|
|
Главная >
Энциклопедия >
С > Термины
СУРАТгород на западе Индии, шт. Гуджарат; морской порт в устье р. Тапти, близ Аравийского м. 1,5 млн. жителей (1991). Текстильная, пищевая, бумажная промышленность. Художественные ремесла. Первая английская торговая фактория в Индии (основана в 1613).СУРБАРАН (Zurbaran) Франсиско (1598-1664)испанский живописец. Представитель севильской школы. Строгий монументализм композиций и образов тонко сочетал с тщательностью в передаче предметной фактуры, теплотой цветовой гаммы, светотеневой моделировкой (цикл картин из жизни св. Бонавентуры, 1629).СУРГУТгород (с 1965) в Российской Федерации, Ханты-Мансийский а. о., порт на р. Обь. Железнодорожная станция. 258,5 тыс. жителей (1993). Центр нефтегазодобывающнго района. ГРЭС-I и ГРЭС-II. Газоперерабабатывающая, деревообрабатывающая, пищевая, рыбная промышленность. Краеведческий музей. Основан в 1593, центр русской колонизации Сибири.СУРГУЧсмесь сосновой канифоли, пигмента и минерального масла. Температура размягчения 60-90°С. Применяют для опечатывания почтовых отправлений, бутылочной посуды и др.СУРГУЧЕВ Михаил Леонидович (1928-91)российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1990). Основные труды по разработке нефтяных и газовых месторождений, в т.ч. по методам увеличения нефтеотдачи пластов. Ленинская премия (1966).СУРДАС (ок. 1483 - ок. 1563)индийский поэт, певец, проповедник. Слагал стихи на брадже (одном из диалектов хинди). Его поэзия связана с традициями религиозно-реформаторского движения бхакти. Лироэпическая поэма "Море поэзии Сурдаса" запечатлела крестьянскую жизнь, верования, язык.СУРДИНА (сурдинка) (франц. sourdine, итал. sordina, от лат. surdus - глухой, глухозвучащий)приспособление в музыкальных инструментах (главным образом в струнных и духовых медных) для уменьшения силы звука и изменения тембра.СУРДОКАМЕРА (от лат. surdus - глухой и камера)помещение со звуконепроницаемыми стенами, служащее для проведения физиологических, психологических и др. исследований, а также тренировок (напр., при подготовке космонавтов) в условиях отсутствия звуковых раздражителей.СУРДОПЕДАГОГИКА (от лат. surdus - глухой и педагогика)отрасль дефектологии, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.СУРДОТЕХНИКАотрасль приборостроения; разработка и производство технических средств для коррекции и компенсации недостатков слуха и обусловленных ими нарушений речи.СУРЕНЬЯНЦ Вардгес Яковлевич (1860-1921)армянский живописец, график и театральный художник. Эффектные исторические и историко-бытовые картины ("Семирамида у трупа Ара Прекрасного", 1899).СУРЕПИЦАоднолетнее травянистое растение рода капуста семейства крестоцветных. Ок. 20 видов, в умеренном поясе Северного полушария. В семенах 35-45% масла; медонос.СУРЕПКАрод двулетних или многолетних трав семейства крестоцветных. Ок. 20 видов, в умеренном поясе Северного полушария. Сорняки, растут на влажных местах по лугам, пастбищам, пустырям, у дорог. Сурепку весеннюю, или зимний кресс, культивируют в Зап. Европе как салатное растение.СУРЕПНОЕ МАСЛОрастительное жирное масло, получаемое из семян сурепицы. Используется главным образом в мыловаренной и лакокрасочной промышленности.СУРЖИНА Нонна Андреевна (р. 1937)украинская певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР (1976). С 1963 в Харьковском, с 1974 в Днепропетровском театрах оперы и балета.СУРИЙО ТАИнациональная героиня Таиланда. Жена короля Аютии Маха Чакрапата. В 1549 участвовала в сражении с бирманскими войсками и погибла, прикрывая отступление войск своего мужа.СУРИК ЖЕЛЕЗНЫЙприродный пигмент от желто-красного до вишневого цвета; основной компонент - оксид железа Fe2O3. Используется в лакокрасочных материалах, образующих свето-, щелоче- и кислотостойкие покрытия.СУРИК СВИНЦОВЫЙпигмент от светло-оранжевого до красного цвета; оксид свинца Pb3O4. Применяется в нижних (грунтовочных) слоях антикоррозионных лакокрасочных покрытий. Ядовит.СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916)российский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных чувств. Глубокие по пониманию противоречий исторического процесса произведения Сурикова ("Утро стрелецкой казни", 1881; "Меншиков в Березове", 1883; "Боярыня Морозова", 1887; "Покорение Сибири Ермаком", 1895) отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита. Портреты, акварели.СУРИКОВ Василий Иванович [12 (24) января 1848, Красноярск - 6 (19) марта 1916, Москва]российский художник. Лучший мастер русской исторической картины, соединивший реализм 19 в. с ярким живописным новаторством. Родился в семье канцелярского служащего. Семья Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду; будущий мастер привык с детства воспринимать окружающий сибирский быт с его живописной архаикой и преданиями старины как живую историю. В 1869-75 учится в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Жил в Петербурге, а с 1877 в Москве. