|
|
Главная >
Энциклопедия >
Т > Термины
ТАТЕВОСЯН Егише Мартиросович (1870-1936)армянский живописец, заслуженный деятель искусств Армении (1935). Реалистические пейзажи, портреты, картины, посвященные жизни и драматической истории армянского народа ("На чужбине", 1895).ТАТЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬмужской, в с. Татев (Армения). Основан в 9 в. Резиденция сюникского митрополита (см. Сюникское царство). Культурный центр с университетом, скрипторием и библиотекой. Упразднен после 1917. Архитектурный комплекс (сильно пострадал от землетрясения 1931) включает церкви Григория (9 в.), Погоса и Петроса (10 в.), надвратную церковь Аствацацин (11 в.), крепостные стены, жилые и хозяйственные постройки (17-18 вв.), культовый монумент - качающийся столб (нач. 10 в.).ТАТЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТнаучный и культурный центр средневековой Армении, создан в Татевском монастыре в сер. 14 в. Наивысший подъем в 1370-1410. Имел 3 факультета, ок. 80 студентов.ТАТЕНЕН (др. -егип. поднимающаяся земля)в египетской мифологии хтоническое божество, бог земли, почитавшийся в городе Мемфис. Отождествлялся с Птахом как бог-демиург, сотворивший мир из хаоса.ТАТИАН (2 в.)христианский писатель-апологет. Знаток греческой риторики и философии, обратился в христианство в Риме; был учеником Иустина Мученика, после казни которого удалился в Сирию, где испытал влияние гностических учений. Автор популярной в древности апологии христианства "Речь против эллинов".ТАТИКАВАгород в Японии, на о. Хонсю. 153 тыс. жителей (1990). Авиакосмическая промышленность.ТАТИШВИЛИ Цисана Бежановна (р. 1937)грузинская певица (сопрано), народная артистка СССР (1979). С 1963 в Грузинском театре оперы и балета.ТАТИЩЕВ Василий Никитич (1686-1750)российский историк, государственный деятель. В 1720-22 и 1734-37 управлял казенными заводами на Урале. В 1741-45 астраханский губернатор. Труды по этнографии, истории, географии, "История Российская с самых древнейших времен" (кн. 1-5, 1768-1848).ТАТИЩЕВ Дмитрий Павлович (1767-1845)российский дипломат, посол в Мадриде (1815-21), Гааге (1821-22), Вене (1826-41). В 1822 уполномоченный на последнем (Веронском) конгрессе Священного союза, принявшем решение о вооруженном вмешательстве в Испании для восстановления абсолютизма.ТАТИЩЕВ Сергей Спиридонович (1846-1906)российский историк. Труды по истории русской дипломатии и внешней политики, биография Александра II; "Род Татищевых 1400-1900" (1900).ТАТЛИН Владимир Евграфович (1885-1953)российский живописец, график, художник-конструктор, театральный художник, заслуженный деятель искусств России (1931). Как живописец был близок к кубизму и футуризму ("Натурщица", 1913). Один из основоположников отечественного художественного конструирования (орнитоптер "Летатлин", 1930-31), кинетического искусства (модель памятника 3-му Интернационалу, 1919-20); проектировал массовые бытовые вещи.ТАТЛИН Владимир Евграфович [16 (18) декабря 1885, Москва - 31 мая 1953, там же]российский художник, дизайнер, сценограф, один из крупнейших представителей новаторского движения в искусстве 20 в., родоначальник художественного конструктивизма. Годы юности и ученичества. Татлин родился в семье инженератехнолога, учился в Харьковском реальном училище. Пятнадцатилетним подростком, убежав из дому, устроился юнгой на пароход и побывал в Стамбуле, затем плавал на учебном парусном судне. В 1905-10 учился в Пензенском художественном училище, где получил звание "профессионального рисовальщика". Параллельно занимался в ряде студий Москвы и Петербурга. В каникулярные месяцы ученических лет много занимался изучением и копированием образцов древнерусского искусства. Став художником, в начале 1910-х гг. несколько раз совершал морские путешествия, нанимаясь на лето в Одессе матросом. Вхождение в круг новаторов. В конце 1900-х - начале 1910-х гг. художник сблизился с отечественными авангардистами, прежде всего с М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой, поэтами Велимиром Хлебниковым, А. Е. Крученых и другими. В те годы в сферу интересов