|
|
Главная >
Энциклопедия >
С > Термины
СЕРНИСТАЯ КИСЛОТАH2SO3, слабая двухосновная кислота. В свободном виде не выделена, существует в водных растворах. Соли сернистой кислоты - сульфиты.СЕРНИСТЫЕ КРАСИТЕЛИкласс органических серосодержащих красителей. Сернистые красители нерастворимы в воде и в большинстве органических растворителей; при действии Na2S образуют растворимые в воде лейкосоединения, которые после крашения окисляются кислородом воздуха, вновь превращаясь на волокне в нерастворимые красители. Сернистые красители применяются для крашения хлопчатобумажных тканей.СЕРНИСТЫЙ АНГИДРИДто же, что серы диоксид.СЕРНОБЫКто же, что орикс.СЕРНОВАТИСТАЯ КИСЛОТАто же, что тиосерная кислота.СЕРНО-СОЛОВЬЕВИЧ Александр Александрович (1838-69)российский общественный деятель, брат Н. А. Серно-Соловьевича. Один из руководителей "Земли и воли", с 1862 за границей. Осужден заочно по делу 32-х. Лидер левого крыла "молодой эмиграции". С 1867 член 1-го Интернационала.СЕРНО-СОЛОВЬЕВИЧ Николай Александрович (1834-1866)российский общественный деятель, брат А. А. Серно-Соловьевича. Сотрудник Вольной русской типографии в Лондоне и "Современника". В 1861-62 один из организаторов и руководителей "Земли и воли". В 1864 по делу 32-х осужден на вечное поселение в Сибири. Труды по философии, политэкономии, социологии.СЕРНУДА (Cernuda) Луис (1902-63)испанский поэт. Принадлежал к т.н. "поколению 1927 года". С 1939 в эмиграции (Великобритания, Мексика, США). Сборники интеллектуальных стихов с элементами сюрреалистской образности "Очертания ветра" (1927), "Реальность и желание" (1936), "В ожиданье зари" (1947). Книги лирической, проникнутой автобиографизмом прозы ("Старик Окнос", 1942; "Вариации на мексиканскую тему", 1952). Переводы и исследования английской поэзии.СЕРНЫЕ РУДЫГлавный минерал - сера самородная. Различают бедные (5-10% S) средние (10-18% S), богатые (18-25% S) и очень богатые (св. 25% S) руды. Добыча главным образом подземной выплавкой через скважины. Мировые запасы ок. 1,2 млрд. т. Главные добывающие зарубежные страны: США, Мексика, Ирак.СЕРНЫЙ АНГИДРИДто же, что серы триоксид.СЕРНЫЙ КОЛЧЕДАНминерал, то же, что пирит.СЕРНЫЙ ЭФИРто же, что этиловый эфир.СЕРОБАКТЕРИИсборная группа бактерий, способных окислять сероводород и др. неорганические соединения серы, а также молекулярную серу. К серобактериям относят многие фототрофные пурпурные и зеленые бактерии, некоторые цианобактерии, а также ряд нефотосинтезирующих бактерий (напр., тионовые бактерии). Обитают в пресных и соленых водах, в серных источниках с невысоким содержанием H2S.СЕРО-БУРЫЕ ПУСТЫННЫЕ ПОЧВЫтип почв пустынной зоны умеренного пояса. Содержат 0,3-0,7% гумуса. Пастбища; при орошении - посевы хлопчатника, кукурузы, овощных и др., сады. Распространены в Ср. Азии, Казахстане, Китае и Монголии.СЕРОВ (до 1934 и в 1937-39 Надеждинск; в 1934-37 Кабаковск)город (с 1926) в Российской Федерации, Свердловская обл., на р. Каква. Железнодорожный узел. 105,4 тыс. жителей (1993). Черная металлургия. Лесная, деревообрабатывающая и др. промышленность. ГРЭС. Театр. Краеведческий музей. Возник в 1894. Назван по имени А. К. Серова.СЕРОВ Александр Николаевич (1820-71)российский композитор и музыкальный критик. Оперы "Юдифь" (1862), "Рогнеда" (1865), "Вражья сила" (1871). Один из основоположников русской музыкальной критики. Яркую публицистичность сочетал с мастерством эстетического анализа. Труды о М. И. Глинке, А. С. Даргомыжском, Р. Вагнере, Л. Бетховене, русской и украинской песне и др.СЕРОВ Анатолий Константинович (1910-39)российский летчик истребительной авиации, Герой Советского Союза (1938), комбриг (1939). Участвовал добровольцем в 1937-38 в гражданской войне в Испании, командир эскадрильи, сбил 8 самолетов. Погиб в авиационной катастрофе.СЕРОВ Валентин Александрович (1865-1911)российский живописец и график. Сын А. Н. Серова. Передвижник, член "Мира искусства". Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения ("Девочка с персиками", 1887; "Девушка, освещенная солнцем", 1988). Портретам зрелого периода присущи отточенная выразительность и лаконизм, подчеркнутая острота характеристик ("М. Н. Ермолова", 1905; "В. О. Гиршман", 1910-11); произведения на темы сельской жизни ("Октябрь. Домотканово", 1895), исторические композиции ("Петр I", 1907). Отдельные поздние произведения близки к стилю "модерн" ("Ида Рубинштейн", 1910). Мастер рисунка ("Басни Крылова", 1895-1911).СЕРОВ Валентин Александрович [7 (19) января 1865, Петербург - 22 ноября (5 декабря) 1911, Москва]российский художник. Его творчество виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангарда. Родился в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). В 1874-75 и 1878-82 брал частные уроки у И. Е. Репина, в 1880-85 посещал занятия в Академии художеств, где его главным наставником был П. П. Чистяков. Очень важны были и уроки современной западноевропейской, в т.ч. французской и немецкой живописи, а также искусства Возрождения и барокко (в частности, живописи Д. Веласкеса). Жил в Петербурге и Москве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Не раз жил и работал в Абрамцеве и Домотканове (Тверская область). