Энциклопедический словарь
 
 

Т






Главная > Энциклопедия > Т > Термины

ТРОМБОЦИТОПЕНИЯ (от тромбоциты и греч. penia - недостаток)

уменьшение числа кровяных пластинок в единице объема крови; физиологическая (напр., во время менструаций) или при различных заболеваниях. Следствие тромбоцитопении - склонность к кровоточивости. См. также Пурпура тромбоцитопеническая.

ТРОМБОЦИТЫ (от тромб и... цит)

клетки крови позвоночных животных, содержащие ядро (кроме млекопитающих). Участвуют в свертывании крови. Безъядерные тромбоциты млекопитающих и человека называют кровяными пластинками. В 1 мм3 крови человека 180-320 тыс. тромбоцитов.

ТРОМБОЭМБОЛИЯ (от тромб и греч. embole - вбрасывание)

закупорка артерий в результате отрыва части тромба, образовавшегося в венах, полостях сердца, аорте, и ее переноса с током крови. Основные проявления: гангрена конечности, инфаркты различных органов (легких, почек и др.).

Энциклопедический словарь можно купить на диске...

ТРОМПЫ (франц. trompe)

треугольные нишеобразные своды, применяемые в качестве переходных конструкций от квадратного в плане нижнего помещения к круглому или многоугольному в плане верхнему помещению, к куполу или его барабану.

ТРОМСЕ (Tromse)

город на севере Норвегии, порт на Норвежском м., административный центр фюльке Тромс. 50 тыс. жителей (1990). Рыболовство и рыбопереработка. Университет.

ТРОМЪЕГАН

река в центральной части Зап. Сибири, правый приток Оби. 581 км, площадь бассейна 55,6 тыс. км2. Средний расход воды 425 м3/с. Судоходна на 250 км от устья.

ТРОН (греч. thronos)

богато украшенное кресло на специальном возвышении - место монарха во время официальных приемов, торжественных церемоний; символ монархической власти.

ТРОН (сокращение слова электрон)

традиционное окончание названия электровакуумных приборов и других устройств (напр., бетатрон, магнетрон).

ТРОН ЛЮДОВИЗИ

название греческого мраморного трехстороннего алтаря (ок. 470-460 до н. э.). Центральная часть украшена рельефами с изображением рождения Афродиты, по сторонам алтаря - гетеры и невесты, символизировавшие разные ипостаси любви или образы служения богине. Находится в Национальном музее в Риме, ранее - в собрании Людовизи.

ТРОНА

минерал класса карбонатов, Na3H(CO3)2 · 2H2O. Бесцветные, белые, серые кристаллические корки. Твердость 2,5; плотность 2,1 г/см3. Химический озерный осадок. Сырье для получения соды. Месторождения: содовые озера Кулунды (Россия), Калифорнии и Невады (США), Египта.

ТРОНКОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (от франц. tronc - ствол)

бескрейцкопфный двигатель внутреннего сгорания, в котором в отличие от крейцкопфного двигателя боковые усилия, возникающие в кривошипном механизме, воспринимаются поверхностями поршня и цилиндра. Применяется в автомобилях, мотоциклах и других транспортных машинах (кроме судов).

ТРОННАЯ РЕЧЬ (в конституционных монархиях)

обращение монарха к представительному органу власти, содержащее принципиальные положения внешней и внутренней политики.

ТРОНСКИЙ Иосиф Моисеевич (1897-1970)

российский филолог, доктор филологических наук. Труды по истории античной литературы, древнегреческому и латинскому языкам, индоевропейской компаративистике.

ТРОНХЕЙМ (Trondheim)

город на северо-западе Норвегии, порт на берегу Тронхеймс-фьорда, в устье р. Нид-Эльв, административный центр фюльке Сер-Тренделаг. 138 тыс. жителей (1993). Машиностроение, деревоперерабатывающая, пищевая промышленность. Университет. Музей художественной промышленности Сев. Норвегии, Народный музей на открытом воздухе. Художественная галерея. Романско-готический собор (12-14 вв.), епископский дом (12-13 вв.), классицистическая королевская резиденция (18 в.). Основан в 997. Древняя столица Норвегии (Нидарос).

ТРООСТИТ (тростит) [от имени французского химика Л. Ж. Труста (Трост; L. -J. Troost) 1825-1911]

структурная составляющая железоуглеродистых сплавов - эвтектоидная смесь феррита и цементита. Высокодисперсная разновидность перлита.

ТРОПАРЬ (позднегреч. troparion)

молитвенные стихи и песнопения православной церкви в честь какого-либо праздника или святого.

ТРОПИЗМЫ (от греч. trpos - поворот, направление)

ростовые движения органов растений (стебля, корня, листьев), обусловленные направленным действием какого-либо раздражителя - света (фототропизм), силы земного тяготения (геотропизм), температуры (термотропизм), прикосновения (гаптотропизм), воды (гидротропизм), кислорода (аэротропизм) и других химических веществ (хемотропизм). В основе тропизмов лежит неравномерный рост, вызываемый перераспределением в растении фитогормонов.

ТРОПИКИ [от греч. tropikos (kyklos) - поворотный (круг)]

параллели с широтами 23° 07 - Северный, или Тропики Рака, и Южный, или Тропики Козерога. В день летнего солнцестояния (21-22 июня) Солнце в полдень находится в зените над Северными Тропиками, аналогично в день зимнего солнцестояния (21-22 декабря) - над Южными Тропиками.

ТРОПИНИН Василий Андреевич (1776-1857)

российский живописец. В портретах стремился к живой, непринужденной характеристике человека (портрет сына, 1818; "А. С. Пушкин", 1827; автопортрет, 1846), создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа ("Кружевница", 1823).

ТРОПИНИН Василий Андреевич [19 (30) марта 1776, с. Карповка Новгородской губернии - 4 (16) мая 1857, Москва]

российский художник. Один из основоположников романтизма в живописи России. Родился в семье крепостных. Был крепостным сначала графа А. С. Миниха, затем И. И. Моркова. В 1798-1804 учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком (последний тоже стал впоследствии видным мастером русского романтизма). В 1804 Морков вызвал молодого художника к себе; затем тот попеременно жил то на Украине, в селе Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца, обязанного одновременно выполнять хозяйственные поручения помещика. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, в 1824 поселился в Москве. Раннее творчество. Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба - в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное - вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета ("Булаков", 1823; "К. Г. Равич", 1823; автопортрет, около 1824; все три - там же). Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы "внимает музе", вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом. Портрет и жанр. Уже с раннего периода художник активно интересуется и бытовым жанром, создав большое количество рисунков и этюдов украинских крестьян. Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных "безымянных" картинах, самой известной из которых является миловидная "Кружевница" (1823, там же), подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом; тип девушки из низов становится лирическим олицетворением Женственности как таковой, не теряя тонкой натурной убедительности. Тропинин не раз обращался к жанровому типажному портрету ("Гитарист", 1823, там же; "Золотошвейка", 1825, Художественный музей Республики Коми, Сыктывкар), обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах (как и свои автопортреты). В портретах 1830-40-х годов возрастает роль выразительной детали, в ряде случаев - пейзажного фона, усложняется композиция, напряженней и экспрессивней становится колорит. Романтическая атмосфера, стихия творчества, предстает еще более наглядной в портрете "К. П. Брюллова" (1836, Третьяковская галерея) и автопортрете 1846 года (там же), где художник представил себя на эффектном историческом фоне Московского Кремля. При этом романтизм художника, не возносясь в эмпиреи, обычно остается камерным и умиротворенно"домашним" - даже там, где очевиден намек на сильное чувство, эротический мотив ("Женщина в окне", чей образ был навеян поэмой М. Ю. Лермонтова "Тамбовская казначейша", 1841, там же). Поздние произведения Тропинина (например, "Слуга со штофом, считающий деньги", 1850-е гг., там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, однако по-прежнему привлекают своей жанровой наблюдательностью, предвосхищающей страстный интерес к бытописанию, свойственный русской живописи 1860-х гг.. Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особенности карандашные портретные наброски, выделяющиеся острой характерностью наблюдений. Проникновенная задушевность и поэтически-бытовой, гармонический лад его образов не раз воспринимались как специфическая черта старомосковской художественной школы. В 1969 году в Москве был открыт Музей Тропинина и московских художников его времени. Литература: Амшинская А. М. В. А. Тропинин. М., 1976. В. А. Тропинин: Исследования, материалы. М., 1982. М. Н. Соколов.

< Назад Далее >


Сайт создан в системе uCoz