Татлина входили в основном живопись и рисунок. Самыми значительными работами стали холсты "Матрос (Автопортрет)" (темпера, 1911, Русский музей), "Продавец рыб" (клеевые краски, 1911, Третьяковская галерея). Моряки, рыбаки - романтические герои, связанные с морем, - часто бывали персонажами его рисунков и холстов; отождествление себя с бывалым "морским волком" - черта длительного периода в биографии Татлина. Татлин быстро выдвинулся в среде русских авангардистов; участвовал в иллюстрировании футуристических книг, в конце 1911 оформил спектакль "Царь Максимилиан" в Московском литературнохудожественном кружке, затем самостоятельно работал над сценографией опер М. Глинки "Жизнь за царя" (1913-15) и Р. Вагнера "Летучий голландец" (1915-18). Летом 1912 организовал в Москве собственную студию, в которой занимались живописью многие "левые художники", ведя аналитические исследования формы. С этого времени и до конца 1920-х гг. Татлин был одной из двух центральных фигур русского авангарда, наряду с К. С. Малевичем, в соперничестве с которым развивал свои художественные открытия, легшие в основу будущего движения конструктивистов. Участник множества отечественных выставок, в феврале-марте 1914 как певец и бандурист сопровождал выставку русского народного искусства в Берлине, затем поехал в Париж, где посетил мастерскую Пикассо. Создание контррельефов. В мае 1914 в Москве Татлин организовал "Первую выставку живописных рельефов". Выставленные произведения (их другими названиями были "материальные подборы", "контррельефы") представляли собой объемно-пространственные композиции, изготовленные из заведомо "нехудожественных" материалов - железа, картона, дерева, стекла, штукатурки и т.д., иногда в комбинации с бытовыми предметами или фрагментами готовых изделий (обоями, тисненой фольгой, ножкой стула, консервной банкой и т.д.). Контррельефы Татлина, в которых материалы, существующие в жизни, стали и объектом искусства, и самим искусством, наметили выходы к новым пространственным концепциям и послужили мощным стимулом в самоопределении многих русских мастеров-новаторов. Послереволюционная деятельность. После Октябрьской революции Татлин энергично включился в общественно-художественную жизнь: в 1917 был членом "левого блока", председателем "молодой фракции" в профессиональном союзе художников-живописцев, с 1918 - председатель Московской художественной коллегии Наркомпроса, член музейного отдела, инициатор создания музеев нового типа ("музеев художественной культуры"). В 1917 оформил вместе с Г. Б. Якуловым и другими кафе "Питтореск". Был председателем Объединения левых течений в искусстве (1921-25), руководил Отделом материальной культуры Государственного института художественной культуры (1923-25) в Петрограде-Ленинграде. "Модель проекта Памятника 3-му Коммунистическому Интернационалу"В 1919-20 Татлин спроектировал и изготовил модель своего самого знаменитого творения - Памятника 3-му Коммунистическому Интернационалу ("Башни Татлина") - выставленную в декабре 1920 в Москве во время работы 8-го съезда Советов. Сооружение, превосходившее в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, было задумано как административный и агитационно-пропагандистский центр Коминтерна, организации, готовившей человечество к мировой революции. Конструкция из "металлических" балок (изготовленных на самом деле из деревянных реек) и четырех вращающихся с разными скоростями прозрачных объемов должна была вмещать исполнительные, законодательные и пропагандистские учреждения Коминтерна. Энергичная диагональ "Башни Татлина" сочеталась с двумя охватывающими ее спиралями, вращающиеся объемы были вписаны внутрь обнаженной каркасной структуры. Грандиозное здание-монумент, сконструированное на основе новаторских художественно-пластических и технико-инженерных форм, обладало утилитарным назначением, и вместе с тем его образ был неразрывно связан с символическим выражением утопических социально-общественных идеалов. Сам Татлин почитал свое творение высшим достижением "синтеза методов живописи, скульптуры и архитектуры". Оригинальная