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и объединения "Мир искусства". Начало творчества. Первые значительные произведения Серова ("Девочка с персиками", 1887; "Девушка, освещенная солнцем", 1888; обе - Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусства. Он добился поставленной цели - чувства "свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах" (как он позднее рассказывал И. Э. Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, - причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Серов быстро выдвинулся в ряд лучших портретистов России, проницательно заостряя самые характерные черты модели и добиваясь предельной живости световоздушной и цветовой среды. Таковы "А. Мазини" (1890), "К. А. Коровин" (1891), "Ф. Таманьо" (1891), "Н. С. Лесков" (1894; все - там же) - люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигает особой непринужденности в женских и детских портретах ("Н. Я. Дервиз с ребенком", 1888-89; "Мика Морозов", 1901; оба - Третьяковская галерея). "Деревенские" картины. Особую главу составляют произведения "деревенского Серова" - этюды и картины с сельским пейзажем и жанром ("Заросший пруд. Домотканово", 1888; "Октябрь. Домотканово", 1895; обе - там же; "Зимой", 1898, Русский музей; "В деревне. Баба с лошадью", 1898; "Стригуны на водопое. Домотканово", 1904; обе - Третьяковская галерея). Тончайшее мастерство, растущее с годами, органически сочетается тут с простотой мотива, тоже возрастающей, так что в итоге скромные, серенькие будни природы и человека оказываются воплощением Искусства как такового, причем самой чистой пробы. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. От живописи мастер естественно и легко обращается к снайперски меткому в постижении натуры рисунку как самостоятельному виду творчества. Эта самоценность рисунка в искусстве Серова особенно четко наметилась с 1895, когда он, получив заказ на иллюстрирование басен И. А. Крылова, начинает работать в зоопарке, создавая замечательные зарисовки животных. Портреты. На рубеже веков Серов становится лучшим русским мастером светского и придворного портрета. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах ("Великий князь Павел Александрович", 1897, Третьяковская галерея; "Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов", 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. В 1900 он пишет портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года - Третьяковская галерея); самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императора. Желание писать "только отрадное" (о чем сам художник свидетельствует в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, 1887) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность - в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-07, когда Серова мучительно гнетет "тупая мгла" "российского кошмара" (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок "1905 год. После усмирения" - Третьяковская галерея, темпера "Солдатушки, бравы ребятушки..." - Русский музей). Но, отвлекаясь от ужасов современности, он создает жизнеутверждающие, при всей их иронии и драматизме, образы родной истории. С 1899 Серов работал над иллюстрациями к книгам о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера "Петр I", 1907, Третьяковская галерея). В 1900-е гг. мастерство Серовапортретиста достигает апогея. В этих образах царит большой стиль модерна: культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы ("М. Н. Ермолова", 1905; "Ф. И. Шаляпин", уголь, мел, 1905; "Г. Л. Гиршман", темпера, 1907; "В. О. Гиршман", 1910-11; все - Третьяковская галерея; "Ида Рубинштейн", темпера, уголь, 1910, Русский музей); живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова - темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма ("Княгиня О. К. Орлова", 1911, там же). Композиции на античные темы ("Одиссей и Навзикая", "Похищение Европы"; обе - 1910, варианты хранятся в разных собраниях) обретают черты монументальных панно. Монументально-декоративные поиски находят воплощение и в театральных работах художника (эскизы занавеса к балету "Шехерезада" на музыку Н. А. Римского-Корсакова для "Русских сезонов" С. П. Дягилева - гуашь и другая техника, 1910-11, разные собрания). Влияние Серова в русском искусстве было очень значительным благодаря его умению показывать суть художественной проблемы, заостряя ее с предельной изысканностью. Серов плодотворно работал также и как педагог. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897-1909; среди его непосредственных учеников - К. Ф. Юон, Н. Н. Сапунов, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин. Литература: Грабарь И. Э. В. А. Серов. 2-е изд. М., 1980. Сарабьянов Д. В. В. А. Серов: Альбом. Л., 1982. Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Л., 1985-89. Т. 1-2. Валентин Серов: К 125-летию со дня рождения: Каталог выставки. Л., 1991. Алленова Е. М. Валентин Серов. М., 1996. М. Н. Соколов.СЕРОВ Владимир Александрович (1910-68)российский живописец, народный художник СССР (1958), действительный член (1954), президент (с 1962) АХ СССР. Исторические картины ("Ходоки у В. И. Ленина", 1950); "Декрет о мире", 1957). Государственная премия СССР (1948, 1951). |