конторе своего отца - провинциального финансиста, одновременно посещал Муниципальную школу рисования. В 1861 Сезанн впервые отправляется в Париж, проваливается на вступительных экзаменах в Школу изящных искусств. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т.н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Внимательно следит за художественной жизнью, посещает знаменитое кафе Гербуа, в котором часто собираются художники. Среди кумиров современности - Э. Делакруа и Г. Курбе. Копировал картины старых мастеров в Лувре, преимущественно Веронезе, Тинторетто, Караваджо, Креспи. Специального художественного образования Сезанн не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического искусства. Сезанн, Мане и импрессионисты. Через Золя знакомится с художниками Э. Мане, а также К. Писсарро, К. Моне, О. Ренуаром и др., будущими представителями импрессионизма. Участвовал в выставках импрессионистов 1874 и 1877, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал ("Завтрак на траве", 1869-70, частное собрание, Париж; "Новая Олимпия", Музей д Орсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно "Весна" и "Осень" (1859-62, Пти Пале, Париж). Ранний период (1860гг.)Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия ("Убийство", 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа "суета сует" ("Натюрморт с черепом и подсвечником", 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения ("Оргия", 1864-68, частное собрание, Париж). Произведения Сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и не ставил сам дат на холсте. В числе значительных работ раннего периода - "Портрет отца" (1867 (?), частное собрание), довольно большого размера (198 · 118 см). Видимо, этот портрет должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. В "Девушке у пианино" (ок. 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины - "Увертюра к Тангейзеру"). На рубеже 1860-70 гг. начинается тема "купальщиц" и "купальщиков", которая станет важной в последующие десятилетия. Творчество 1870-х гг. В начале 1870-х гг. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Семья живет в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна "малая столица импрессионизма"; тут работают Писсарро и Гийомен. Под влиянием Писсарро художник начинает писать этюды на пленэре, овладевает техникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этого периода - "Дом повешенного" (1873, Музей д Орсе, Париж). Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажа. Сезанн желал конструировать мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты; его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х гг., он назвал "воплощением", реализацией. Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Увлекаясь все более акварельной живописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой становится у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. Краски Сезанна - это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее. Автопортреты и натюрморты. В 1870-е гг. начинается серия автопортретов. От "Автопортрета в фуражке" (ок. 1874, Эрмитаж) с его некоторой "диковатостью" и "японизацией" изображения глаз он переходит к созданию обобщенных образов ("Автопортрет", ок. 1880, частное собрание, Винтертур). В натюрморте "Ваза с фруктами" (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении - излюбленный прием Сезанна. В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей; его многочисленные пейзажи, исполненные в Понтуазе, пустынны; более того, в желтоохристых кристаллах домов словно не подразумевается жизнь; это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище "отшельник из Экса". Поздний период. На рубеже 1880-90 гг. Сезанн все больше увлекается т.н. фигурными жанрами. Композиция "Пьеро и Арлекин" (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику "марди гра" - последнему дню карнавала перед постом. Пять вариантов композиции "Игроки в карты" (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. В середине 1890-гг. Сезанн начинает работать над портретами ("Портрет А. Воллара", 1899, Пти Пале, Париж; "Портрет Г. Жеффруа", 1895, Музей д Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т.ч. и его итоговая композиция "Большие купальщицы" (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Сезанн писал свои обнаженные натуры по воображению, фигуры его часто деформированы, экспрессивны, поставлены в надуманные позы и группы. Слава приходит к Сезанну в конце жизни. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве П. Гогена и художников группы "Наби", фовистов и кубистов, русских "сезаннистов" из "Бубнового валета". Сезанна рассматривали порой как "художника для художников" и представителя "чистой живописи", иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и искусства. Литература: Яворская Н. В. Сезанн. М., 1936. Перрюшо А. Сезанн. Пер. с франц. М., 1966. Поль Сезанн: Переписка. Воспоминания современников / Сост. Яворская Н. В. М., 1972. Поль Сезанн: Альбом / Сост. Барская А. Л., 1975. Venturi L. Cezannе, son art, son oeuvre. Paris, 1936. V. 1-2. Rewald J. The ordeal of Paul Cezannе. London, 1950. Novotny F. Cezannе und das Ende wissenschftlicher Perspektive. Wien, 1938. Badt K. Die Kunst Cezannes. Munchen, 1956. В. С. Турчин.СЕЗЕР (Cesaire) Эме (р. 1913)мартиникский писатель. Пишет на французском языке. В поэме "Дневник возвращения в родную страну", (1939) защищал достоинство "черной расы". Стихи; пьеса "Сезон в Конго" (1966), посвящена П. Лумумбе.СЕЗОН (франц. saison, от лат. satio родительный падеж sationis - сеяние, время сева)1) время года (весна, лето, осень, зима). 2) Часть года, характеризующаяся какими-либо явлениями природы (сезон дождей) или постоянно используемая для определенных занятий (охотничий сезон).СЕЗОННОМЕРЗЛЫЙ СЛОЙпромерзающий в холодный период года слой почвы или горных пород, подстилаемый немерзлыми толщами.СЕЗОННОСТЬ ПРОИЗВОДСТВАнеравномерность выпуска продукции в течение года (связанная с сезоном) в ряде отраслей промышленности: мясной, молочной, рыбной, пищевой, а также в строительстве, сельском хозяйстве. Преодоление сезонности производства позволяет увеличить выпуск продукции, полнее использовать трудовые ресурсы и основные фонды.СЕЗОННОТАЛЫЙ СЛОЙпротаивающий в теплый период года слой почвы или горных пород, ограниченный снизу многолетнемерзлыми толщами.СЕЗОННЫЕ РАБОТЫв силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода (сезона). В Российской Федерации перечень сезонных работ утверждается в установленном законом порядке. Условия труда сезонных работников имеют ряд особенностей и регулируются специальным законодательством.СЕИДсейид (араб. - господин), почетный титул мусульман, возводящих свою родословную к Мухаммеду (у шиитов и к Али). В домусульманской Аравии представители племенной аристократии.СЕИД ГУСЕЙН Мир Казым Садыгзаде (1887-1938)азербайджанский писатель. В рассказах и публицистических статьях высмеивал невежество, религиозный фанатизм, ратовал за просвещение, раскрепощение женщины.СЕИДИ Сеитназар (1775-1836)туркменский поэт, полководец. Любовная и патриотическая лирика, поэтические послания к К. Зелили.СЕИДОВ ДВИЖЕНИЕнародное движение в Мазендеране и Гиляне (Иран) во 2-й пол. 14 в. под влиянием восстаний сербедаров. В 1360-92 в Мазендеране и в 1370 - нач. 16 в. в Лахиджане (восточный Гилян) существовали государства сеидов.СЕЙ (Say) Жан Батист (1767-1832)французский экономист, иностранный почетный член Петербургской АН (1816). Главное сочинение - "Трактат политической экономии..." (1803). Сторонник свободной торговли и невмешательства государства в экономическую жизнь. Один из авторов теории факторов производства. Сформулировал т.н. закон рынка, полагая, что обмен продуктов автоматически ведет к равновесию между куплей и продажей.СЕЙВАЛ (сайдяной, или ивасевый, кит)морское млекопитающее семейства полосатиков. Длина до 18,8 м. Распространен широко. Численность сокращается.СЕЙДЕЛЬМАН (Seidelman) Сьюзен (р. 1953)американский кинорежиссер. Практически единственная женщина-режиссер в голливудском большом кино, добившаяся успеха. Известность принес ей фильм "Отчаянно ищу Сьюзен" (1985), комедия положений с Мадонной в главной роли. Феминистская ориентация Сейдельман отчетливо проявилась в фильме "Создание идеального мужчины" (1987).СЕЙМ (польс. sejm)1) в 1947-88 высший орган государственной власти в Польше. 2) Сословнопредставительский орган в феодальных Польше, Литве, Чехии и некоторых др. государствах Вост. Европы. 3) Парламент в Литве (1922-40 и с 1993) и Латвии (1922-1934 и с 1992), нижняя палата парламента Польши в 1921-39 и с 1989.СЕЙМрека в Российской Федерации и на Украине, левый приток Десны. 748 км, площадь бассейна 27,5 тыс. км2. Средний расход воды ок. 105 м3/с. В низовьях судоходна. На Сейме - города Курск, Льгов, Рыльск, Путивль.СЕЙМИНСКИЙ МОГИЛЬНИКбронзового века (сер. 2-го тыс. до н. э.), около ст. Сейма, близ г. Нижний Новгород. Погребения с бронзовым и каменным оружием и украшениями. |