| Оглавление | ОГЛАВЛЕНИЕ | |
| Предисловие | 3 |
| Введение. Предмет и задачи теоретической поэтики | 7 |
| 1. Теоретическая поэтика как научная дисциплина | 7 |
| 2. Текст, литература художественная, произведение | 15 |
| Часть первая. ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА | |
| Глава 1. Эстетический объект: поэтика — эстетика — семиотика | 29 |
| 1. Искусство как познание. Теория образа | 29 |
| 2. Искусство как «язык». Знак и знаковая система в художественном произведении | 37 |
| 3. Искусство как творческая деятельность. Содержание, форма, материал | 46 |
| 4. Своеобразие эстетического. Авторская «вненаходимость», «внежизненно активная позиция» и художественное «завершение» | 52 |
| 5. Художественная словесность и другие виды искусства | 61 |
| Глава 2. Материал: поэтика, риторика и стилистика | 69 |
| 1. Слово (речь) как материал художественного произведения | 69 |
| 2. Поэзия и проза: принципы разграничения | 76 |
| 3. «Готовый» поэтический образ: тропы и фигуры, топосы и эмблемы | 88 |
| 4. Семантически открытый поэтический образ: параллелизм, «возрожденная» метафора, символ | |
| и «нестилевое» слово | 106 |
| 5. Специфика прозаического словесного образа | 126 |
| Часть вторая. СТРУКТУРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ | |
| Введение. Читатель и структура литературного произведения | 136 |
| Глава 1. Рассказанное событие: мир героя и понятия сюжетологии | 142 |
| 1. Художественное время, пространство, событие | 142 |
| 2. Сюжет и фабула, ситуация и коллизия (конфликт) | 150 |
| 3. Сюжет и мотив. «Комплекс мотивов» и типы сюжетных схем | 161 |
| Глава 2. «Событие рассказывания»: структура текста и понятия нарратологии | 178 |
| 1. Компонент и композиция. Точка зрения и перспектива | 178 |
| 2. Проблема повествования и композиционные формы речи. Повествование, описание, характеристика | 187 |
| 3. Повествователь и рассказчик | 196 |
| Глава 3. Автор и герой: произведение как целое и его границы | 203 |
| 1. Образ автора и автор-творец | 203 |
| 2. Проблема литературного героя. Персонаж, характер, тип | 206 |
| 3. Система персонажей и авторская позиция | 219 |
| Часть третья. ТИП ПРОИЗВЕДЕНИЯ | |
| Введение. Тип произведения и категории рода, жанра и стиля | 225 |
| Раздел I. Род | 242 |
| Глава 1. Эпика | 242 |
| 1. Родовая структура; эпический мир и сюжет | 242 |
| 2. Эпический субъект и герой | 252 |
| Глава 2. Драма | 259 |
| 1. Родовая структура; тип «завершения»: катастрофа и катарсис | 259 |
| 2. Мир драмы: действие; завязка, развязка и перипетия | 273 |
| 3. Текст драмы: формы речи, композиция | 282 |
| 4. Герой в драме: драматический характер, тип, роль (амплуа) | 294 |
| Глава 3. Лирика | 299 |
| 1. Родовая структура; виды лирического субъекта, слово | 299 |
| 2. Мир лирического произведения: событие и сюжет | 310 |
| Раздел П. Жанр | 317 |
| 1. Канонические и неканонические жанры; «канон» и «внутренняя мера» | 317 |
| 2. «Твердые» и «свободные» формы в эпике | 321 |
| 3. Классическая и «новая» драма. Трагедия, комедия, драма как жанр | 341 |
| 4. Канонические и неканонические жанры лирики... 356 Раздел III. Стиль | 369 |
| 1. Стиль литературного произведения | 369 |
| 2. Чужой стиль в литературном произведении | 376 |
| Библиография | 385 |
| Именной указатель | 393 |