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901-03), в Крыму (1913). В 1880-90-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Особое впечатление на него произвели живописцы итальянского и испанского Возрождения, прежде всего Д. Веласкес и художники венецианской школы, такие, как П. Веронезе. В своих письмах о западноевропейских музеях и выставках выше всего ставит "картины с затрагивающим смыслом" и "моготу форм", - и в его собственном творчестве идейность естественно рождалась из чисто художественного впечатления, из формы, не перерождаясь в сухую тенденциозность, которой порой грешили передвижники. Итогом учебы в Академии стала картина "Апостол Петр объясняет догматы веры" (1870, Русский музей). Уже в те годы Суриков проявил себя как мастер пейзажа, причем пейзажа историко-ассоциативного ("Вид памятника Петру I в Петербурге", 1870, там же). Важной школой для него были работы по декоративному оформлению храма Христа Спасителя в Москве, создание композиций для росписей на тему 4-х Вселенских Соборов (эскизы 1876-77 - там же). "Утро стрелецкой казни"Переезд молодого художника в "первопрестольную", впечатления от старинной московской архитектуры (на памятники которой он, как впоследствии говорил М. А. Волошину, смотрел "как на живых людей") явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру - картине "Утро стрелецкой казни". Художник, по словам того же Волошина, "осознавал из форм", писал то, что видел, обладая потрясающей способностью открывать историко-поэтическую ауру внешней видимости. Поэтому, когда он рассказывал, что "Стрельцы" родились из впечатления от "горящей свечи на белой рубахе", а "Боярыня Морозова" - из "вороны на снегу", то это, разумеется, звучит анекдотом, но в то же время затрагивает самый нерв творческого метода мастера. "Утро стрелецкой казни" - грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея), - производит фурор. И дело даже не столько в ассоциациях с тогдашними политическими брожениями и тревогами, с крепнущим социальным противостоянием монархии - хотя этот момент, конечно, сыграл свою роль. Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года - казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I - Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. При этом противостояние народа и царя - или же, в еще более масштабном плане, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории - явлено в виде монументальной трагедии, причем трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта. С невиданной силой Суриков воплощает в своих образах нелинейный, полифонический характер исторического процесса. И этот полифонизм, равноправие противоборствующих сторон составляет главное достоинство его "хоровой картины" (как называет В. В. Стасов многофигурные исторические сцены такого рода). Правда деталей, - тот же стрелец в белой рубахе с молитвенной свечой в руке (если упомянуть лишь одну из множества "нервных клеток" картины) - не как-нибудь поверхностно "осовременивает" образ, но, напротив, укрепляет его "древний дух" (метко подмеченный И. Н. Крамским в письме Стасову, 1884). И древность эта лишена чрезмерной, благостной идеализации. Поминая старую Москву, Суриков говорит о "черной грязи" и серебристом блеске "чистого железа" тележных колес. Подобные "грязь" и "блеск" составляют в картине органическое единство. Живописец-историк. Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах "Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Морозова" (1887; обе - Третьяковская галерея). Обе композиции - об опале и сибирской ссылке самого могущественного из "птенцов гнезда Петрова", об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола - тоже "читаются" как визуальные романы. Тесный, как тюремная камера, интерьер избы в первой картине, ее пластическая статика, и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, - суровой и красочной - разноречивости. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в "Меншикове..." воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова" составляют вершину суриковского творчества. Почти адекватно им "Взятие снежного городка" (1891, Русский музей). Художник подчеркивал, что не мыслит "исторических деятелей без народа, без толпы". Нарушив этот принцип в картине "Меншиков в Березове", он в "Снежном городке", вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив, изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Последующие "хоровые" картины художника ("Покорение Сибири Ермаком", 1895; "Переход Суворова через Альпы", 1899; "Степан Разин", 1903-07, все - Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон). В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Он создает и целый ряд самостоятельных портретов, обычно близких ему людей, - простых по композиции, но чрезвычайно сильных и целостных по красочной лепке ["П. Ф. Сурикова" (мать художника), 1887, Русский музей]. Его замечательный дар колориста, который не красит, а строит форму цветом, пользуясь открытыми, звучными тонами, с особой непосредственностью проявляется в акварельных этюдах. Этапной в цветовых поисках художника явилась поездка в 1910 в Испанию (вместе с зятем П. П. Кончаловским), откуда он привозит едва ли не лучшие свои акварели. Широта его эстетических взглядов проявляется в одобрительном отзыве о кубизме П. Пикассо, а также в дружеском общении с представителем совсем другого поколения, символистом и поэтом"декадентом" М. Волошиным, создавшим большой очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в 1916 в журнале "Аполлон"), который М. В. Нестеров назвал "быть может лучшим, что когдалибо было написано о русских художниках" (в письме А. А. Турыгину, 1927). Среди поздних картин Сурикова следует в первую очередь отметить "Посещение царевной женского монастыря" (1912, Русский музей) и "Благовещение" (1914, Красноярская художественная галерея), где он стремится к более емкой выразительности форм и цвета. В этот период он также пишет ряд лучших своих портретов, по-прежнему лаконически простых композиционно, темных по тону, полных внутреннего драматизма ("Автопортрет", 1913, Третьяковская галерея; "Человек с больной рукой", 1913, Русский музей). Влияние творчества Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка (напр.,. художников круга "Бубнового валета"). Литература: В. И. Суриков: Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977. Волошин М. А. Суриков. Л., 1985. Суриков и Сибирь. Красноярск, 1995. Алленов М. М. Василий Суриков. М., 1996. М. Н. Соколов. |