Энциклопедический словарь
 
 

С






Главная > Энциклопедия > С > Термины

СЕРНИСТАЯ КИСЛОТА

H2SO3, слабая двухосновная кислота. В свободном виде не выделена, существует в водных растворах. Соли сернистой кислоты - сульфиты.

СЕРНИСТЫЕ КРАСИТЕЛИ

класс органических серосодержащих красителей. Сернистые красители нерастворимы в воде и в большинстве органических растворителей; при действии Na2S образуют растворимые в воде лейкосоединения, которые после крашения окисляются кислородом воздуха, вновь превращаясь на волокне в нерастворимые красители. Сернистые красители применяются для крашения хлопчатобумажных тканей.

СЕРНИСТЫЙ АНГИДРИД

то же, что серы диоксид.

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

СЕРНОБЫК

то же, что орикс.

СЕРНОВАТИСТАЯ КИСЛОТА

то же, что тиосерная кислота.

СЕРНО-СОЛОВЬЕВИЧ Александр Александрович (1838-69)

российский общественный деятель, брат Н. А. Серно-Соловьевича. Один из руководителей "Земли и воли", с 1862 за границей. Осужден заочно по делу 32-х. Лидер левого крыла "молодой эмиграции". С 1867 член 1-го Интернационала.

СЕРНО-СОЛОВЬЕВИЧ Николай Александрович (1834-1866)

российский общественный деятель, брат А. А. Серно-Соловьевича. Сотрудник Вольной русской типографии в Лондоне и "Современника". В 1861-62 один из организаторов и руководителей "Земли и воли". В 1864 по делу 32-х осужден на вечное поселение в Сибири. Труды по философии, политэкономии, социологии.

СЕРНУДА (Cernuda) Луис (1902-63)

испанский поэт. Принадлежал к т.н. "поколению 1927 года". С 1939 в эмиграции (Великобритания, Мексика, США). Сборники интеллектуальных стихов с элементами сюрреалистской образности "Очертания ветра" (1927), "Реальность и желание" (1936), "В ожиданье зари" (1947). Книги лирической, проникнутой автобиографизмом прозы ("Старик Окнос", 1942; "Вариации на мексиканскую тему", 1952). Переводы и исследования английской поэзии.

СЕРНЫЕ РУДЫ

Главный минерал - сера самородная. Различают бедные (5-10% S) средние (10-18% S), богатые (18-25% S) и очень богатые (св. 25% S) руды. Добыча главным образом подземной выплавкой через скважины. Мировые запасы ок. 1,2 млрд. т. Главные добывающие зарубежные страны: США, Мексика, Ирак.

СЕРНЫЙ АНГИДРИД

то же, что серы триоксид.

СЕРНЫЙ КОЛЧЕДАН

минерал, то же, что пирит.

СЕРНЫЙ ЭФИР

то же, что этиловый эфир.

СЕРОБАКТЕРИИ

сборная группа бактерий, способных окислять сероводород и др. неорганические соединения серы, а также молекулярную серу. К серобактериям относят многие фототрофные пурпурные и зеленые бактерии, некоторые цианобактерии, а также ряд нефотосинтезирующих бактерий (напр., тионовые бактерии). Обитают в пресных и соленых водах, в серных источниках с невысоким содержанием H2S.

СЕРО-БУРЫЕ ПУСТЫННЫЕ ПОЧВЫ

тип почв пустынной зоны умеренного пояса. Содержат 0,3-0,7% гумуса. Пастбища; при орошении - посевы хлопчатника, кукурузы, овощных и др., сады. Распространены в Ср. Азии, Казахстане, Китае и Монголии.

СЕРОВ (до 1934 и в 1937-39 Надеждинск; в 1934-37 Кабаковск)

город (с 1926) в Российской Федерации, Свердловская обл., на р. Каква. Железнодорожный узел. 105,4 тыс. жителей (1993). Черная металлургия. Лесная, деревообрабатывающая и др. промышленность. ГРЭС. Театр. Краеведческий музей. Возник в 1894. Назван по имени А. К. Серова.

СЕРОВ Александр Николаевич (1820-71)

российский композитор и музыкальный критик. Оперы "Юдифь" (1862), "Рогнеда" (1865), "Вражья сила" (1871). Один из основоположников русской музыкальной критики. Яркую публицистичность сочетал с мастерством эстетического анализа. Труды о М. И. Глинке, А. С. Даргомыжском, Р. Вагнере, Л. Бетховене, русской и украинской песне и др.

СЕРОВ Анатолий Константинович (1910-39)

российский летчик истребительной авиации, Герой Советского Союза (1938), комбриг (1939). Участвовал добровольцем в 1937-38 в гражданской войне в Испании, командир эскадрильи, сбил 8 самолетов. Погиб в авиационной катастрофе.

СЕРОВ Валентин Александрович (1865-1911)

российский живописец и график. Сын А. Н. Серова. Передвижник, член "Мира искусства". Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения ("Девочка с персиками", 1887; "Девушка, освещенная солнцем", 1988). Портретам зрелого периода присущи отточенная выразительность и лаконизм, подчеркнутая острота характеристик ("М. Н. Ермолова", 1905; "В. О. Гиршман", 1910-11); произведения на темы сельской жизни ("Октябрь. Домотканово", 1895), исторические композиции ("Петр I", 1907). Отдельные поздние произведения близки к стилю "модерн" ("Ида Рубинштейн", 1910). Мастер рисунка ("Басни Крылова", 1895-1911).

