|
|
Главная >
Энциклопедия >
Ш > Термины
ШТИЛЬ (нидерл. stil)безветрие или очень слабый ветер (со скоростью до 0,5 м/с).ШТИРНЕР (Stirner) Макс (наст. имя и фам. Каспар Шмидт, Schmidt) (1806-56)немецкий философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В главном сочинении "Единственный и его достояние" (1845) проводил идеи последовательного эгоцентризма: единственная реальность - "Я", индивид.ШТИТНЫЙ (Stitny) Томаш (ок. 1333 - ок. 1405)идеолог мелкого чешского рыцарства. Автор трактатов (на чешском языке) на религиознофилософские и моральные темы (критика католической церкви и феодальных порядков).ШТИФТ (нем. Stift)цилиндрический или конический стержень для неподвижного соединения деталей или для фиксации их при сборке.ШТИФТЕР (Stifter) Адальберт (1805-68)австрийский писатель. Реалистические новеллы (сборники "Этюды", т. 1-6, 1844-50; "Пестрые камни", 1853), психологический "роман воспитания" "Бабье лето" (т. 1-3, 1857), исторический роман "Витико" (т. 1-3, 1865-67).ШТИХЕЛЬ (нем. Stichel) (грабштихель)стальной тонкий стержень ромбовидного, клинообразного, полуовального сечения со срезанным концом. Используется в технике резцовой гравюры и ксилографии, а также при корректуре (исправлении) и отделке клише.ШТИХМАС (штихмасс) (нем. Stichmab)1) измерительная лента в обувном производстве для обмера колодки и стопы. 2) То же, что нутромер.ШТОГАРЕНКО Андрей Яковлевич (р. 1902)украинский композитор, народный артист СССР (1972), Герой Социалистического Труда (1982). Сюита "Памяти Леси Украинки" (1951), 6 симфоний, в т.ч. симфоническая кантата "Украина моя" (1943), и др. Председатель правления Союза композиторов Украины (1968-89). Профессор (с 1960), ректор (1954-1968) Киевской консерватории. Государственная премия СССР (1946, 1952).ШТОКобычно цилиндрический стержень (сплошной или полый) для соединения поршня с ползуном, напр. в паровой машине, поршневом насосе.ШТОК (нем. Stock)относительно небольшое интрузивное тело неправильной формы, приближающейся к цилиндрической; обычно крутопадающее; рудный шток - тело сплошных или почти сплошных руд; измеряется десятками метров в поперечнике.ШТОКВЕРК (нем. Stockwerk)рудное тело неправильной формы; образовано массой горной породы, пронизанной густой сетью различно ориентированных жил и прожилков из рудных минералов.ШТОКОЛОВ Борис Тимофеевич (р. 1930)российский певец (бас), народный артист СССР (1966). С 1959 в Ленинградском театре оперы и балета. Государственная премия СССР (1981).ШТОКХАУЗЕН (Stockhausen) Карлхайнц (р. 1928)немецкий композитор и теоретик. Представитель музыкального авангарда, работает главным образом в области электронной музыки.ШТОЛЬНЯ (от нем. Stollen)горизонтальная или наклонная подземная горная выработка с выходом на поверхность для обслуживания подземных горных работ (эксплуатационные, разведочные, вентиляционные и др.).ШТОЛЬЦ (Stoltz) Эрик (р. 1961)американский киноактер. Дебютировал в 1982 в главной роли в фильме П. Богдановича "Маска". Обладает даром передавать подтекст с помощью скупых деталей и жестов. В 1990е гг. стал известен как один из членов т.н. "клана Тарантино", снимался в его фильме "Криминальное чтиво" (1994), фильме Р. Эйвери "Убить Зои" (1994) и др.ШТОПОР (от нидерл. stopper)в авиации - падение самолета или планера по крутой винтовой линии с вращением вокруг всех трех осей. Иногда выполняется в качестве фигуры высшего пилотажа.ШТОРМ (нидерл. storm)буря, длительный, очень сильный ветер, св. 9 баллов по шкале Бофорта и скоростью более 20 м/с, наблюдается обычно при прохождении циклона; сопровождается сильным волнением на море и разрушениями на суше.ШТОРМ Георгий Петрович (1898-1978)русский писатель. "Повесть о Болотникове" (1930), "Потаенный Радищев" (1965) и другие историко-документальные произведения.ШТОРМ (Storm) Теодор (1817-88)немецкий писатель. Патриотическая, пейзажная и любовная лирика; элегические "новеллы настроения" ("Иммензее", 1852); повести ("В замке", 1861) и рассказы, полные симпатии к простолюдинам. Сказки, исторические хроники.ШТОС (Sto?) Фейт (польск. Вит Стош, Ствош, Stosz, Stwosz) (ок. 1455-1533)немецкий и польский скульптор. Произведения Штоса знаменуют переход от поздней готики к Возрождению. Резные деревянные алтари с выразительными раскрашенными статуями и рельефами (алтарь костела девы Марии в Кракове, 1477-89). |