пятиметровая модель "Башни Татлина", выставленная в последний раз в 1930, была затем утрачена (наиболее точная из многочисленных реконструкций модели "Башни" была создана в России в 1992-93). Деятельность Татлина в 1920-е гг. В 1919-25 художник был связан с Петроградом-Ленинградом; в 1925-27 работал в Киеве, преподавал в Киевском художественном институте; с 1927 и до конца дней проживал в Москве. В 1923 в Государственном институте художественной культуры в Петрограде Татлин поставил спектакль "Зангези" по поэме Велимира Хлебникова, где выступил как режиссер, сценограф и актер, создав свой вариант "конструктивистского театра". В тот же период мастер обратился к деятельности в утилитарно-прикладной сфере, создал многочисленные эскизы мужской и женской одежды, характеризовавшиеся простотой и практичностью, проектировал посуду, мебель и т.д. Дизайнерское мышление Татлина отличалось необычной чертой: он стремился выдвинуть проектную идею, реализация которой в лучшем случае была бы возможна в будущем. В 1929-32 художник и его помощники работали над уникальной моделью одноместного летательного аппарата "Летатлин", испытания которого закончились неудачей. Последние десятилетия жизни. В 1931 Татлин получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1932 состоялась его единственная прижизненная персональная выставка. Начиная с 1930-х гг., творчество художника шельмовалось как "формалистическое". Татлин вынужден был зарабатывать на хлеб как театральный художник, консультант в архитектурной мастерской, руководитель бригады художников, исполнявших наглядные пособия для Московского государственного университета. С конца 1930-х гг. обратился к реалистической живописи, создав немалое количество натюрмортов, пейзажей, портретов. Возрождение интереса к наследию Татлина началось в 1960-е гг., с тех пор в разных странах мира были проведены многочисленные выставки, позволившие оценить вклад выдающегося русского мастера в художественную культуру 20 в. Литература: Владимир Татлин: Ретроспектива / Сост. Ан. Стригалев и Юрген Хартен на рус. и нем. яз. Кельн, 1993. Shadowa L. A. Tatlin. Budapest, 1984. (Переиздана в 1987 на нем., в 1988 на англ., в 1989 на франц. яз.). А. С. Шатских.ТАТРАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРКв Словакии, основан в 1948, площадь 50 965 га; в Польше - в 1954, площадь 22 075 га. Горные хвойные, смешанные и широколиственные леса, альпийские луга Татр. Рысь, медведь, олень, серна, косуля, беркут, филин, глухарь и др. Туризм.ТАТРЫ (Tatry) (Высокие Татры, польск. Tatry Wisokie; cловац. Vysoke Tatry)горный массив в Польше и Cловакии, наиболее высокий в Карпатах (г. Герлаховски-Штит, 2655 м). Длина 65 км. Хвойные леса, луга. Кары, ледниковые озера. Национальный парк. Курорты, центры зимних видов спорта (Закопане, Штрбске-Плесо и др.).ТАТСКИЙ ЯЗЫКязык татов, относится к иранской группе индоевропейской семьи языков. Распадается на 2 диалекта: северный и южный. Северный диалект является одним из литературных языков Дагестана. Письменность на основе русского алфавита.ТАТУИРОВКА (полинезийск.)нанесение на тело рисунков накалыванием и втиранием под кожу красящих веществ.ТАТХАГАТА (санскр. так пришедший)в буддийской мифологии эпитет будды или архата.ТАТЫнарод в Российской Федерации (в основном в Дагестане - 12,9 тыс. человек; всего 19,4 тыс. человек, 1992) и Азербайджане (10,2 тыс. человек). Язык татский. Верующие таты - иудаисты, мусульмане-сунниты, христиане-монофиситы.ТАТЬЯНИН ДЕНЬ12 января старого стиля. В этот день в 1755 императрица Елизавета Петровна подписала Указ об учреждении Московского университета. В 19 - нач. 20 вв. студенты, преподаватели и выпускники университета ежегодно отмечали Татьянин день (днем - торжественный акт в университете, вечером - традиционный ужин в ресторане "Эрмитаж"). Празднование Татьянина дня описано многими мемуаристами.ТАТЬЯНИЧЕВА Людмила Константиновна (1915-80)русская поэтесса. Сборники стихов: "Верность" (1944), "Родной Урал" (1950), "Синегорье" (1958), "Малахит" (1960), "Зорянка" (1970), "Пора медосбора" (1974), "Хвойный мед" (1978). |