СЕРОВ Валентин Александрович [7 (19) января 1865, Петербург - 22 ноября (5 декабря) 1911, Москва]

российский художник. Его творчество виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангарда. Родился в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). В 1874-75 и 1878-82 брал частные уроки у И. Е. Репина, в 1880-85 посещал занятия в Академии художеств, где его главным наставником был П. П. Чистяков. Очень важны были и уроки современной западноевропейской, в т.ч. французской и немецкой живописи, а также искусства Возрождения и барокко (в частности, живописи Д. Веласкеса). Жил в Петербурге и Москве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Не раз жил и работал в Абрамцеве и Домотканове (Тверская область). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и объединения "Мир искусства". Начало творчества. Первые значительные произведения Серова ("Девочка с персиками", 1887; "Девушка, освещенная солнцем", 1888; обе - Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусства. Он добился поставленной цели - чувства "свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах" (как он позднее рассказывал И. Э. Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, - причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Серов быстро выдвинулся в ряд лучших портретистов России, проницательно заостряя самые характерные черты модели и добиваясь предельной живости световоздушной и цветовой среды. Таковы "А. Мазини" (1890), "К. А. Коровин" (1891), "Ф. Таманьо" (1891), "Н. С. Лесков" (1894; все - там же) - люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигает особой непринужденности в женских и детских портретах ("Н. Я. Дервиз с ребенком", 1888-89; "Мика Морозов", 1901; оба - Третьяковская галерея). "Деревенские" картины. Особую главу составляют произведения "деревенского Серова" - этюды и картины с сельским пейзажем и жанром ("Заросший пруд. Домотканово", 1888; "Октябрь. Домотканово", 1895; обе - там же; "Зимой", 1898, Русский музей; "В деревне. Баба с лошадью", 1898; "Стригуны на водопое. Домотканово", 1904; обе - Третьяковская галерея). Тончайшее мастерство, растущее с годами, органически сочетается тут с простотой мотива, тоже возрастающей, так что в итоге скромные, серенькие будни природы и человека оказываются воплощением Искусства как такового, причем самой чистой пробы. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. От живописи мастер естественно и легко обращается к снайперски меткому в постижении натуры рисунку как самостоятельному виду творчества. Эта самоценность рисунка в искусстве Серова особенно четко наметилась с 1895, когда он, получив заказ на иллюстрирование басен И. А. Крылова, начинает работать в зоопарке, создавая замечательные зарисовки животных. Портреты. На рубеже веков Серов становится лучшим русским мастером светского и придворного портрета. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах ("Великий князь Павел Александрович", 1897, Третьяковская галерея; "Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов", 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. В 1900 он пишет портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года - Третьяковская галерея); самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императора. Желание писать "только отрадное" (о чем сам художник свидетельствует в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, 1887) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность - в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-07, когда Серова мучительно гнетет "тупая мгла" "российского кошмара" (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок "1905 год. После усмирения" - Третьяковская галерея, темпера "Солдатушки, бравы ребятушки..." - Русский музей). Но, отвлекаясь от ужасов современности, он создает жизнеутверждающие, при всей их иронии и драматизме, образы родной истории. С 1899 Серов работал над иллюстрациями к книгам о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера "Петр I", 1907, Третьяковская галерея). В 1900-е гг. мастерство Серовапортретиста достигает апогея. В этих образах царит большой стиль модерна: культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы ("М. Н. Ермолова", 1905; "Ф. И. Шаляпин", уголь, мел, 1905; "Г. Л. Гиршман", темпера, 1907; "В. О. Гиршман", 1910-11; все - Третьяковская галерея; "Ида Рубинштейн", темпера, уголь, 1910, Русский музей); живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова - темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма ("Княгиня О. К. Орлова", 1911, там же). Композиции на античные темы ("Одиссей и Навзикая", "Похищение Европы"; обе - 1910, варианты хранятся в разных собраниях) обретают черты монументальных панно. Монументально-декоративные поиски находят воплощение и в театральных работах художника (эскизы занавеса к балету "Шехерезада" на музыку Н. А. Римского-Корсакова для "Русских сезонов" С. П. Дягилева - гуашь и другая техника, 1910-11, разные собрания). Влияние Серова в русском искусстве было очень значительным благодаря его умению показывать суть художественной проблемы, заостряя ее с предельной изысканностью. Серов плодотворно работал также и как педагог. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897-1909; среди его непосредственных учеников - К. Ф. Юон, Н. Н. Сапунов, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин. Литература: Грабарь И. Э. В. А. Серов. 2-е изд. М., 1980. Сарабьянов Д. В. В. А. Серов: Альбом. Л., 1982. Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Л., 1985-89. Т. 1-2. Валентин Серов: К 125-летию со дня рождения: Каталог выставки. Л., 1991. Алленова Е. М. Валентин Серов. М., 1996. М. Н. Соколов.

СЕРОВ Владимир Александрович (1910-68)

российский живописец, народный художник СССР (1958), действительный член (1954), президент (с 1962) АХ СССР. Исторические картины ("Ходоки у В. И. Ленина", 1950); "Декрет о мире", 1957). Государственная премия СССР (1948, 1951).

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz