часть среднего мозга; два парных образования - верхнее и нижнее двухолмия. Первое двухолмие - одно из подкорковых центров зрения, второе - слуха.
разговорное название русской серебряной монеты в 25 коп.
российский солдат-драгун. В Отечественную войну 1812 попал в плен, но бежал и создал в Гжатском у. Смоленской губ. партизанский отряд, успешно действовавший в тылу противника.

то же, что лимфогранулематоз паховый.
республика во Франции в 1946-58.
в музыке - звуковая система, основана на разделении октавы на 24 равных интервала в 1/4 тона. Была распространена в Др. Греции, возрождалась в виде художественного эксперимента в 16 в.; используется и в 20 в.
раздел исторической геологии, изучающий четвертичную (антропогеновую) систему и соответствующий ей период в истории Земли.
антропогеновая система (период), третья система кайнозойской эратемы (группы), соответствующая последнему периоду геологической истории, продолжающемуся поныне. Длительность четвертичного периода оценивается от 700 тыс. лет до 2,5-3,5 млн. лет. Подразделяется на плейстоцен и голоцен. При расчленении четвертичной системы используются главным образом био- и климатостратиграфические методы. В течение четвертичного периода рельеф, климат, растительность и животный мир приняли современный облик; характерно развитие оледенений (особенно в Северном полушарии). С четвертичным периодом связано становление человека (см. Антропогенез).
вид землевладения однодворцев в России; число четвертей земли, наследственно закрепленных за определенной семьей без права продажи. По реформе государственных крестьян 1866 превратилось в полную частную собственность.
вид смертной казни в средние века в России (до кон. 18 в.) и в европейских государствах: рассечение тела осужденного на 4 части или последовательное отсечение конечностей и головы.
в металлургии - дополнительная обработка металла (главным образом проката), полученного после первых трех переделов: холодная прокатка металла, профилирование полосы (производство гнутых профилей), волочение, нанесение защитных покрытий, а также производство метизов и некоторых бытовых изделий.
русская мера объема сыпучих тел (1 четверть = 2 осьминам = 209,91 л) и жидкостей (1 четверть = 1/4 ведра = 3,08 л).
центральные государственные учреждения в России 16-17 вв.; ведали финансами отдельных территорий государства и административно-судебными делами по отношению к тяглому населению и питейными доходами (Новая четь). Взимали с податного населения "четвертные доходы", за счет которых выплачивали высшим разрядам служилых людей годовое жалованье.
бусы (деревянные, костяные, янтарные и др.), нанизанные на шнурок и применяемые для отсчета молитв и поклонов.
функция, удовлетворяющая равенству f(-x) = f(x) при всех x.
на Балканском полуострове: 1) в 15-19 вв. участники (главным образом гайдуки) вооруженной борьбы партизанских отрядов (чет) против османского ига; 2) члены группировок в Югославии, осуществлявшие в годы 2-й мировой войны вооруженную борьбу против Народно-освободительной армии Югославии.
целое число, делящееся на 2, напр. 0, 2, 4; -2, -4. Всякое четное число можно представить в виде 2m, где m - целое число.
квантовое число, характеризующее симметрию волновой функции физической системы или элементарной частицы при некоторых дискретных преобразованиях: если при таком преобразовании ? не меняет знака, то четность положительна, если меняет, то четность отрицательна. Для абсолютно нейтральных частиц (или систем), которые тождественны своим античастицам, кроме четности пространственной, можно ввести понятия зарядовой четности и комбинированной четности (для остальных частиц замена их античастицами меняет саму волновую функцию).
квантовомеханическая характеристика, отражающая свойства симметрии элементарных частиц или их систем при зеркальном отражении (пространственной инверсии); сохраняется во всех взаимодействиях, кроме слабого.
общество художников (1924-31) в Москве. Включало главным образом бывших членов "Мира искусства" и "Голубой розы" - живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов (И. В. Жолтовский, А. И. Кравченко, П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, В. И. Мухина, М. С. Сарьян, А. В. Щусев). Члены общества стремились к высокому профессиональному мастерству, эмоциональной реалистической передаче действительности в изобразительном искусстве; разрабатывали принципы современного градостроительства.